Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

И.С. Тургенев. «Записки охотника», «Ася» и другие повести 50-х годов, "Отцы и дети". В помощь преподавателям, старшеклассникам и студентам.

0   0
Первый авторНедзвецкий Валентин Александрович
АвторыПустовойт П. Г., Полтавец Е. Ю.
Издательство[Б.и.]
Страниц105
ID13090
АннотацияВ учебном пособии представлен современный анализ произведений, входящих в школьные программы по литературе: "Записки охотника", повести 50 - х годов, роман "Отцы и дети". Произведения анализируются рассмотрены в контексте художественной концепции писателя и эпохи, в которой эти произведения создавались.
Кому рекомендованоДля студентов, преподавателей, старшеклассников, абитуриентов, специалистов - филологов.
Недзвецкий, В.А. И.С. Тургенев. «Записки охотника», «Ася» и другие повести 50-х годов, "Отцы и дети". В помощь преподавателям, старшеклассникам и студентам. / П. Г. Пустовойт, Е. Ю. Полтавец; В.А. Недзвецкий .— учеб. пособие .— : [Б.и.], 2005 .— 105 с. — URL: https://rucont.ru/efd/13090 (дата обращения: 02.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

« З а п и с к и охотника», «Ася» и другие п о в е сти 50-х годов, «Отцы и дети»: В помощ ь старшеклассникам, абитуриентам, преподавателям. <...> : В настоящем пособии по-новому освещены входящие в школь-ную и вузовскую программы «Записки охотника», повести 50-х го-дов и доселе полный загадок известнейший роман «Отцы и дети» Предлагается и строгий «академический» анализ романа, и новое прочтение этого всегда современного шедевра Тургенева. <...> «Отцы и дети» рассмотрены авторами в свете тургеневской философии бытия и в контексте эпохи. <...> Главы «В мире человечестЛрмролы («Записки охотника»)», «Любовь - крест — долг («Ася» и другими in 50-х годов)», «Гамлет и Дон Кихот в романе «Отцы и дети» прим филологических наук, профессором В. А. Недзвецким. <...> Талисман», ыфприческом контексте» — преподавателем подготовительных курсов яшичсского факультета МГУ им. <...> Дело в том, что им I популярный из шести романов И. С. Тургенева, вызвавший ожесМун1 полемику при появлении в печати, роман «Отцы и дети» продолИорождать споры и по сей день. <...> Тургенев подключается к этой традиции с тем, однако, чтобы не продолжить, но опрокинуть ее на ее же территории. <...> К крестьянским героям первого очерка «Записок...» затем присоединятся мельничиха Арина («Ермолай и мельничиха»), странник Касьян с Красивой Мечи, лесник~Фома («Бирюк»), смотревший «удалым фабричным малым» Яшка-Турок («Пёвцы»7,"бывшая горничная Лукерья («Живые мощи»), мальчики из «Бёжина луга» - люди, отнюдь не идеализированные, не отделимые от своего житейского уклада с его особыми заботами и нуждами I 4 I IMm . к м мссгда неповторимые, а нередко и яркие индивидуальности. <...> Как каждая развитая личность, они заключаI #»<П| по меньшей мере потенциально - извечные духовно-нравственI» мнении и коллизии, восходили к основным человеческим архетиiKiiM и барский лесник Фома по прозвищу Бирюк из одноименного шпорит Тургенев, - посмотрел на него. <...> В эти минуты он I <...>
И.С._Тургенев._«Записки_охотника»,_«Ася»_и_другие_повести_50-х_годов,_«Отцы_и_дети._В_помощь_преподавателям,_старшеклассникам_и_студентам..pdf
УДК 82 Б Б К 83.3(2Рос-Рус) РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ СЕРИИ: В.А. Недзвецкий, д-р филол. наук, проф. МГУ, президент Ассоциации вузов ских филологов Недзвецкий В. А., Пустовойт П. Г., Полтавец Е. Ю. И. С. Тургенев. «Записки охотника», «Ася» и другие повести 50-х годов, «Отцы и дети»: В помощ ь старшеклассникам, абитуриентам, преподавателям. - 3-е изд. - М.: В настоящем пособии по-новому освещены входящие в школь-ную и вузовскую программы «Записки охотника», повести 50-х го-дов и доселе полный загадок известнейший роман «Отцы и дети» Предлагается и строгий «академический» анализ романа, и новое прочтение этого всегда современного шедевра Тургенева. «Отцы и дети» рассмотрены авторами в свете тургеневской философии бытия и в контексте эпохи. Затронуты также некоторые неожидан ные толкования аспекты мифосимволического «Отцов и детей» романа, по выражению Н.Н. Страхова, «всегдашнего». Пособие адресовано старшеклассникам, абитуриентам, студен-там, преподавателям.
