Кто такой Илья Ильич Обломов — патриархальный барин
или русский Дон Кихот? <...> И
с какой целью русский корабль «Паллада» бороздит просторы мирового океана? <...> «Обломова» и «Обрыва», а также «географического» романа «Фрегат "Паллада"», созданного на материале кругосветного плавания от Кронштадта
до берегов Японии и последующего сухопутного возвращения в Петербург через всю Сибирь. <...> Заключает книту глава о «Необыкновенной
истории» — автобиофафической повести, и которой Гончаров рассказал
а создании своих романов, особенно «Обрыва». <...> УДК 82
БЬК 83.3(2Рое-Рус)
Памяти моего брата — журналиста
Аркадия
Александровича
Недзвецкого, человека чистого сердца и трагической судьбы, посвящаю
ОТ АВТОРА
В этой небольшой книге, адресованной учителям школ и лицеев, старшеклассникам, абитуриентам, а также студентам филологических факультетов, нет необходимости объяснять, кто такой
Иван Александрович Гончаров (1812—1891). <...> Поясним, однако, почему мы сосредоточили внимание не на
всех, а лишь на крупнейших произведениях писателя: романной
«трилогии», «Фрегате „Паллада"» и «Необыкновенной истории». <...> Гончаров не просто один из замечательных русских и европейских прозаиков, он
прежде всего романист. <...> Называя
роман формой, наиболее «удобной для поэтического представления человека, рассматриваемого в отношении к общественной
жизни» 2 , критик продолжал: «Это самый широкий, всеобъемлющий род поэзии < . <...> В рамки романа, добавлял Гончаров, сверх того «укладываются большие эпизоды
жизни, иногда целая жизнь, в которой, как в большой картине,
всякий читатель найдет что-нибудь близкое и знакомое ему»
(VIII,
211). <...> Важнейшие
из них — охват изображаемой действительности в наивозможной
полноте и целостности, поэтический, а не умозрительный характер идеи, проникающей собою все компоненты произведения,
его гармоническая завершенность, объективность автора, исключающая сословно-кастовую <...>
Романы_И.А._Гончарова._В_помощь_преподавателям_и_студентам..pdf
Перечитывая классику
В.А. НЕДЗВЕЦКИЙ
И.А. Гончарова
Романы
В помощь преподавателям,
старшеклассникам и абитуриентам
Стр.1
УДК 82
ББК 83.3(2Рос-Рус)
В А. Недэвецкий, Д-р филол. наук,
проф. МГУ. президент Ассоциации
ву-зовских филологов
Недзвецкий В.А. Романы И.А. Гончарова. В помощь
преподавателям,
старшеклассникам и абитуриентам. — М. — 96 с. —
(Перечитывая классику).
какую
ч (. '..и живуь. историю шноминает повесть О
надеждах, заблуждениях и разочарованиях Александра Адуева — героя первого
романа И.А.Гончарова? Кто такой Илья Ильич Обломов — патриархальный барин
или русский Дон Кихот? Почему писатель назвал свой «Обрыв» «зпосом любви»? И
с какой целью русский корабль «Паллада» бороздит просторы мирового океана? На
эти и многие другие вопросы отвечает ли книга.
Автор предлагает понос прочтение «Обыкновенной истории». «Обломова»
и «Обрыва», а также «географического» романа «Фрегат "Паллада"»,
созданного на материале кругосветного плавания от Кронштадта
до берегов Японии и последующего сухопутного возвращения в Петербург
через всю Сибирь. Заключает книту глава о «Необыкновенной
истории» — автобиофафической повести, и которой Гончаров рассказал
а создании своих романов, особенно «Обрыва».
Книга адресована учителям школ, лицеев и гимназий,
студентам-филологам. а также всем почитателям Гончарова.
УДК 82
БЬК 83.3(2Рое-Рус)
Стр.2
Памяти моего брата — журналиста
Аркадия Александровича Недзвецкого,
человека чистого сердца и трагической
судьбы, посвящаю
ОТ АВТОРА
В этой небольшой книге, адресованной учителям школ и лицеев,
старшеклассникам, абитуриентам, а также студентам филологических
факультетов, нет необходимости объяснять, кто такой
Иван Александрович Гончаров (1812—1891). Почти столетие
назад Д. С. Мережковский назвал творца «Обломова» — в одном
ряду с выдающимися представителями русской художественной
мысли — нашим вечным спутником, и справедливость столь высокой
оценки ныне очевидна.
