КИРИЛЛИН В.М.,
доктор филол. наук, профессор
ПОСЛАНИЕ ВАСИЛИЯ КАЛИКИ О РАЕ
В XIV столетии значительную политическую, экономическую и
культурную роль играл на Руси Великий Новгород, по отношению к СевероВосточной Руси вполне самостоятельное государство. <...> Более того, от
поддержки или неподдержки последнего зависела в каком-то смысле судьба
северо-восточных князей в их борьбе за великокняжеский ярлык. <...> Да и
новгородский архиепископ был вторым лицом после митрополита в
иерархии русской церкви. <...> Причем так же сравнительно независимым от
первоиерарха, ибо от последнего он получал лишь только посвящение, а
избираем бывал во владыки — до второй половины XV в. — по решению
новгородцев. <...> Особое положение Новгородской земли определило и
особенный характер существования и развития в Новгороде древнерусской
культуры. <...> Достаточно сказать, что большинство дошедших до нашего
времени древнерусских пергаменных рукописей — особенно XIV в. —
именно новгородского происхождения. <...> Это «Евангелия», «Апостолы»,
различные богослужебные сборники, «Прологи», сборники проповедей типа
«Измарагдов»
и
«Златой
цепи»;
это
в
частности
знаменитый
иллюминированный житийный сборник, содержащий также и «Толковую
Палею», который в XVI в. принадлежал воспитателю Ивана Грозного,
благовещенскому попу Сильвестру, члену «Избранной рады» и новгородцу
по происхождению. <...> С XI в. вплоть до XVII столетия в Новгороде
сохранялось живая и непрерывная традиция летописания. <...> В частности, свод
древнейших новгородских событий был зафиксирован на рубеже XIII-XIV
вв. в так называемой «Новгородской первой летописи старшего извода». <...> Другой знаменитый летописный свод — «Новгородская первая летопись
младшего извода» — был создан в конце 30-х годов XV столетия. <...> Эти
летописи
велись
на
владычном
дворе. <...> Но
известны
и
летописи,
составленные, например, в Софийском <...>
Послание_Василия_Калики_о_Рае._Статья.pdf
КИРИЛЛИН В.М.,
доктор филол. наук, профессор
ПОСЛАНИЕ ВАСИЛИЯ КАЛИКИ О РАЕ
В XIV столетии значительную политическую, экономическую и
культурную роль играл на Руси Великий Новгород, по отношению к СевероВосточной
Руси вполне самостоятельное государство. Более того, от
поддержки или неподдержки последнего зависела в каком-то смысле судьба
северо-восточных князей в их борьбе за великокняжеский ярлык. Да и
новгородский архиепископ был вторым лицом после митрополита в
иерархии русской церкви. Причем так же сравнительно независимым от
первоиерарха, ибо от последнего он получал лишь только посвящение, а
избираем бывал во владыки — до второй половины XV в. — по решению
новгородцев. Особое положение Новгородской земли определило и
особенный характер существования и развития в Новгороде древнерусской
культуры. Здесь процветала иконопись, храмоздательство, книгописная
деятельность. Достаточно сказать, что большинство дошедших до нашего
времени древнерусских пергаменных рукописей — особенно XIV в. —
именно новгородского происхождения. Это «Евангелия», «Апостолы»,
различные богослужебные сборники, «Прологи», сборники проповедей типа
«Измарагдов» и «Златой цепи»; это в частности знаменитый
иллюминированный житийный сборник, содержащий также и «Толковую
Палею», который в XVI в. принадлежал воспитателю Ивана Грозного,
благовещенскому попу Сильвестру, члену «Избранной рады» и новгородцу
по происхождению. С XI в. вплоть до XVII столетия в Новгороде
сохранялось живая и непрерывная традиция летописания. В частности, свод
древнейших новгородских событий был зафиксирован на рубеже XIII-XIV
вв. в так называемой «Новгородской первой летописи старшего извода».
Другой знаменитый летописный свод — «Новгородская первая летопись
младшего извода» — был создан в конце 30-х годов XV столетия. Эти
Стр.1