Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 611760)
Контекстум

Плоды пессимистического творчества

0   0
Первый авторШулятиков Владимир Михайлович
Издательство[Б.и.]
Страниц4
ID10592
АннотацияКурьер, 1903, No 259.
Кому рекомендованоКритика
Шулятиков, В.М. Плоды пессимистического творчества : Статья / В.М. Шулятиков .— : [Б.и.], 1903 .— 4 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/10592 (дата обращения: 18.05.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Владимир Шулятиков ПЛОДЫ ПЕССИМИСТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА , "Курьер", 1903 г. No 287 "Карр!.. в борьбе с суровым роком Нам, ничтожным, нет спасенья. <...> (О Чиже, который мал и о Дятле - любителе истины") Не раз нам приходилось на страницах "Курьера" отмечать несоответствие общего тона современной беллетристики тому тону, который ныне господствует в жизни. <...> Если бы кто-нибудь вздумал оценивать текущий исторический момент, руководствуясь исключительно материалом, накопленным и накапливаемым в плодах новейшего беллетристического творчества, то он пришел бы к самым неутешительным выводам: подавляющее большинство художественных произведений внушило бы ему такое представление о русской действительности: историческая сцена занята инвалидами, о росте жизни, за неимением надлежащих данных, заключить нельзя; напротив, всюду царят "боль и горе, прах и тленье", и на вратах будущего начертано: "lasciate ogni speranza"... <...> Правда, если положиться на слова одного из критиков "идеалистического" журнала, в последнее время нарождаются в русской литературе "новые" мотивы, некоторые лирические поэты начинают говорить о "радостях бытия"; но и эти поэты, при внимательном рассмотрении плодов их творчества, ничуть не могут заставить отказаться от вышеприведенного пессимистического настроения о действительности: проблески "жизнерадостности", наблюдаемые у новейших лириков, означают не более, как вспышки "Gaigenhumor'a" или "улыбку мертвеца" и о настоящей прогрессирующей "живой" жизни вовсе не свидетельствуют... <...> О причинах подобной "трагической" истинности художественной литературы нам также приходилось говорить на страницах "Курьера": художественная литература находится в плену у "интеллигентного пролетариата". <...> В лице своих характерных "молодых" представителей*, начиная с мастеров новейшей психологической и импрессионистической новеллы и кончая декадентами и символистами, она обслуживает <...>
Плоды_пессимистического_творчества.pdf
Владимир Шулятиков ПЛОДЫ ПЕССИМИСТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА , "Курьер", 1903 г. No 287 "Карр!.. в борьбе с суровым роком Нам, ничтожным, нет спасенья. Все, на что ни взглянешь оком, - Боль и горе, прах и тлен.." М. Горький (О Чиже, который мал и о Дятле - любителе истины") Не раз нам приходилось на страницах "Курьера" отмечать несоответствие общего тона современной беллетристики тому тону, который ныне господствует в жизни. Если бы кто-нибудь вздумал оценивать текущий исторический момент, руководствуясь исключительно материалом, накопленным и накапливаемым в плодах новейшего беллетристического творчества, то он пришел бы к самым неутешительным выводам: подавляющее большинство художественных произведений внушило бы ему такое представление о русской действительности: историческая сцена занята инвалидами, о росте жизни, за неимением надлежащих данных, заключить нельзя; напротив, всюду царят "боль и горе, прах и тленье", и на вратах будущего начертано: "lasciate ogni speranza"... Правда, если положиться на слова одного из критиков "идеалистического" журнала, в последнее время нарождаются в русской литературе "новые" мотивы, некоторые лирические поэты начинают говорить о "радостях бытия"; но и эти поэты, при внимательном рассмотрении плодов их творчества, ничуть не могут заставить отказаться от вышеприведенного пессимистического настроения о действительности: проблески "жизнерадостности", наблюдаемые у новейших лириков, означают не более, как вспышки "Gaigenhumor'a" или "улыбку мертвеца" и о настоящей прогрессирующей "живой" жизни вовсе не свидетельствуют...* * Анализу "нового направления" в русской современной лирике, подмеченного Ф. Батюшковым (см. его статью в октябрьской книжке "Мира Божьего"), мы посвятим специальную статью. О причинах подобной "трагической" истинности художественной литературы нам также приходилось говорить на страницах "Курьера": художественная литература находится в плену у "интеллигентного пролетариата". В лице своих характерных "молодых" представителей*, начиная с мастеров новейшей психологической и импрессионистической новеллы и кончая декадентами и символистами, она обслуживает интересы названной трупы, эготически настроенной, поглощенной преимущественно вопросами собственной борьбы за существование, стоящей на распутье между "тем и другим" берегом, порой заражающейся квиетическим отношением к жгучим запросам "действительности", не поднимающейся до вершин просветленного общественного сознания. В то время, как темп развития гражданственности ускоряется, широко общественные проблемы выдвигаются на первый план, горизонты будущего проясняются, - литература "интеллигентного пролетариата" обращается к разработке мелких, "будничных" сюжетов, проникается индивидуалистическими веяниями и недоверием к процессу растущей жизни. * За исключением Максима Горького, В. Вересаева. Последние, осенние книжки "толстых" журналов доставили немало документов, свидетельствующих о пониженном самочувствии "интеллигентного пролетариата". Остановим наше внимание на трех примерах: мы имеем в виду рассказы: Ек. Летковой "Мухи" ("Русское Богатство", октябрь), Александра Кипенева "Метеорологическая станция" (ibid) и М. Арцыбашева "Сумасшедший" ("Мир Божий", ноябрь). Герои названных произведений являются в высшей степени неинтересные персонажи, типичные "серенькие люди", "эгоисты" (par exsellence). Это - товарищ прокурора "Бахтеяров" ("Мухи"), наблюдатель метеорологической станции убогий полуинтеллегент Сачков, инженер и доктор, фигурирующие в рассказе г. Арцыбашева. Все они переживают драму "одиноких людей", и на почве этой драмы вырастают цветы пессимистических настроений.
Стр.1