МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
ПО НАПРАВЛЕНИЮ 020400 – БИОЛОГИЯ
НА БИОЛОГО-ПОЧВЕННОМ ФАКУЛЬТЕТЕ ВГУ
Учебное пособие для вузов
Составители:
Л.Н. Хицова,
И.А. Будаева,
М.В. Белоусов
Издательско-полиграфический центр
Воронежского государственного университета
2012
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ
Занятие 1.................................................................................................................................. 4
Занятие 2................................................................................................................................11
Занятие 3–4........................................................................................................................... 11
Занятие 5................................................................................................................................14
Занятие 6................................................................................................................................22
Занятие 7–8........................................................................................................................... 31
Занятие 9................................................................................................................................40
Занятие 10 ............................................................................................................................. 47
Занятие 11 ............................................................................................................................. 51
Занятие 12 ............................................................................................................................. 57
Занятие 13 ............................................................................................................................. 63
Занятие 14 ............................................................................................................................. 65
Занятие 15 ............................................................................................................................. 66
Занятие 16 ............................................................................................................................. 70
Приложения.......................................................................................................................... 73
3
Стр.3
b. вариативная часть (24–28): определяется ООП ВУЗа, например, основы
бионанотехнологии и т.д.;
3. Профессиональный цикл (95–105 кредитов):
a. базовая часть (48–53 кредита): микробиология, вирусология, ботаника
и т.д.;
b. вариативная часть (48–53): определяется ООП вуза, например, основы
биоинженерии и т.д.;
4. Физическая культура (400 часов).
5. Учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская
работа (34–44 кредита).
6. Итоговая государственная аттестация (6 кредитов).
Общая трудоемкость ООП – 240 кредитов (табл. 1, рис. 1).
Таблица 1
Общая характеристика направления подготовки бакалавра
Квалификация (степень)
Наименование
ООП*
ООП
бакалавриата
Код в соответствии
с принятой
классификацией
ООП
62
Наименование
бакалавр
Нормативный
срок
освоения ООП (для
очной формы обучения),
включая последипломный
отпуск
4 года
Трудоемкость
(в
зачетных
единицах /
кредитах)
240**
* – основная образовательная программа (ООП);
** – трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения
за учебный год равна 60 зачетным единицам / кредитам (1 кредит = 36 академических
часов = 27 астрономических часов).
Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную
(профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная)
часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и
навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин
(модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для
успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального
образования в магистратуре.
Базовая (обязательная) часть цикла «Гуманитарный, социальный и
экономический цикл» должна предусматривать изучение следующих обязательных
дисциплин: «История», «Философия», «Иностранный язык». Базовая
(обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать
изучение
дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата
по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае
сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год от6
Стр.6
носительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения
ученого совета высшего учебного заведения.
Рис. 1. Структура бакалавриата по направлению «Биология»
(ТР – трудоемкость, з.е. – зачетная единица (кредит))
Характеристика профессиональной деятельности бакалавров:
Область профессиональной деятельности включает: исследование живой
природы и ее закономерностей, использование биологических систем в
хозяйственных и медицинских целях, охрана природы.
Сферой профессиональной деятельности выпускников являются: научно-исследовательские,
научно-производственные, проектные организации;
органы охраны природы и управления природопользованием; образовательные
учреждения (в установленном порядке).
Объектами профессиональной деятельности являются: биологические
системы различных уровней организации; процессы их жизнедеятельности
и эволюции; биологические, биоинженерные, биомедицинские, природоохранительные
технологии, биологическая экспертиза и мониторинг, оценка
и восстановление территориальных биоресурсов.
Требования к результатам освоения ООП бакалавриата по биологии :
Выпускник должен обладать общекультурными и профессиональными
компетенциями.
Примеры общекультурных компетенций (ОК):
• следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и
в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную
7
Стр.7
ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека
(ОК-1);
• уважает историческое наследие и культурные традиции своей страны,
понимает пути ее развития, соблюдает ее правовые нормы и конституцию,
и интересы ее безопасности (ОК-2);
• приобретает новые знания и формирует суждения по научным, социальным
и другим проблемам, используя современные образовательные и
информационные технологии (ОК-3);
• выстраивает и реализует перспективные линии интеллектуального,
культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития
и самосовершенствования (ОК-4) и т.д.
Примеры профессиональных компетенций (ПК):
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями
(ПК): демонстрирует базовые представления о разнообразии
биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости
биосферы (ПК-1);
• использует методы наблюдения, описания, идентификации, классификации,
культивирования биологических объектов (ПК-2);
• демонстрирует знание принципов структурной и функциональной
организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции;
применяет основные физиологические методы анализа и оценки
состояния живых систем (ПК-3);
• демонстрирует знание принципов клеточной организации биологических
объектов, биофизических и биохимических основ, мембранных процессов
и молекулярных механизмов жизнедеятельности (ПК-4) и т.д.
Обучающиеся имеют следующие права: в пределах объема учебного
времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных
ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули); при формировании
своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию
в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий
профиль подготовки; при переводе из другого высшего учебного заведения
при наличии соответствующих документов на перезачет освоенных
ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации (ECTS – Европейская
система взаимозачета кредитов).
Обязанности учащихся: обучающиеся обязаны выполнять в установленные
сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
4. График учебного процесса
График учебного процесса устанавливается с целью оптимального распределения
количества часов, отведенных на выполнения видов учебной
деятельности в соответствии с календарными сроками обучения (табл. 2).
Каждый студент получает график для ознакомления.
8
Стр.8