В.Н. Татищев
ИСТОРИЯ РОССИЙСКАЯ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ПЕРВАЯ
ВАРЯГИ, КАКОЙ НАРОД И ГДЕ БЫЛ
Оригинал здесь: Библиотека Магистра.
1. Рюриковы потомки. О сем народе русские древние историки нередко упоминают, особенно потому, что
от оных колено Рюриково на престоле русском от 862-го по 1607-й год, итого 745 лет, с переменным
счастьем наследственно продолжалось, а в шляхетстве от него у нас и в Польше многие еще роды
находятся. Прежде же пришествия Рюрикова колено славянских князей бывшее Гостомыслом пресеклось,
гл. 4, н..., как Иоаким и Нестор рассказывают, что по смерти Гостомысла, славянского князя, по
повелению или завещанием его призвали из варяг руссов князя себе Рюрика с братиею. И хотя от истории
ясно видимо, что оные варяги жили над морем Балтийским, от чего и море оное у русских Варяжское
именовано, но о месте тех варягов, не принимая во внимание столь древних и хорошо сведущих русских
писателей Иоакима и Нестора точное и ясное указание, а также шведских довольно осведомленных
историков сказания, на неприличные и весьма с обстоятельствами не сходные народы относили, а чрез то
и другие басни определяли.
2. Вагрия гр. в Вандалии. Варяжское море. Вандалов князи славяне. Между сими Дюрет 1 в истории о
языке общем, стр. 846, сказал, что Рюрик из Вандалии, чему, думаю, и польские последовали, как
например Стрыковский, стр. 116, говорит: "Поскольку русские море, обливающее Пруссию, Швецию,
Данию, Ливонию и Лифляндию, Варяжским именовали, а значит князи оные из Швеции, Дании или,
ввиду соседства и общих границ, из Пруссии над Русью владели. Есть же город Вагрия, издревле славный,
в Вандалии близ Любка, от которого море Варяжское именовано, а поскольку вандалы славяне, потому и
русские единородных себе князей вагров, или варягов, избрали". Это видится несколько вероятно, но,
внятно рассмотрев, обличается, что никоего основания не имеет. Первое, что город оный Вагрия или
предел не был у моря и от него море прозваться причины не имело. К тому же море в тех краях никогда
Варяжское, но сначала Венедицкое от вендов, потом Балтийское, видится, по сказанию Бекмана Истории
географической, части I, глава 3, от белти (пролива) из западного моря произошло, а Варяжским, думаю,
только русские именовали. Второе, в Вандалии князи славянские никогда готических и сарматских имен
не были, но всегда славянских, как Адам Бременский, Гельмольд и Кранций показывают (а особенно
Гельмольд), гл. 12, имена упоминают Вишан, Вышеслав, Тразикон, Славомир, Кендрог, или правильнее
Коньдрог, Мислав, Стогнан, Стонгар, или Святогор, Силобур, Билуг и пр., которые хотя германцами
перепорчены, однако ж довольно видимо, что все по сути славянские, а Рюрик, Синеус, Трувор, Олег,
Рохволд, Оскольд, Тур и пр. ни одно не есть славянское. А особенно в послах их ко грекам видно, что все
готические и сарматские, как например Свен, Стор, или Стур, Карл, Ингвар, Улеб, Шигоберн и пр.,
каковые в Швеции, Норвегии и Финляндии по историям тогда и долго после употребляемы были и ныне
еще есть, смотри гл. 32. Боги, которых оные князи чтили, погребения и другие обряды, которые славян от
готов различают, довольно в самой истории сей свидетельствуют, что сии князи не были славяне, гл. 2 и ч.
II, н. 27, 67, 75 и 83, 136.
3. Рюрик из пруссов. От Августа императора. Полемон, Публий Либан. Вагрия в Италии. Латинские
слова у пруссов. Другие, видя, что оное не подходит, выдумали их быть из Пруссии, как о том выше из
Стрыковского и ниже, гл. 32, пространнее показано. Но Стрыковский, или прежде его Кадлубек, даже не
из Пруссии, но из самой Италии их немалым, чаю, трудом на кораблях перевезли, как Стрыковский
говорит: "Свидетельствуют хроники русские, что оные три брата известным своим родословием от
цесарей римских происходят. И если то так, то им следует быть от Полемона или Публия Либана, князя
римского, пришедшего в Пруссию, произошедшими быть. А поскольку в княжестве Савойском есть
землица Вагрия и она была тогда провинция римская, то, может быть, Полемон, из той провинции в
Стр.1