ft POSSEV"
выходит ПО
ВОСКРЕСЕНЬЯМ
ЦЕНА ОТДЕЛЬНОГО
НОМЕРА
ДВЕ МАРКИ
год издания
•
і ш
1
АЛЕКСАНДР
НЕВСКИЙ
Еженедельник общественно-политической мысли
ВОСКРЕСЕНЬЕ, 24 ИНГУШ 1947 ГОДА
О ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
В сегодняшнем номере «Посева» мы
помещаем статью «А. И. Деникин и Белая
Идея», принадлежащую перу одного из
участников Белого Движения. У свежей
могилы одного из вождей Белого Движения
автор коснулся вопроса о преемственности
Белой Идеи, о преемственности тех
идеалов, за которые шла борьба во время
Гражданской войны.
К сожалению, автор не раскрыл до конца
сущности происходивших в России в
1917—1920 годах событий. Отсюда и некоторая
односторонность в трактовке темы и
недостаточная обоснованность выводов,
выводов, — по глубинному смыслу своему,
— правильных.
Мы хотим попытаться раскрыть ту сторону
событий, которой не коснулся автор,
раскрыть — нераскрытое и обосновать —
необоснованное.
•
Полтора десятка лет тому назад на. экранах
Советского Союза появился фильм
«Чапаев». Это был первый фильм, в ко*
тором «белые» были показаны не по советскому
шаблону, — грабители, насильники
и трусы, — а более-менее «во весь рост».
Впечатление от фильма было настолько
ярким, что когда мне пришлось разговаривать
о нем здесь, в Германии, с молодежью,
видевшей этот фильм еще подростками,
то у собеседников загорались
глаза. И один из них искренне воскликнул:
«Ну уж если ставить памятник за
гражданскую войну, так и Чапаю и тем
кагшелевцам, что во весь рост в атаку
шли!»
Весьма характерное восклицание.
В самом деле, разве мало героизма было
проявлено с обеих сторон, истинного русского
героизма? Нам кажется, что памятники
заслужили многие и из рядов «белых»
и из рядов «красных». И может быть
именно это, как ничто другое, наиболее
ярко показывает, какую трагедию переживал
наш народ в те далекие годы.
Но согласившиеся с этим положением,
однако, могут возразить, что героизм
«красных» ничего не доказывает; что
правда была только на стороне «белых».
Так ли это ?
Прежде чем ответить на этот вопрос,
считаем совершенно необходимым оговориться
по поводу терминов — «красные»
и «белые». Мы намеренно берем эти слова
в кавычки. Мы хотим этим подчеркнуть,
что употребляем эти слова не в том смысле,
какой в них вкладывали на протяжении
десятков лет. «Белые» это — не фабриканты,
помещики, дворяне; «красные»
это — лс большевики, комиссары, потомственный
люмпен-пролетариат. Для нас,
сегодня —• и <бэлые» и «коасиыэ» это.
I
ГТт,„
— неоспорим тот аЬакт, что главной движущей
силой с обеих сторон был русский
народ. И не о тех, кто стоял во главе движений,
и не тех, кто съумел использовать
силу народную, мы говорим сегодня. Мы
говорим сегодня о тех русски х людях,
что называли себя «белыми» и о тех рус -
ски х людях, что называли себя «красными».
В этом, и только в этом, смысле и
употребляем мы эти термины.
Так вот, оговорившись, повторим вопрос:
только ли на стороне «белых» была правда
? И ответим — нет ! Ибо правда была
на стороне русского народа, следовательно
она была и у «белых» и у «красных».
Разве не за правду сражались в рядах
армий Колчака воткинские и ижевские рабочие
?
Разве не за правду сражались в рядах
армий Тухачевского рязанские и орловские
крестьяне ?
Разве не за правду умирала горсточка
русской молодежи — юнкеров, студентов,
гимназистов, в рядах армии Врангеля защищавшая
Перекоп ?
Разве не за правду умирали питерские
рабочие, в рядах армии Фрунзе переходившие
через Сиваш ?
