КАК ИЗБИРАЛИСЬ ПАТРИАРХИ В ДОСИНОДАЛЬНЫЙ ПЕРИОД РПЦ. <...> ПОСТАВЛЕНИЕ ПАТРИАРХА НА РУСИ
1
Византийский опыт . <...> Влияние обычного клира и мирян в деле избрания претендентов на
кафедру патриарха и выбора из числа последних достойнейшего при общей
активности византийского церковного народа было, однако, ничтожным. <...> Оно
проявлялось лишь на предварительных этапах в характерных для разных
слоев общества оценочных и волитивных настроениях относительно
возможных кандидатов «от хижины рыбака до царского дворца», более или
менее абстрактно отражаясь на результатах конкретного голосования. <...> Значительную роль в деле устроения патриаршей власти играло монашество
и архиереи, которым, за редким исключением, обычно удавалось поставить
во главе Церкви своих представителей. <...> Но доминирующей при этом, хотя и
не совершенно свободной, была роль императора, ибо значение помазанника
Божия, попечителя, покровителя и защитника византийского общества
обязывало его деятельно участвовать в избрании патриарха. <...> К этому
василевса понуждало и то, каким — в силу историко-социальных причин —
огромным влиянием на ход государственной жизни (не говоря уж об
общественной) и, в частности, влиянием на положение императорского
престола пользовался сам патриарх (симфония светской и духовной власти). <...> Собственно процесс замещения вдовствующей патриаршей кафедры
новым лицом был многоступенчатым и протяжѐнным во времени (от двух
месяцев до нескольких лет). <...> Начинался он с созыва императором (но без его
прямого участия) архиерейского Собора для обсуждения и избрания трех
кандидатов в патриархи (это мог быть и епископ, и монашествующий, и даже
мирянин). <...> Избрание патриархов в Византии с половины IX до половины XV века (843–1453 г.) //
Христианское чтение. <...>
акте так называемого малого наречения — от имени Собора и себя лично
объявлял о своем выборе. <...> Последний закреплялся актом великого наречения <...>
Как_избирались_патриархи_в_досинодальный_период_РПЦ._Поставление_Патриарха_на_Руси._Статья.pdf
КИРИЛЛИН В.М.
КАК ИЗБИРАЛИСЬ ПАТРИАРХИ В ДОСИНОДАЛЬНЫЙ ПЕРИОД РПЦ.
ПОСТАВЛЕНИЕ ПАТРИАРХА НА РУСИ
Византийский опыт1.
Влияние обычного клира и мирян в деле избрания претендентов на
кафедру патриарха и выбора из числа последних достойнейшего при общей
активности византийского церковного народа было, однако, ничтожным. Оно
проявлялось лишь на предварительных этапах в характерных для разных
слоев общества оценочных и волитивных настроениях относительно
возможных кандидатов «от хижины рыбака до царского дворца», более или
менее абстрактно отражаясь на результатах конкретного голосования.
Значительную роль в деле устроения патриаршей власти играло монашество
и архиереи, которым, за редким исключением, обычно удавалось поставить
во главе Церкви своих представителей. Но доминирующей при этом, хотя и
не совершенно свободной, была роль императора, ибо значение помазанника
Божия, попечителя, покровителя и защитника византийского общества
обязывало его деятельно участвовать в избрании патриарха. К этому
василевса понуждало и то, каким — в силу историко-социальных причин —
огромным влиянием на ход государственной жизни (не говоря уж об
общественной) и, в частности, влиянием на положение императорского
престола пользовался сам патриарх (симфония светской и духовной власти).
Собственно процесс замещения вдовствующей патриаршей кафедры
новым лицом был многоступенчатым и протяжѐнным во времени (от двух
месяцев до нескольких лет). Начинался он с созыва императором (но без его
прямого участия) архиерейского Собора для обсуждения и избрания трех
кандидатов в патриархи (это мог быть и епископ, и монашествующий, и даже
мирянин). Из них император выбирал одного. Затем он через архонтов — в
1 Соколов И. И. Избрание патриархов в Византии с половины IX до половины XV века (843–1453 г.) //
Христианское чтение. 1907. Кн. III. С. 267-299; Кн. IV. С. 420-454; Кн. V. С. 631-663; Кн. VI. С. 759-780; Кн.
VII. С. 56-82.
Стр.1
акте так называемого малого наречения — от имени Собора и себя лично
объявлял о своем выборе. Последний закреплялся актом великого наречения
— литургически и соборне, то есть перед лицом всего церковного народа
(включая духовенство, мирян и представителей власти), при этом, если
нарекаемый не был в сане, совершалось его иерейское рукоположение. Далее
императором в тронном зале Большого дворца совершалась торжественная
церемония возведения новонареченного в звание Константинопольского
патриарха и вручения ему первосвятительского жезла. После этого следовало
первое патриаршее богослужение в храме св. Софии — с предваряющим,
если избранник не был епископом, торжественным обрядом архиерейской
хиротонии. В ходе первого патриаршего богослужения совершалась
интронизация — акт провозглашения возведѐнного патриархом и его
посажения на престоле предстоятеля Византийской Церкви. Завершался
процесс замещения первосвятительской кафедры актом братского общения
новоизбранного патриарха с главами других православных поместных
церквей в форме адресованной им грамоты с изложением учения о вере, а
также актом обращения к собственной пастве в форме окружного —
исповеднического и учительного по содержанию — послания.
Св. патриарх Иов.
Важнейшими источниками, содержащими информацию, прямо
касающуюся порядка избрания, наречения и возведения митрополита
Московского Иова в патриарха «всея Руси» являются: 1) статья «Об
учреждении патриаршества в России» (РНБ, рукописный сборник XVII в.
библиотеки Соловецкого монастыря № 852, л. 60-109об.) и 2) более
пространное известие «О пришествии на Москву из Царяграда Святейшаго
Иеремея, патриарха вселенскаго» (ГИМ, рукописный сборник втор. полов.
XVII в. Синодальной библиотеки № 703, л. 76об.-123об.). Оба документа
(наряду со многими другими — русскими и греческими) изданы2. Несмотря
2 Шпаков А. Я. Государство и Церковь в их взаимных отношениях в Московском государстве. Царствование
Стр.2