Не в силе Бог, а в правде!
Журнал «Посев». Некоммерческое Парт
нёрство «Издательское, исследовательское
и просветительское содружество ‘’Посев’’».
127051, Москва, ул. Петровка, 26, стр. 2,
оф. 96, тел./факс: (495) 6259248
Издаётся с разрешения и при содействии
издательства POSSEV GmbH Frankfurt am
Main
Главный редактор
Ю.С. Цурганов
Редакционная коллегия:
Г.М. Амнуэль, Ю.К. Амосов,
Т.П. Артёмова, Б.Д. Бедросьян,
С.В. Волков, А.Б. Горянин,
В.Э. Долинин, Е.И. Древинский,
Г.В. Кокунько, О.А. Кузнецова,
С.М. Маркедонов, Б.С. Пушкарёв,
А.Р. Редлих, Ю.А. Рыбаков,
В.А. Сендеров, В.Б. СлавинБоровский,
М.В. Славинский, В.Ж. Цветков,
И.Ю. Шауб, А.Н. Шведов.
127051, Москва, ул. Петровка, 26, стр. 2,
оф. 96
Ю.С. Цурганову
Телефон/факс в Москве:
(495) 6259248
Email: tsurganov@mail.ru;
posevru@online.ru
http://www.posev.ru
Адрес филиала редакции за рубежом:
Possev, Flurscheideweg 15,
D65936, Frankfurt a. M., Germany
Tel. 347355; fax 343841.
http://www.posev.de
Email: possevffm@tonline.de
Журнал зарегистрирован в Министерстве
печати и информации Российской Феде
рации 29.11.2002 г.
Свидетельство о регистрации
© Некоммерческое Партнёрство «Изда
тельское, исследовательское и просвети
тельское содружество ‘’Посев’’».
ISSN 02348284
Корректор
Вёрстка
ПОСЕВ
№ 1 (1588) январь 2010 г.
ОБЩЕСТВЕННОПОЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Основан в 1945 г. в эмиграции, с 1992 г. издаётся в Москве
Содержание:
Колонка редактора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
ОБЩЕСТВО, ПОЛИТИКА, ВЛАСТЬ
Святослав Иванов.
Когда закончится Гражданская война? . . . 3
Андрей Пуговкин.
По дороге в исторический тупик. . . . . . . . . 9
Кирилл Александров.
Хозяин мёртвой буквы . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Александр Искандарян.
Южный Кавказ между изоляцией
и интеграцией: генезис и перспективы . . 15
МОСТЫ ИЗ ПРОШЛОГО
Игорь Ходаков.
Белая идея
и русская военная интеллигенция . . . . . . 19
Евгений Князев.
Трудно быть богом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
КРАЕВЕДЕНИЕ
Наталья Елисеева.
Кризисный 1989.
Из истории Советского Союза. . . . . . . . . . 30
Сергей Маркедонов.
Горячий август 1999 года:
цена, итоги и уроки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Борис Бедросьян.
Продолжение следует . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
КНИГИ И ЛЮДИ
Борис Пушкарёв.
Энциклопедия офицерства РОА . . . . . . . 38
Ростислав Полчанинов.
Русский Белград . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
А.М. Самойлова
М.Ю. Родионов
Мнения авторов не всегда совпадают
с точкой зрения редакции. Ответствен
ность за точность приводимых сведений
несут авторы. Редакция в переписку с нео
публикованными авторами не вступает.
Рукописи не возвращаются и не рецензи
руются. При перепечатке любых материа
лов ссылка на источник обязательна.
ПИСЬМА И ВСТРЕчИ
Ольга Эдельберг.
III международный кинофестиваль
фильмов Русского Зарубежья . . . . . . . . . . 43
Григорий Амнуэль.
2009 – что было… что будет…. . . . . . . . . . . 44
СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРОВ
Содержание номеров за 2009 год . . . . . . . . . . 46
ПИ № 7714072
Стр.2
2
ПОСЕВ
01/2010
КОЛОНКА РЕДАКТОРА
14 декабря 2009 года Председатель Отдела внешних церковных связей Московского
Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион ответил на вопросы журнала «Шпигель».
(Интервью опубликовано в № 51 журнала «Шпигель» за 2009 год.) В числе многих вопросов,
были и такие:
– Как Вы относитесь к сегодняшней внутрироссийской дискуссии о личности Сталина?
