Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Библиография. Новые книги по истории философии

0   0
Первый авторТихомиров Павел Васильевич
Издательство[Б.и.]
Страниц8
ID11457
АннотацияПродолжение
Кому рекомендованоФилософия
Тихомиров, П.В. Библиография. Новые книги по истории философии : Статья / П.В. Тихомиров .— : [Б.и.], 1899 .— 8 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/11457 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Авторъ-же прямо съ первой страницы начинаетъ изложеніе исторіи метафизики до Платона (I. <...> Научная обработка метафизики, говоритъ Гартманъ, впервые встр?чается у грековъ. <...> Зд?сь въ первый разъ выступаетъ стремленіе освободить метафизику отъ сліянія (Verquickung) ея съ фантастическими религіозными воззр?ніями, поставить ее на собственныя ноги и путемъ разумнаго изсл?дованія понятій сообщить ей научную форму. <...> Документальная исторія греческой метафизики начинается для насъ лишь съ Платона: о вс?хъ прежнихъ попыткахъ мы знаемъ лишь по безсвязнымъ цитатамъ и по сомнительнымъ изв?стіямъ изъ третьихъ рукъ. <...> Реконструкція доплатоновской метафизики изъ такого скуднаго матеріала есть, безъ сомн?нія, въ высшей степени заманчивая задача для филологовъ и историковъ, ибо ни къ чему люди такъ ревностно не стремятся, какъ къ р?шенію такихъ проблемъ, при которыхъ комбинирующая и дополняющая фантазія и остроуміе въ построеніи догадокъ им?ютъ наибол?е простора (S. <...> И авторъ "съ философской точки зр?нія" считаетъ достаточнымъ доплатоновскую метафизику "обозр?ть лишь въ б?гломъ введеніи", чтобы понять исходные пункты Платонова мышленія (ibid.) <...> Начиная съ Платона, Гартманъ разсматриваетъ метафизическія доктрины по группамъ, опред? ляемымъ частію хронологическими данными, главнымъ-же образомъ характерными чертами направленія. <...> Такъ Платонъ н Аристотель являются у него представителями "классическаго раціонализма" (SS. <...> Для ознакомленія съ характеромъ работы автора, мы приведемъ н?сколько подробностей изъ его обозр? нія Платоновой метафизики. <...> Свой обзоръ Гартманъ начинаетъ съ указанія отношеній Платона къ предшественникамъ. <...> Наконецъ <...>
Библиография._Новые_книги_по_истории_философии.pdf
Тихомиров П. В. Библиография. Новые книги по истории философии // Богословский вестник 1899. Т. 3. No 11. С. 528-546 (3-я пагин.). Scan "Богословский Вестник" OCR Бычков М. Н. БИБЛІОГРАФІЯ. Новыя книги по Исторіи философіи. (Продолженіе). VII. Eduard von Hartmann. Geschichte der Metaphysik Erster Teil: bis Kant Leipzig. 1899. SS. XIV+588. Это большое сочиненіе маститаго Германскаго философа образуетъ одиннадцатый томъ издающагося теперь собранія его "Избранныхъ сочиненіи". Никакого введенія въ настоящей книг? н?тъ. Задачи и ц?ли автора заран?е не нам?чены. Читателю приходится уже угадывать ихъ самому. Авторъ-же прямо съ первой страницы начинаетъ изложеніе исторіи метафизики до Платона (I. Die vorplatonische Metaphysik). Впрочемъ, самое начало этого изложенія им?етъ до н?которой степени вводный характеръ и знакомитъ н?сколько съ задачами автора. "Научная обработка метафизики, говоритъ Гартманъ, впервые встр?чается у грековъ. Зд?сь въ первый разъ выступаетъ стремленіе освободить метафизику отъ сліянія (Verquickung) ея съ фантастическими религіозными воззр?ніями, поставить ее на собственныя ноги и путемъ разумнаго изсл?дованія понятій сообщить ей научную форму. Документальная исторія греческой метафизики начинается для насъ лишь съ Платона: о вс?хъ прежнихъ попыткахъ мы знаемъ лишь по безсвязнымъ цитатамъ и по сомнительнымъ изв?стіямъ изъ третьихъ рукъ. Реконструкція доплатоновской метафизики изъ такого скуднаго матеріала есть, безъ сомн?нія, въ высшей степени заманчивая задача для филологовъ и историковъ, ибо ни къ чему люди такъ ревностно не стремятся, какъ къ р?шенію такихъ проблемъ, при которыхъ комбинирующая и дополняющая фантазія и остроуміе въ построеніи догадокъ им?ютъ наибол?е простора (S. 1). Но, по его мн?нію, такое изсл?дованіе "им?ло-бы весьма высокій культурно-историческій интересъ, исторія-же метафизики получила-бы отсюда лишь чрезвычайно малую выгоду" (S. 2). И авторъ "съ философской точки зр?нія" считаетъ достаточнымъ доплатоновскую метафизику "обозр?ть лишь въ б?гломъ введеніи", чтобы понять исходные пункты Платонова мышленія (ibid.). Уже отсюда мы видимъ, что у автора философскій интересъ безусловно господствуетъ надъ историческимъ. Для него важны преемственности и логическое взаимоотношеніе исторически см?нявшихся идей, а не культурно-историческія условія посл?днихъ. Изъ самаго изложенія философскихъ системъ это еще видн?е. Въ качеств? представителей до-платоновской метафизики авторъ разсматриваетъ -- Ѳалеса, Анаксимандра, Анаксимена, Діогена Апол., Пиѳагора, Ксенофана, Парменида, Зенона, Мелисса, Гераклита, Эмпедокла, Левкиппа, Демокрита, Анаксагора, софистовъ, Сократа и сократиковъ. Начиная съ Платона, Гартманъ разсматриваетъ метафизическія доктрины по группамъ, опред? ляемымъ частію хронологическими данными, главнымъ-же образомъ характерными чертами направленія. Такъ Платонъ н Аристотель являются у него представителями "классическаго раціонализма" (SS. 26--71). Въ самомъ изложеніи ученій какъ Платона и Аристотеля, такъ равно и прочихъ философовъ, авторъ совершенно изб?гаетъ входить въ обсужденіе какихъ либо чисто историческихъ или критиколитературныхъ вопросовъ, а главное вниманіе сосредоточиваетъ на логическомъ генезис? и связи идей. Для ознакомленія съ характеромъ работы автора, мы приведемъ н?сколько подробностей изъ его обозр? нія Платоновой метафизики. Свой обзоръ Гартманъ начинаетъ съ указанія отношеній Платона къ предшественникамъ. Платонъ вполн? разд?лялъ Гераклитовскій взглядъ, что все чувственное находится въ постоянномъ изм?неніи, течетъ, и никакое знаніе о немъ невозможно: вм?ст? съ т?мъ онъ вполн? соглашался и съ элеатскимъ ученіемъ, что истинно сущее должно быть постояннымъ и пребывающимъ, чуждымъ всякаго изм?ненія. Учитель его Сократъ въ опред?леніи понятій вид?лъ единственный источникъ истины; Платонъ, такимъ образомъ, думалъ, что надо только перенести въ метафизику и натурфилософію пріемы этого познанія, служившаго у Сократа этическимъ интересамъ, чтобы найти истинно сущее. Что сущее, какъ учили элеаты, должно быть въ посл?дней инстанціи единымъ, это для Платона не подлежало никакому сомн?
Стр.1