Стр.1
От авторов ' I I I P мига написана тремя специалистами. Главы «В мире человечестЛрмролы («Записки охотника»)», «Любовь - крест — долг («Ася» и другими in 50-х годов)», «Гамлет и Дон Кихот в романе «Отцы и дети» - прим филологических наук, профессором В. А. Недзвецким. Глава m | поколений («Отцы и дети»)» - доктором филологических наук, -миром П.Г. Пустовойтом. Главы «Сфинкс. яшичсского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова и московской ы N» 1134 Е.Ю. Полтавец. ими г MI,, вне сомнения, обратит внимание на определенное расхождеiniH|ioii и трактовке издавна изучаемого в школе романа «Отцы и деf HIM очевидно и для нас, ибо входило в наши планы. Дело в том, что им I популярный из шести романов И. С. Тургенева, вызвавший ожесМун1 полемику при появлении в печати, роман «Отцы и дети» продолИорождать споры и по сей день. Кто такой в его мировоззрении Евге|я мрон? В чем сущность его конфликта с Кирсановыми? Каковы месрши. и произведении любовной коллизии («интриги»)? И в чем подн причина трагической смерти Базарова? Различные ответы на эти i.i обусловливают разное же (порой прямо противоположное) пониt и т чировой природы «Отцов и детей», следовательно, их основного н ищи тургеневеды видят в романе отражение прежде всего острейоПиич I пенно-идеологической борьбы в России середины XIX века и му и,пинают его романом социально-политическим. Другие рассмат1 <»iiii.i и дети» в контексте всего творчества писателя и тургенев• личностно развитого современника и в итоге определяют м кик по преимуществу философский. |Кйм и I этих точек зрения ближе к объективному смыслу произведено m г11 многозначности его текста? Судить об этом мы предоставляем им читателям. 3 Рыцарь. Талисман», ыфприческом контексте» — преподавателем подготовительных курсов
Стр.2
В мире человечества и природы («Записки охотника») Ту р г е н е в не был первым из русских писателей, кто, говоря слова ми Н.А. Некрасова, «вспомнил о народе». Намного раньше это сделали А.Н. Радищев («Путешествие из Петербурга в Москву») и Н.М. Карамзин («Бедная Лиза»), затем А.С. Пушкин («Деревня»), наконец Д.В. Григорович в своей «Деревне» (1846) и в «Антоне Горемыке» (1847). Все они вывели целую череду крестьянских лиц. Но лиц то иллюстративных, поясняющих мысль о «беззащитном нищеты состоянии» (Радищев), то весьма условных, как чувствительная «поселянка» Лиза или пушкинские «девы юные», то едва ли не полностью исчерпанных, как Акулина и Антон Григоровича, сво им горемычным положением и безвинным страданием. И вызывавших поэтому у читателя не столько личностный интерес, сколько жалость и сострадание... Именно личностью, а не только «меньшим братом» предстал русский закрепощенный крестьянин в «Записках охотника», и это было подлинным художественным открытием. Впрочем, - помните зачин «Хоря и Калины ча»? - начинаются-то «Записки...» не портретами, а суммарными характеристиками мужицких «пород»: Орловской, Калужской. Так, по «цеховым» или бытовым «разрядам», «сортам» изображали низовой люд России авторы многочисленных «физиологических» очерков 40-х годов, например, тот же Григорович в «Петербургских шарманщиках» (1845). Вместо лиц в них создавались, по существу, олицетворения того или иного рода занятий, каких-то специфических условий жизни. Тургенев подключается к этой традиции с тем, однако, чтобы не продолжить, но опрокинуть ее на ее же территории. Своего Калиныча (затем Хоря) он сразу же именует не мужиком, но человеком («Калиныч был человек...»1), и это значимая разница. К крестьянским героям первого очерка «Записок...» затем присоединятся мельничиха Арина («Ермолай и мельничиха»), странник Касьян с Красивой Мечи, лесник~Фома («Бирюк»), смотревший «удалым фабричным малым» Яшка-Турок («Пёвцы»7,"бывшая горничная Лукерья («Живые мощи»), мальчики из «Бёжина луга» - люди, отнюдь не идеализированные, не отделимые от своего житейского уклада с его особыми заботами и нуждами I 4 I
Стр.3