В.Н. Татищев
ИСТОРИЯ РОССИЙСКАЯ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
О КРЕЩЕНИИ СЛАВЯН И РУСИ
Оригинал здесь: Библиотека Магистра.
1. Ученые в язычестве. Христианства просвещение. Иероним учитель. Хотя это бесспорно, что до
пришествия Христова во многих народах люди мудрые и ученые, а также и к научению других
достойные, иногда попадались, и полезные книги разных наук нам оставили, но пришествие Христа
спасителя, его благовестие и апостольское учение, как гл. 1, р. 1, все оное, как солнце восшедшее, все
звезды на небе помрачило и невидимыми сделало, ибо чрез оное принявшие словеса его не только
душевное спасение, царство небесное и вечную благость приобрели, но все науки стали возрастать и
умножаться, идолопоклонение же и суеверие исчезать, гл. 2, р. 1. Это святой Златоуст в поучении 2-м о
непостижимом божестве утверждает. Что же касательно славян, когда оные первую проповедь евангелия
и от кого приняли, о том есть разные сказания. Как то польские писатели утверждают, что Иероним,
великий на востоке учитель, и Кирилл иерусалимский первые славянам слово Божие проповедовали, о
чем выше, гл. 1, показано; богемы и вандалы чрез разных папистских проповедников оное не прежде нас
получили; болгары, моравы, сербы и казары получили вместе или одновременно с руссами.
2. Андрей апостол. Петр апостол. Андроник апостол. Однако сии сказания у Гагека, Кромера,
Стрыковского и других либо недостаточны и неясны, либо и недостоверны. Но верное утверждение
имеем от писания святого, что славяне первую проповедь слова Божия от трех верховных апостолов, а
именно: 1) От Андрея, которому Пафлагония, галаты и истры или геты и даки по Дунаю, под именем
скифов, по жребию достались, как ниже обстоятельнее показано. 2) Святой Петр учил галатов, самых
настоящих славян, но бывших во иудействе, как сам в его 1-м послании, гл. 1, пишет. 3) Святой Павел, как
учитель, язык тем же галатам, погрязшим в язычестве, и иллирианам славянам проповедовал, как сказано
в Деяниях, гл. 16, ст. 6, гл. 18, ст. 23; 1-е Коринфянам, гл. 16, стих 1, и его Послание к галатам. Об
иллириках Римлянам, гл. 15, стих 19, свидетельствует. Или ж Нестор, н. 17, по которому и польские
историки рассказывают, якобы ученик Павлов святой апостол Андроник был в Паннонии и Моравии
первый епископ. И хотя Моравия и Паннония тогда славянами были владеемы, как ниже в главе о
славянах показано, но об Андронике сомнительно, ибо Дорофей Тирский, в 363-м замученный, говоря о
70 апостолах, Андроника указывает епископом в Испании, которую Нестор может ошибкою за Паннонию
принял.
3. Войцех. О руссо-славянах Бароний рассказывает, якобы руссы чрез Войцеха и Вонифатия
[Бонифация], папистских проповедников, первую проповедь получили, но это не так, ибо он, гуриан за
руссов приняв, погрешил, о чем часть II, н. 69 показано. Другие иных проповедников римских описывают,
гл. 17, н. 28.
Крещение славян. Андрея участие. Апсарь гр. Ахайя. Наши писатели полагают 5 крещений разных
времен, как то в Кормчей книге, Патерике печерском и других наших церковных деяниях рассказывается:
1) От апостола Андрея, который, придя, на горах киевских крест водрузил. 2) В Болгарии при царе
греческом Михаиле и при князях болгарских Святополке, Ростиславе и Коцеле чрез Мефодия и Кирилла в
863-м году. 3) Чрез кир Михаила митрополита в 886-м, о чем показывает Зонара,1 том III, и Бароний. 4)
Княгини Ольги при императоре Константине в 955-м году. 5) Владимира Великого при императорах
Константине и Василии в 988-м. Это есть не совсем правильно, ибо, забыв про бесспорную истину,
недоказательное утверждали. Потому я следующим кратко изъясню: 1) Что до апостола Андрея касается,
то довольно от древних писателей известно, что он по вознесении Господни учил в Каппадокии, Галатии,
или Пафлагонии, Понте и Вифинии до пустынь Скифских и Понта Евксинского, или Черного моря.
Евсевий,2 кн. III, гл. 1, написал: Андрею по жребию досталась Скифия; а Назианзин 3 рассказывает, что он
учил саков и сакжиан в Индии (сей предел ныне в Персии за Каспийским морем, с Индией граничащий),
смотри ниже, гл. 13. Наконец, возвратясь в Ахайю, во граде Патрос мученический венец принял. Евсевий
Стр.1