За
Россию!
Не I силе бог, а в правде — Длексаидр Невсннн
„POSSEV"
Bozlaipolitische Rundschaa In russlscher Sprache. Deutschland
Social and Political Review in Russian Language. Germany
Bebdomadalre Social et Politique en langue russe. Allemagne
Издательство и редакция: Limburg/Lahn, Verlag
„Possev". Bankkonto: Limburger Bank V 14. Postschekkonto:
Frankfurt/M 33.461. Условия подписки в
Германии: 5 ном.—3 НМ, 10—6 НМ, 15—9 НМ. и т л.
Условия приема объявлений: 1/64 стр.—7 НМ, 1 '32—
13 НМ, 1/16—25 НМ, 1/8—50 НМ, 1/4—90 НМ. 12—
180 НМ, 1 стр.—360 НМ. Розыски—20 пф. слово.
Еженедельник общественной и политической мысли,
v год
Выходит по воскресеньям.
Цена номера в розничной продаже
ВОСКРЕСЕНЬЕ, 17 АПРЕЛЯ 1949 Г.
|
РЕСТАВРАЦИЯ РАБСТВА
С. Деснянский
Бодро и уверенно смотрели передовые
умы XVIII и XI X веков в будущее.
Они полагали, что человек по своей
природе добр и благороден и что только
невежство, бесправие и нищета повинны
в его пороках. Все дело в воспитании
и просвещении, — утверждали они. И в
государственных учреждениях, — добавляли
другие- И в экономической
структуре общества, — настаивали третьи.
Новые идеи зажигали массы и вели
к революционной ломке ранее сложившихся
отношений.
В 1776 г. появилась американская
«Declaration of Independence*, в 1789
г.
французская «Декларация прав гражданина».
Шаг за шагом исчезали сословные
привилегии. Освобождение крестьян
от крепостной зависимости в России
перекликалось с отменой рабства в
Америке. Увенчивалась успехом борьба
за всеобщее избирательное право кза
восьмичасовой рабочий день. Возникали
мощные рабочие ассоциации и
миллионные партии. Мираж социалистического
рая казался для многих близкой
действительностью, путь к которой,
по рецепту Маркса, был так подкупающе
прост — через диктатуру пролетариата.
Идея
закономерного восхождения от
низших социальных формаций к формациям
высшим стала азбучной истиной
социологии. Если и были расхождения,
то только в оценке роли «мутаций»
— революционных вмешательств
в естественный ход развития. Что же
касается чередования формаций: первобытный
коммунизм — патриархат —
рабство — феодализм — капитализм —
нечто, более прогрессивное, чем капитализм,
то здесь были едины все «прогрессисты»
— от марксистов до апологетов
капитализма включительно.
Раздвоенная душа единичного человека,
колеблющаяся между добром и
злом, между Богом и дьяволом, была
позабыта. Но как раз в ней, а не во вторичных
факторах, и заключается реальный
«базис» общества. Мечта о золотом
веке социализма вне желания приблизиться
к Богу, вне стремления каждого
отдельного человека самому стать
лучше, благороднее, честнее есть мечта
о социальном «perpetuum mobile»,
0
созВ
номере :
Н. Градобоев
НАКАНУНЕ XI X СЪЕЗДА
К. Г- Б-ский
В СТРАНЕ ВЕЛИКИХ ОЗЕР
В. Горич
ПОВЕСТЬ О ВЕРТИКАЛЬНЫХ
ГОРИЗОНТАХ
Мих. Розанов
ЗАВОЕВАТЕЛИ БЕЛЫХ ПЯТЕН
дании чего-то из ничего, есть химера,
столь же неосуществимая, как и «регреtuum^mobiles
физический- Утилитаристический
эгоизм—индивидуальный, групповой,
государственный, даже общечеловеческий
— мог, конечно, приводить
(и приводит!) к реально осязаемым успехам.
Но прогресс, зиждущийся только
на этом, обречен на вырождение в свою
противоположность.
Октябрьская революция 1917 года и
является, именно в этом свете, событием
всемирной важности. Расплатой за
забвение заботы о качестве человека,
за сознательное развязывание всех низменных
инстинктов, за ставку на зло
— было доказательство невозможности
социального «perpetuum mobile*. Возведение
зла на пъедестал могло вести только
к прогрессу, к сосредоточению власти
в руках честолюбивых и кровожадных
прохвостов, к политическому и
экономическому закабалению личности,
а следовательно и к реставрации самой
низшей социальной формации, знающей
прибавочный труд, т. е. к р е с т а-(Продолжение
на стр. 8)
70 пфен.
№ 16 (151)
13 АПРЕЛЯ
1 Опубликованы результаты работы Комис1
сии по присуждению сталинских премий.
1 Пресса и радио уделяют этому событию мно|
го внимания. Печатаются статьи новых «лау|
реатов», выражающих благодарность «партии
| и правительству и лично товарищу Сталину
| за высокую награду», передаются отрывки из
| музыкальных, литературных и драматичес|
ких произведений отмеченных премией. Мы
1 не можем подробно останавливаться на ана1
лизе всех этих произведений. Сделаем это в
| специальной статье, но основную тенденцию
I отметим. Она заключается в том, что болыгги|
нство наград выдано, с большевистской точ|
ки зрения, по заслугам. Отмечены, главным
| образом, те авторы и произведения, которые
| наиболее ясно и преданно отвечают требова|
ниям политической линии ЦК. Художествен|
ные достоинства отступают на второй план.
| Бездарные пьесы о «безродных космополи|
тах», написанные наспех .картины, иэобража|
ющие во всех видах самого «вождя народов»
| или его подручных, песни, воспевающие все
| того же «вождя», скульптуры, «его» запечат|
ляющие «на века» и т. п. пропагандная проду|
кция — вот что в основном представляют из
1 себя «лучшие достижения советской культу|
ры». Процент действительно художественных
| произведений — ничтожен. Так ничтожен,
| как еще никогда не был. Немудренно: духов|
ный террор усиливается. Наша страна пере|
живает сейчас эпоху «ежовщины» в области
| творчества. А это неизбежно приводит к ду|
ховной нищете и к бездарным результатам.
| Мы далеки от мысли возлагать за это вину
| на самих «лауреатов». Главная вина лежит
| на режиме, удушающем все талантливое, ярj
кое, самобытное. Но не можем не бросить уп|
рек и «лауреатам». Они мало думают о своей
| ответственности перед народом. Не перед отI
влченным «советским народом», доверием ко|
торого козыряют «вожди», а перед р о с с и йЦским
народ,ом, вот уже три десятилетия
I ведущим борьбу против угнетателей. Больше1
вистская система страшна и сильна уем^ что
Б заставляет служить себе даже тех, кто в ду1
ше ей враждебен. Среди «лауреатов», наверj
ное, немало людей большевизму враждебных.
| Не все способны открыто выступить против
| режима, порвать с ним. Но не «переслужи|
вать»"— это во власти каждого. А на этот раз
| многие «переслужили». Некоторые за страх,
J некоторые за совесть.
| И тем и другим следует вспоминать, что
| «вожди» приходят и уходят, а народ остается.
| И день «ухода» более близок, чем это многим
I кажется.
*
Е. Р.
Стр.1