К ВОПРОСУ О РИТОРИЧЕСКОМ МАСТЕРСТВЕ ПИСАТЕЛЯ
Имя афонца и троицкого иеромонаха Пахомия Логофета, или Серба
(книжника, работавшего на Руси примерно с середины 30-х до середины 80-х
годов XV в.), обычно связывают с эпохой расцвета в древнерусской
литературе особой экспрессивно-эмоциональной, риторико-панегирической,
орнаментальной повествовательной манеры, известной нашим старинным
грамотникам как «плетение», или «извитие словес», а самого носителя
указанного
имени,
соответственно,
рассматривают
наряду
с
предшествующими ему мастерами словесного искусства — святителем
Киприаном, митрополитом Киевским и всея Руси († 1406), и Епифанием
1
Премудрым, духовником Троице-Сергиева монастыря (умер после 1420 г.) . <...> Действительно, хотя бы учитывая всѐ сделанное Пахомием, его по праву
можно считать крупнейшим «списателем» своего времени: он посвятил
чтимым на Руси собственным подвижникам во Христе с десяток
жизнеописаний, двадцать один канон, четырнадцать служб, несколько
похвальных слов и сказаний, упрочив таким образом славу русской святости,
— столь плодовитых авторов не было у нас ни прежде, ни после, по крайней
мере, до XVII в. <...> Во-первых, об этом
свидетельствуют отзывы безымянных, к сожалению, современников: по
убеждению биографа святителя Ионы Новгородского, Пахомий был
2
грамотником искусным в «книжных слогнях» , автору же приписки к тексту
Жития
святителя
Евфимия
Новгородского
он
представлялся
как
Материал опубликован с таким же заглавием: Славянский альманах: 2009. <...> Возникновение жанров сюжетного повествования в древнерусской
литературе. <...> Житийные повести русского Севера как памятники литературы XIII–XVII вв. <...> Духа по чину добре» ; вовторых, авторитетность пахомиевых текстов подтверждается знаменитым
собранием «святых книг» «на душевную пользу» — Великими Минеями
Четьими
(куда
были
включены
его
агиографические
труды),
и
богослужебными месячными Минеями (состав которых пополнился чуть ли
не всеми <...>
Похвальные_речи_Пахомия_Логофета._К_вопросу_о_риторическом_мастерстве_писателя._Статья.pdf
КИРИЛЛИН В.М.
ПОХВАЛЬНЫЕ РЕЧИ ПАХОМИЯ ЛОГОФЕТА.
К ВОПРОСУ О РИТОРИЧЕСКОМ МАСТЕРСТВЕ ПИСАТЕЛЯ
Имя афонца и троицкого иеромонаха Пахомия Логофета, или Серба
(книжника, работавшего на Руси примерно с середины 30-х до середины 80-х
годов XV в.), обычно связывают с эпохой расцвета в древнерусской
литературе особой экспрессивно-эмоциональной, риторико-панегирической,
орнаментальной повествовательной манеры, известной нашим старинным
грамотникам как «плетение», или «извитие словес», а самого носителя
указанного имени, соответственно, рассматривают наряду с
предшествующими ему мастерами словесного искусства — святителем
Киприаном, митрополитом Киевским и всея Руси († 1406), и Епифанием
Премудрым, духовником Троице-Сергиева монастыря (умер после 1420 г.)1.
Действительно, хотя бы учитывая всѐ сделанное Пахомием, его по праву
можно считать крупнейшим «списателем» своего времени: он посвятил
чтимым на Руси собственным подвижникам во Христе с десяток
жизнеописаний, двадцать один канон, четырнадцать служб, несколько
похвальных слов и сказаний, упрочив таким образом славу русской святости,
— столь плодовитых авторов не было у нас ни прежде, ни после, по крайней
мере, до XVII в. Уместно также отметить признание Логофета русским
книжным сообществом, а его творений — Церковью. Во-первых, об этом
свидетельствуют отзывы безымянных, к сожалению, современников: по
убеждению биографа святителя Ионы Новгородского, Пахомий был
грамотником искусным в «книжных слогнях»2, автору же приписки к тексту
Жития святителя Евфимия Новгородского он представлялся как
Материал опубликован с таким же заглавием: Славянский альманах: 2009. М.: Индрик, 2010. С. 32-49.
1 Истоки русской беллетристики. Возникновение жанров сюжетного повествования в древнерусской
литературе. Л., 1970. С. 209-210; История русской литературы X–XVII вв. Под ред. Д. С. Лихачева. М., 1980.
С. 215.
2 Цит. по: Дмитриев Л. А. Житийные повести русского Севера как памятники литературы XIII–XVII вв.
Эволюция жанра легендарно–биографических сказаний. Л., 1973. С. 29.
Стр.1