ЖАДОВСКАЯ, Юлия Валериановна [29.VI.(11.VII)1824, с. Субботино Любимовского у.
Ярославской губ. -- 28. VII(9. VIII). 1883, усадьба Толстиково Буйского у. Костромской губ.] -- поэт,
прозаик. Из дворянской семьи. Родилась калекой (без левой руки). Рано оставшись без матери (около
1825--1826 гг.), была передана отцом на воспитание бабушке А. П. Готовцевой, а затем тетке -писательнице
А. И. Готовцевой, жившей в Костроме. В 1838 г. поступила в Костромской пансион Преводе-Люмьен.
В 1840 г. поселилась у отца в Ярославле. В нач. 40 гг. пережила любовную драму, надолго
определившую ее житейскую и литературную судьбу: отец не дал согласия на ее брак с П. М.
Перевлесским, кандидатом Московского университета, ее домашним учителем словесности. "Тесные
рамки житейских интересов", "отсутствие новых свежих впечатлений" (Мизинов П. К биографии Юлии
Жадовской // Ярославские губернские ведомости.--1889.--22 сент.), сознание своей неполноценности,
постоянные недомогания определили мироощущение Ж. Близко знавший ее И. С. Аксаков писал: "Каким
мечтам ни предавайся она, но знает, что руки не вырастут, тело не разовьется. Это горькое чувство, это
исключительное положение сделали ее писательницей" (И. С. Аксаков в его письмах.-- М., 1888.-- Ч. 1.-Т.
2.-- С. 260). Впервые Ж. выступила в печати в 1841 г., поместив в журнале "Москвитянин" "Письмо из
Ярославля о посещении государя императора (No 7). Ее поэтический дебют состоялся в 1843 г.
(стихотворения "Много капель светлых...", "Лучший перл; таится..." -- "Москвитянин".-- No 12). В 40--50
гг. по литературным делам Ж. иногда приезжает в Москву и Петербург, где знакомится с М. П.
Вронченко, Э. И. Губером, П. А. Вяземским и др. В это время она сотрудничает в периодических
изданиях с различными идейно-эстетическими платформами, преимущественно в "Москвитянине", с
которым была связана через М. П. Погодина и Ю. Н. Бартенева, а также в журналах "Библиотека для
чтения", "Сын отечества", "Иллюстрация", газете "Московский городской листок" и др. Принимала
участие во многих литературных сборниках. Большинство стихотворений Ж., опубликованных в
периодике, вошли в ее сборник "Стихотворения" (Спб., 1846), частично и со значительными
дополнениями перепечатаны в сборнике "Стихотворения" (Спб., 1858). В конце 50 гг. опубликовала
романы "В стороне от большого света" (Русский вестник.-- 1857.-- No 5--8; отд. изд.--М., 1857;М., 1887),
"Женская история" (Время.-- 1861.-- No 2--4; отд. изд.-- М., 1861) и повесть "Отсталая" (Время.-- 1861.-No
12). В 1861 г. литературная деятельность Ж- прекратилась, но ее стихотворения и переводы
неоднократно переиздавались. В 1862 г. Ж. тайно обвенчалась с другом семьи, ярославским врачом К.
Севеном, с которым разделяла "мысли и мнения о многом в жизни" (Поли. собр. соч.-- Т. IV.-- С. 216).
Счастливое замужество освободи" ее от материальной и нравственной опеки отца. С 1873 г. поселилась в
Толстикове (Костромская губ.). Однообразную жизнь Ж. омрачали болезни, а в последние годы -- разрыв
с семьей брата П. В.Жадовского. Умерла Ж. от грудной жабы.
Поэзия Ж. исповедальна, в лирическом дневнике героини отражен конкретный духовный опыт -боль
безнадежной любви, мужественное приятие судьбы, одиночество, самоотречение. Вместе с тем
часто реальные переживания Ж. выражает, обращаясь к поэтическим штампам (см., напр., стихотворения
"Любви не может быть меж нами...", "Миг обновления..." и др.). Эта особенность поэтического языка Ж.
позволила современникам по-разному воспринимать ее творчество. Преимущественно ее поэзия
понималась как условно-романтическая. В. Г. Белинский, признавая в стихах Ж. "что-то вроде
поэтического таланта", утверждал, однако, что талант ее "не имеет никакого отношения к жизни и беден
поэзиею" (Белинский В. Г. Полн. собр. соч.-- Т. X.-- С. 34). Близкую мысль высказал В. Н. Майков,
считавший, что "романтизм и мистицизм (несистематический") -- основные препятствия в развитии
поэтического таланта Ж. (Майков В. Н.-- С. 271). С другой стороны, популярность приобрели
стихотворения Ж. с нехарактерной для нее романсной интонацией. Замеченные М. И. Глинкой и А. С.
Даргомыжским стихотворения Ж. "Ты скоро меня позабудешь..." (1844) и "Я все еще его, безумная,
люблю!.." (1846) стали известнейшими русскими романсами. В действительности Ж. чужды
рассудочность, тенденциозность, литературная поза. Своеобразие, самобытность ее поэзии тонко
почувствовал Н. А. Добролюбов, посвятивший сборнику стихотворений Ж., изданному в 1858 г.,
обширную сочувственную рецензию: "Задушевность, полная искренность чувства и спокойная простота
его выражения -- вот главные достоинства стихотворений г-жи Жадовской <...>. Она сумела найти
поэзию в своей душе, в своем чувстве и передать свои впечатления, мысли и ощущения совершенно
просто и спокойно, как вещи очень обыкновенные, но дорогие ей лично" (Добролюбов Н. А. Собр. соч.-Т.
III.-- С. 134--135). Ж. пишет историю своей души, ее занимает только сфера чувств, и она подробно
фиксирует смену настроений. Часто варьируемый, повторяющийся в ее стихотворениях лирический
сюжет -- возрождение измученной и измененной страданием души: "И сколько в этот год / Живых
надежд увяло у тебя: / А, вот, опять с улыбкой благодарной / Я нахожу в природе счастья чары, /
Высокий смысл в печальной этой жизни, / Покой в душе и Бога в небесах" ("Раздумье"). Этот же мотив
развивается в стихотворениях "Теперь не то", "Воспоминание" и др. Бедность впечатлений: "однообразно
тащится день за днем, почти людей не вижу я" (стихотворение "Письмо", посвященное М. П. Вронченко)
Стр.1