Ведь не реставрация, не восстановление
в правах помещиков и фабрикантов, не
утверждение старых несправедливостей —
вдохновляли на героизм «белых» !
Ведь не коммунистические идеи, не разгром
Церкви, не утверждение «подлинного
социализма» — вдохновляли на героизм
«красных» 1
Нет, не это вдохновляло «красных» и
«белых». Их вдохновляло то «видение необычайного
света», о котором так замечательно
написал Лукаш: «Когда-нибудь все
поймут, что между прежней старорежимной
Россией, павшей в смуте, и большевистской
тьмой, сместившей в России все
божеское и человеческое, прошла видением
необычайного света в огне и крови
Белая Россия, Россия Нового Завета, правды
и справедливости».
И эта «Белая Россия» вдохновляла и
«белых» и «красных», она вдохновляла
весь русский народ, не только в гражданскую
войну, но и на всем его дальнейшем
крестном пути. За эту «Белую Россию» —
вэчную Россию, в которой можно будет
жить «по правде», в которой трудящийся
будет хозяином, в которой классовую и сословную
вражду сменит солидарность всего
народа, в которой не будет места никаким
тиранам, — за Нее боролись крестьяне
в Антоновском восстании, матросы — в
Кроштадтском, рабочие — в Иваново-Вознесэнсхом;
за нее погибали миллионы в
концлагерях; за нге умирали сс^астопольТе,
кто руководил борьбой «красных» в
гражданскую войну, как это ни удивительно,
раньше поняли всю силу Белой Идей,
чем те, кто руководил борьбой «белых». И
поняв, не постеснялись для своих знамен
позаимствовать многое из этой Идеи.
Только благодаря этому очутились они у
власти. Они оказались умнее и Дальновиднее
своих противников. Руководители «белых»
не с1>умели ^крыть своих целей, не
съумели понять сущности Белой Идеи.
Спешим оговориться. Не военных вождей
имеем мы в виду. Не Марков, не Дроздовский
руководили «белыми». Они были
только воинами. Не их вина, что на земле,
политой кровью «белых» героев восстанавливались
старые порядки, воцарялись помещики,
пороли крестьян. Руководство
«белыми» было в руках гнусного тыла,
«болтунов — спасителей России», при
инертности и непредрешенчестве военного
руководства. Человек же, который чувствовал
и понимал Белую Идею больше
чем кто-либо из его современников, —
Врангель, — пришел слишком поздно.
«Белые» были побеждены. Но разве
«красным» пришла победа ? Нет, она не
пришла ни «красным», ни «белым», ни антоновцам,
ни кронштадтцам, ни севастопольским
морякам, ни жертвам Римини.
Она украдена у всех них, украдена у народа
нашего.
И поггрежнему Белая Россия остается
впереди м перед нами. Попрежнему идет
за нее борьба между нашим народом и его
врагами. И долг каждого честного россиянина
отдать себе отчет в том, за что идет
борьба, осознать до конца сущность Белой
Идеи, чтобы опять не быть обманутым
миражем.
+
С момента гражданской войны прошло
уже около трех десятков лет. Из неясной,
№ 17 (66)
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ:
Стр. 1: О преемственности
Стр. 2: О провнпциалиэации мира
Мир на паспутьи.
Стр. 4: Панарабская Лига и Ближний Восток
Стр. 5: А. И. Деникин и Белая Идея
Стр. в: Верховный Совет РСФСР
О чем беспокоится 4ь Олещук?
Стр. 7: Слова н действительность
Из советской прессы
Письма из Англии. Англичане
Стр. 8: На злобу дня
Стр. 9: Об истории одной литературной
славы
Стр. 10: Книжная полка
Стр. 11: Театр «в рассеяния сущих»
Стр.12: Копцерты русских артистов ве
Франкфурте
немецкие танки; за Нее боролись солидаристы
в российском подпольи 1941—45 годов;
за Нее шли на казнь в Римини.
«НЕ В СИЛЕ
БОГ, А В
ПРАВДЕ»
Стр.1