Поясним, однако, почему мы сосредоточили внимание не на
всех, а лишь на крупнейших произведениях писателя: романной
«трилогии», «Фрегате „Паллада"» и «Необыкновенной истории».
Ведь живейший читательский интерес сохраняют и гончаровские
очерки, воспоминания «В университете», «На родине», литературно-критические
статьи, среди которых такой шедевр, как
«Мильон терзаний».
Во-первых, и при жанровом разнообразии гончаровское творчество
остается осознанно романоцентричным. Гончаров не просто
один из замечательных русских и европейских прозаиков, он
прежде всего романист. Убеждение в том, что в условиях современной
действительности — уже не героической или возвышенно-романтической,
но в своей основе обыкновенной, хотя и не
лишенной высоких духовных стремлений,— адекватно «охватывать
жизнь и отражать человека» может «только роман»1, сформировалось
у Гончарова
еще в начале 40-х годов XIX века и
совпадало с соответствующими идеями В. Г. Белинского. Называя
роман формой, наиболее «удобной для поэтического представления
человека,
рассматриваемого в отношении к общественной
жизни»2, критик продолжал: «Это самый широкий, всеобъемлющий
род поэзии < . . . > . В нем соединяются все другие роды поэзии
— и лирика как излияние чувств автора по поводу описываемого
им события, и драматизм как более яркий и рельефный
способ заставить высказаться данные характеры. Отступления,
1 Гончаров И. А. Собр. соч. В 8 т.— М„ 1952—1955. Т. VI. С. 215. В дальнейшем
ссылки на это издание даны в тексте, с указанием тома (римск.) и страницы
(арабск.).
' Белинский В. Г. Поли. собр. соч. В 13 т.— М„ 1953—1959. Т. 1. С. 271.
3
Стр.3
рассуждения, дидактика, нетерпимые в других родах поэзии, в романе
<—> могут иметь законное место»3. В рамки романа, добавлял
Гончаров,
сверх того
жизни, иногда целая жизнь, в которой, как в большой картине,
всякий читатель найдет
что-нибудь близкое
«укладываются большие
и
знакомое
(VIII, 211).
Главенствующее положение среди жанров новой литературы
роман приобрел благодаря способности своими средствами «довершать
воспитание и совершенствовать человека», давать нравственный
«урок» современнику (там же). Но этой способностью
обладает, по Гончарову, лишь роман художественный, отвечающий
основным требованиям произведения искусства. Важнейшие
из них — охват изображаемой действительности в наивозможной
полноте и целостности, поэтический, а не умозрительный характер
идеи, проникающей собою все компоненты произведения,
его гармоническая завершенность, объективность автора, исключающая
сословно-кастовую
или
(«тенденциозность»),
типичность и
национальную пристрастность
психологизм характеров и
ситуаций, юмор, наконец, наличие особой романной поэзии, т. е.
общечеловеческого начала, гарантирующего произведению непреходящий
интерес и значение4.
В полной мере этим высоким критериям могли удовлетворять,
конечно, лишь крупномасштабные эпические полотна, в которые
и превращались романы Гончарова. Главное дело его жизни, плод
более чем двадцатилетнего сосредоточенного труда, они наложили
свой отпечаток и на «малую» прозу писателя. Если ранние
повести «Лихая болесть» (1838), «Счастливая ошибка» (1839)
и «физиология» «Иван Савич Поджабрин» (1842) в своей совокупности
гон тройскую «трилогию» как бы подготавливают и
затем ею «поглощаются», то очерки 70—80-х годов продолжают
разработку ее отдельных мотивов: художественной («артистической»)
натуры («Поездка по Волге»), бытовой и казенно-служебной
обломовщины («На родине»), комического лица из народа
(«Слуги старого века») и т. д. И тем самым также остаются
в тематических и проблемных пределах «трилогии».
Принципиально иначе соотносится с нею «Фрегат „Паллада"».
Созданная во время кругосветного плавания писателя
1855),
эта «развивающаяся
(1852—
картина мира» (II, 16) —произведение
вполне самостоятельное и вместе с тем явно не укладывающееся
в форму путевых очерков или литературного «путешествия».
Продуманная композиция и структура, близкие построению
«Обыкновенной истории» и «Обломова»,
глубокая концептуальность
книги дают все основания считать ее в свою очередь рома3
Там же. Т. 10. С. 315—316.
4 Подробнее об этом см.: Недзвецкий В. А. И. А. Гончаров — романист
и художник. М., 1992. С. 78—152.
4
эпизоды
ему»
Стр.4