Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия Гуманитарные и социальные науки  / № 2 2017

Сущность и структура повседневной исторической культуры: теоретико-методологический аспект (90,00 руб.)

0   0
Первый авторПолякова Ирина Павловна
АвторыЛинченко Андрей Александрович
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц9
ID596762
АннотацияВ статье предпринимается попытка теоретико-методологического анализа сущности и структуры повседневной исторической культуры, являющейся важным уровнем исторической культуры общества. Обосновывается мысль о возможности использования термина «повседневная историческая культура»; последняя выступает общим полем развертывания всего многообразия форм присутствия времени в повседневности. Авторы рассматривают сущность повседневной исторической культуры в качестве особой среды, где развертывается универсальная историчность человека, содержащая элементы изменчивого и устойчивого. Исследуют наиболее значимые методологические подходы к повседневности как теоретические предпосылки для выделения структуры повседневной исторической культуры. Выявлено, что возможности различных методологических традиций анализа повседневной исторической культуры могут быть соотнесены в рамках «практического по- ворота» в философии. Показано, что имеющиеся концепции практик позволяют с разных сторон изучать структуру повседневной исторической культуры. Авторы приходят к выводу, что в рамках теории практик, восходя- щей к феноменологии и экзистенциализму, пространство повседневной исторической культуры может быть структурировано в контексте памяти тела, коммеморативных функций вещей, дома, семьи и «мест памяти». В статье исследуются границы использования экзистенциально-феноменологической философии при анализе повседневной исторической культуры и исторического сознания. Обосновываются преимущества теоретической модели анализа повседневной исторической культуры, восходящей к работам культурно-исторической те- ории Л.С. Выготского, а также трудам сторонников деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, В.В. Давыдов). Это позволяет рассматривать структуру повседневной исторической культуры в контексте практик труда, быта и досуга, исследовать особенности исторической идентификации.
Полякова, И.П. Сущность и структура повседневной исторической культуры: теоретико-методологический аспект / И.П. Полякова, А.А. Линченко // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия Гуманитарные и социальные науки .— 2017 .— № 2 .— С. 68-76 .— DOI: 10.17238/issn2227-6564.2017.2.68 .— URL: https://rucont.ru/efd/596762 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ФИЛОСОФИЯ УДК 130.2+008 ПОЛЯКОВА Ирина Павловна, доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой философии Липецкого государственного технического университета. <...> 5 монографий, 4 учебных пособий* DOI: 10.17238/issn2227-6564.2017.2.68 ЛИНЧЕНКО Андрей Александрович, кандидат философских наук, доцент, научный сотрудник Липецкого филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. <...> 6 монографий, 8 учебных пособий** СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПОВСЕДНЕВНОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ1 В статье предпринимается попытка теоретико-методологического анализа сущности и структуры повседневной исторической культуры, являющейся важным уровнем исторической культуры общества. <...> Обосновывается мысль о возможности использования термина «повседневная историческая культура»; последняя выступает общим полем развертывания всего многообразия форм присутствия времени в повседневности. <...> Авторы рассматривают сущность повседневной исторической культуры в качестве особой среды, где развертывается универсальная историчность человека, содержащая элементы изменчивого и устойчивого. <...> Исследуют наиболее значимые методологические подходы к повседневности как теоретические предпосылки для выделения структуры повседневной исторической культуры. <...> Выявлено, что возможности различных методологических традиций анализа повседневной исторической культуры могут быть соотнесены в рамках «практического поворота» в философии. <...> Показано, что имеющиеся концепции практик позволяют с разных сторон изучать структуру повседневной исторической культуры. <...> Авторы приходят к выводу, что в рамках теории практик, восходящей к феноменологии и экзистенциализму, пространство повседневной исторической культуры может быть структурировано в контексте памяти тела, коммеморативных функций вещей, дома, семьи и «мест памяти». <...> В статье исследуются границы использования экзистенциально-феноменологической <...>