Биографическая библиотека Флорентия Павленкова
Биографический очерк Евгения Соловьева <...> И. С. ТУРГЕНЕВ
ЕГО ЖИЗНЬ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Оригинал здесь: Сайт СГГА. <...> Тургенев как человек и художник
Источники
Предисловие
Все в мире периодично или ритмично, как принято выражаться теперь: даже солнце греет
неодинаково, и ему порою бывает надо отдохнуть, успокоиться, и оно отдыхает, покоится 10-12 лет,
чтобы потом засверкать с необычною силой. <...> Софокл,
Фидий, Эврипид, Аристофан явились в конце доблестной эпохи эллинской жизни; в их время уже
начался упадок нравов и даже полное их крушение. <...> Шекспир, живя в XVII веке, вдохновлялся
средневековыми феодальными нравами, Мильтон был последний из пуритан, итальянец Данте
похоронил католицизм, Сервантес - рыцарство, Рабле - средневековые нравы и воспитание... <...> Корни творческого вдохновения Гоголя, Тургенева, Гончарова,
Толстого, Островского, Достоевского в той эпохе, когда "крепостное право стояло, как скала". <...> Крепостному праву можно было петь панегирики, воплощая его сущность в мистические и
привлекательные формы кротости, смирения, всепрощения, как то делал Гоголь в "Переписке", можно
было бесстрастно анализировать его, как Гончаров, относиться к нему с горячей ненавистью, как
Тургенев,- это безразлично: образы великих художников выросли на почве, уже выслушавшей свой
смертный приговор от истории,- на почве, уходившей из-под ног. <...> Крепостное право стояло, как скала",- на бумаге; крепостные отношения трещали по всем швам
- в действительности. <...> Внизу крепостные волновались и буянили
беспрестанно: их то и дело приходилось укрощать штыками и пушками. <...> В моих глазах враг этот имел
определенный образ, носил известное имя - враг этот был крепостное право. <...> Рабство, лицемерно
прикрывавшееся названием крепостной зависимости, хладнокровное мучительство и издевательство <...>
И._С._Тургенев._Его_жизнь_и_литературная_деятельность.pdf
Биографическая библиотека Флорентия Павленкова
Биографический очерк Евгения Соловьева
И. С. ТУРГЕНЕВ
ЕГО ЖИЗНЬ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Оригинал здесь: Сайт СГГА.
Содержание:
Предисловие
1. Детство, отрочество и юность.
2. За границей. - Сороковые годы. - Тургенев и Белинский
3. Пятидесятые годы.- Кружок эпикурейцев
4.Шестидесятые годы.- "Отцы и дети"
5. Последние годы.- Мировая слава
6. Тургенев как человек и художник
Источники
Предисловие
Все в мире периодично или ритмично, как принято выражаться теперь: даже солнце греет
неодинаково, и ему порою бывает надо отдохнуть, успокоиться, и оно отдыхает, покоится 10-12 лет,
чтобы потом засверкать с необычною силой. В жизни каждого народа бывают эпохи напряжения сил и
их упадка, эпохи равнодушия и ненависти, стремления к материальному благосостоянию и к громким,
смелым делам. Законы этого ритма, этой периодичности таинственны и пока совершенно неизвестны
науке, которая лишь присматривается к факту, не имея силы объяснить его. Но само явление
периодичности, ритма - несомненно в жизни солнца или жизни искусства.
Есть эпохи возрождения, упадка и самые грустные - переходные, когда таланты не дают ничего
положительного, цельного, а лишь обещают дать что-то, по-видимому важное, новое, хотя и неизвестно
что. Такую эпоху переживаем мы теперь. В другое время даже слабая сравнительно сила распускается
полностью, поражает яркостью своих красок. Иногда все живет точно окутанное осенним туманом,
иногда - при полном солнечном блеске...
В жизни искусства есть своя таинственная периодичность. Многие, начиная с Аристотеля,
пытались пояснить ее законы понятными для нас причинами. Аристотель говорил: "Искусство достигает
наивысшего блеска, когда человек наиболее хочет жить..." Но мы не можем принять этого объяснения:
факты противоречат ему. Бокль утверждал, что расцвет искусства совпадает с расцветом
любознательности вообще, т.е. науки. История несогласна и с ним. Спенсер предложил формулу, которая
представляется наиболее вероятной. Он говорит, что область искусства - прошлое, воспоминание, что
высочайшие образцы художественного творчества появляются лишь тогда, когда какая-нибудь
историческая эпоха пережила себя и исчезает в вечность. Так было в Греции, Риме, Англии. Софокл,
Фидий, Эврипид, Аристофан явились в конце доблестной эпохи эллинской жизни; в их время уже
начался упадок нравов и даже полное их крушение. Римское искусство, кроме красноречия, все целиком
принадлежит периоду империи и упраздненной республики. Шекспир, живя в XVII веке, вдохновлялся
средневековыми феодальными нравами, Мильтон был последний из пуритан, итальянец Данте
похоронил католицизм, Сервантес - рыцарство, Рабле - средневековые нравы и воспитание...
Не то же ли самое было и у нас? Крепостная дореформенная Русь в годы своей агонии выдвинула
целую плеяду первоклассных талантов. Корни творческого вдохновения Гоголя, Тургенева, Гончарова,
Толстого, Островского, Достоевского в той эпохе, когда "крепостное право стояло, как скала".
Крепостному праву можно было петь панегирики, воплощая его сущность в мистические и
Стр.1