Е. Н. Ежова,
Ставропольский государственный университет
Медиа-рекламная картина мира
как модель виртуально-идеальной реальности в СМИ
В
исследованиях
по
актуальным
проблемам
современной
журналистики и роли СМИ как социального транслятора уже стало
аксиоматичным положение о том, что СМИ формируют в сознании
массовой аудитории особую картину мира. <...> Понятие «картина мира», означающее мир, понятый как картина,
возникает в Новое время, в тот момент истории, когда объективизм
впервые достигает наивысшей точки, а человек начинает определять себя в
качестве субъекта, т. е. центра системы, «точки отсчета» для сущего как
такового. <...> Начиная с Нового времени в классической науке осуществляется
попытка мысленно представить мир в целостности и системности. <...> Первая
картина мира, выведенная из совокупности физических принципов
однородности пространства (Галилей) и однородности вещества (Декарт),
определила и дальнейшую судьбу формирования последующих картин
различных эпох на основе естественно-научных представлений. <...> Сегодня на смену однозначному бытию пришла множественная,
вариативная реальность, которая требует всестороннего изучения и
понимания. <...> По
выражению В. А. Михайлова, «в отсутствии упорядочивающего центра и
упорядочиваемой
периферии
любое
социокультурное
пространство
неизбежно образует в некотором роде хаотичные (мозаичные, сетевые)
структуры. <...> <…> По своему характеру конфигурация такого типа знания
может быть описана как мозаика, т. е. различные «знаниевые» элементы
уже не заданы в иерархической форме, а лишь даны как «рассеянные» и
«децентрированные» конфигурации в горизонте множественного, а оттого
и неизбежно фрагментарного дискурса» [Михайлов 2004: 44]. <...> В основе классической науки лежит системный подход, позволяющий
представить явления действительности в виде структур в их связи и
взаимообусловленности.
объяснительные
Такая
возможности
репрезентация
ограничены.
полезна,
Мир <...>
Медиа-рекламная_картина_мира_как_модель_виртуально-идеальной_реальности_в_СМИ.pdf
Е. Н. Ежова,
Ставропольский государственный университет
Медиа-рекламная картина мира
как модель виртуально-идеальной реальности в СМИ
В исследованиях по актуальным проблемам современной
журналистики и роли СМИ как социального транслятора уже стало
аксиоматичным положение о том, что СМИ формируют в сознании
массовой аудитории особую картину мира. Как считает В. Д. Мансурова,
«в том и суть «первородного греха» журналистики, что именно благодаря
ему она формирует особый феномен – специфическую картину мира»
[Мансурова 2002: 86].
Понятие «картина мира», означающее мир, понятый как картина,
возникает в Новое время, в тот момент истории, когда объективизм
впервые достигает наивысшей точки, а человек начинает определять себя в
качестве субъекта, т. е. центра системы, «точки отсчета» для сущего как
такового. Начиная с Нового времени в классической науке осуществляется
попытка мысленно представить мир в целостности и системности. Первая
картина мира, выведенная из совокупности физических принципов
однородности пространства (Галилей) и однородности вещества (Декарт),
определила и дальнейшую судьбу формирования последующих картин
различных эпох на основе естественно-научных представлений.
Сегодня на смену однозначному бытию пришла множественная,
вариативная реальность, которая требует всестороннего изучения и
понимания. Сущностными чертами современной культуры являются
вариативность, множественность, фрагментаризация, массовизация. По
выражению В. А. Михайлова, «в отсутствии упорядочивающего центра и
упорядочиваемой периферии любое социокультурное пространство
неизбежно образует в некотором роде хаотичные (мозаичные, сетевые)
Стр.1