Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 645695)
Контекстум

Сквозь строй

0   0
Первый авторСкиталец
Издательство[Б.и.]
Страниц31
ID10639
Кому рекомендованоПроза
Скиталец. Сквозь строй : Рассказ / Скиталец .— : [Б.и.], 1902 .— 31 с. — Проза .— URL: https://rucont.ru/efd/10639 (дата обращения: 17.07.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Высокая стойка отгораживает полки с бутылками и огромную, тридцативедерную бочку с водкой. <...> Кабак галдит; дверь, обитая рогожей, с кирпичом на веревке блока, постоянно отворяется и хлопает, в нее врываются клубы морозного воздуха, образуя белое облако; оно редеет, и тогда в нем видны огромные фигуры, закутанные в тулупы и чапаны, с бараньими шапками на головах, с большими обледенелыми бородами. <...> Он стоит за стойкой, облокотясь на нее большими, тяжелыми руками, и небрежно кидает мужикам складные прибаутки, поговорки и меткие слова. <...> Лицо энергичное, характерное, с резкими, сухими чертами - напоминает кардинала Ришелье: нос с горбиной, на щеках бороды нет, и только на подбородке эспаньолка, правильная, в виде лопаточки. <...> Одетый в длинный пиджак старинного покроя, он быстро поворачивается за стойкой и очень ловко владеет своей деревяшкой. <...> Он почти не вынимает изо рта коротенькую черную трубку, и над его густыми кудрями постоянно вьются голубые кольца табачного дыма. <...> И вот мой отец вынимает из-под стойки гусли и кладет их перед собой на стойку. <...> С широкого края гусель натянуты длинные стальные басы, обвитые тоненькой блестящей, серебристой проволокой; за ними идут медные, золотистые струны, одна другой короче и тоньше. <...> Отец засучивает рукава, обнаруживая мускулистые руки с крупными пальцами, и кладет руки на струны: правой рукой он берет аккорды всеми пальцами на басах и длинных струнах, а указательным пальцем левой руки проводит по всем струнам: звонкие, беспечные и наивные трели текут серебристым ручьем, а блестящие басы мягко рокочут долгим, расплывчатым звуком. <...> Кабак умолкает, и к стойке поворачиваются грубые бородатые лица полупьяных слушателей. <...> И тогда гусляр, закинув голову и молодцевато потряхивая кудрями, запевал с подмывающим видом: Ка-ак... на улице Варварин-скай! <...> Спит-ит-лежит мужик камаринска-ай!.. сильный, Выразительное лицо его дышало в это <...>
Сквозь_строй.pdf
Скиталец Сквозь строй Оригинал здесь: Книжные полки Лукьяна Поворотова I Мне вспоминается внутренность деревенского кабака: маленькие окна, бревенчатые стены, грязные сосновые столы и скамьи. За столами сидят мужики и пьют водку большими шкаликами из толстого зеленого стекла. Высокая стойка отгораживает полки с бутылками и огромную, тридцативедерную бочку с водкой. Около нее на стене висят разного калибра "мерки" - медные ковши, и кабатчик цедит в них из огромного крана бочки пахучую синеватую водку. Кабак галдит; дверь, обитая рогожей, с кирпичом на веревке блока, постоянно отворяется и хлопает, в нее врываются клубы морозного воздуха, образуя белое облако; оно редеет, и тогда в нем видны огромные фигуры, закутанные в тулупы и чапаны, с бараньими шапками на головах, с большими обледенелыми бородами. Фигуры хлопают огромными рукавицами, снимают их и заскорузлой рукой стаскивают шапки, обнажая потные лысины; от лысин к потолку поднимается пар... Ледяные сосульки, отдираемые с длинных усов и бород корявыми пальцами, тают. Слышатся кряканье и приветствия кабатчику. - Гавриле Петровичу! Хромому! Сто лет жить! - И вам сто лет жить да двести на карачках ползать! - звучно отвечает кабатчик. - Хо-хо-хо! - покатывается весь кабак. - Уж он скажет так скажет. В карман за словом не полезет, деревянная нога! Кабатчик - сиделец от богача-хозяина, владельца почти всех кабаков уезда, - мой отец. Он стоит за стойкой, облокотясь на нее большими, тяжелыми руками, и небрежно кидает мужикам складные прибаутки, поговорки и меткие слова. Наружность его необыкновенно симпатична. Он - худой, среднего роста, хорошо сложен, вид у него бравый. Лицо - энергичное, характерное, с резкими, сухими чертами - напоминает кардинала Ришелье: нос с горбиной, на щеках бороды нет, и только на подбородке эспаньолка, правильная, в виде лопаточки. Лицо смуглое, веселое и смелое, очень живое и выразительное. Волосы, длинные, русые, закинутые назад, вьются крупными кудрями. Левая нога у него отрезана немного ниже колена, и он ходит на деревяшке, в широких брюках навыпуск. Одетый в длинный пиджак старинного покроя, он быстро поворачивается за стойкой и очень ловко владеет своей деревяшкой. Он почти не вынимает изо рта коротенькую черную трубку, и над его густыми кудрями постоянно вьются голубые кольца табачного дыма. - Гаврила Петрович! Гаврила Петрович! - дружественно гудит кабак. И вот мой отец вынимает из-под стойки гусли и кладет их перед собой на стойку. Они треугольные, столярной работы, со множеством струн. С широкого края гусель натянуты длинные стальные басы, обвитые тоненькой блестящей, серебристой проволокой; за ними идут медные, золотистые струны, одна другой короче и тоньше. Отец засучивает рукава, обнаруживая мускулистые руки с крупными пальцами, и кладет руки на струны: правой рукой он берет аккорды всеми пальцами на басах и длинных струнах, а указательным пальцем левой руки проводит по всем струнам: звонкие, беспечные и наивные трели текут серебристым ручьем, а блестящие басы мягко рокочут долгим, расплывчатым звуком. Кабак умолкает, и к стойке поворачиваются грубые бородатые лица полупьяных слушателей. Загадочный, не то веселый, не то печальный мотив начинался медленно, басы неопределенно тянули нечто похоронное, но сквозь этот строй внезапно прорывались маленькие, лукавые и задорные трели. И тогда гусляр, закинув голову и молодцевато потряхивая кудрями, запевал с подмывающим видом: Ка-ак... на улице Варварин-скай!.. У него был хороший голос, какой-то теплый и грудной бас, не очень сильный, но чистый, мягкий. Спит-ит-лежит мужик камаринска-ай!..
Стр.1