– Мы должны смотреть в глаза исторической правде. Существуют неопровержимые
доказательства того, что при Сталине происходили массовые репрессии. Мы, наверное, никогда
не узнаем точное количество репрессированных, но речь идет о миллионах расстрелянных,
лишенных имущества, изгнанных с родной земли. Это была репрессивная система, которая на
протяжении нескольких десятилетий уничтожала свой собственный народ.
– Но сегодня в России вновь раздаются голоса, утверждающие, что у Сталина есть и заслуги.
– Преступлений, которые я назвал, нельзя оправдать ни этими заслугами, ни победой во
Второй Мировой войне. Победу в войне одержал не Сталин, а народ.
Данные слова архиепископа трудно переоценить, особенно имея в виду события, начавшиеся
уже более года назад. В ноябре 2008го в средствах массовой информации появилось сообщение,
шокировавшее многих: в храме Святой равноапостольной Великой княгини Ольги в Стрельне
появилось изображение святой Матроны Московской рядом со Сталиным.
Настоятель храма игумен Евстафий (Жаков) сказал: «…У нас в России полководцы часто
благословлялись монахами, блаженными, юродивыми. Вот, например, преподобный Сергий
Радонежский благословил полководца Дмитрия Донского на битву. И битва была выиграна. То
же самое произошло в Москве осенью 41го года».
«Речь не идёт о его [Сталина] канонизации, – успокоил игумен. – Речь идёт именно о
почитании великого вождя и руководителя, спасителя страны». «Я с печалью вспоминаю
великого человека… Это были лучшие годы в истории СССР. По улицам ходили свободно. Цены
снижались ежегодно. Все обитатели нашего дома – рабочие, шофер, пожарный, врачи, мой отец
– профессор покупали в магазинах любые продукты – икру, ветчину, семгу. Качество такое, что
нынешнее изобилие, несмотря на яркие обертки, кажется пародией. Не было нынешнего
разврата. Пели песни и снимали фильмы о любви, но как о трогательной тайне, куда
посторонним глазам не надо заглядывать. Сажали? Бывало, но далеко не так много, как об этом
пишут… Гонения на Церковь и священнослужителей имели место в основном, до установления
единовластия Сталина. Их организаторами выступали те самые старые большевики, которых он
уничтожил. Но главное – Русская Церковь гонения эти заслужила. Вспомните приветственные
телеграммы, которые шли почти от всех епархий масонскому Временному правительству после
свержения Николая II… Такая Церковь должна была очиститься, пройдя через репрессии и
страдания. Да, погибли невинные, которые сейчас признаны мучениками, но какое же
православное государство без мучеников? Для России счастье, что они есть и заступаются за нее
перед лицом Господа!»
«Коммунисты Петербурга» восприняли весть об игумене Евстафии с воодушевлением: «Он
творческий человек, истинно верующий, настоящий пример для всех священнослужителей,
учитель для всех православных. Мужественный, искренний человек». При этом они идут дальше
него: «Мы никогда не отстанем от РПЦ с призывом канонизировать Сталина…» Коммунистами
делается предположение: «Если сейчас епархия не станет строго наказывать Евстафия,… и
другие священники выйдут из тени».
В Петербурге начали распространяться «иконки» уже непосредственно Сталина. «Эскиз
сделала одна художница… она и для церкви иконы пишет. Печатали не в Петербурге, – здесь нам
отказали, – а в другом регионе, более патриотическом. Сделали около трех тысяч икон. На
бумаге, в рамочке. Распространили их в городе – раздавали, продавали за символическую цену…
Все разошлись. Но пока мы их больше печатать не будем: мы ведь хотели только побудить
священнослужителей к действию».
Реакция архиепископа Волоколамского Иллариона не является единственной в своем роде.
Еще во время осуществления проекта «Имя Россия» известный московский священник
протоиерей Димитрий Смирнов сказал: «Мне кажется, если так идти до конца, то для начала
петербургским коммунистам следовало бы канонизировать Адольфа Гитлера, а уже потом и
Сталина. Они современники, большие друзья, подписавшие много исторических договоров,
поделив между собой Европу. Поэтому было бы логичнее начинать с Гитлера. Но, если серьезно,
то Русская Православная Церковь даже не будет ставить на повестку дня вопрос о
“канонизации” Сталина».
Однако слова архиепископа, руководителя Отдела внешних церковных связей Московского
Патриархата, должно на наш взгляд внести полную ясность.
Стр.3