ББКУДК 342.9(075.8)
67.401я73
П69
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Авторы:
ного права и процесса Московского государственного юридического университета имени Анисифорова М. В., канд. юрид. наук, старший преподаватель кафедры административО.
Е. Кутафина (МГЮА), ведущий научный сотрудник НИЦ № 4 ВНИИ МВД России, член
НАСА — гл. 2; Апарина И. В., канд. юрид. наук, доцент, проректор по научной работе Волжского
института экономики, педагогики и права — § 3.3, 3.4 гл. 3; Попов Л. Л., д-р юрид. наук,
профессор, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный юрист РСФСР — § 3.1 гл. 3; Сабаева
С. В., канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры административного права и процесса
Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА),
член НАСА — § 7.1 гл. 7; Стандзонь Л. В., канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры административного
права и процесса Московского государственного юридического университета
имени О. Е. Кутафина (МГЮА), член НАСА — гл. 1, § 3.2, 3.5 гл. 3, гл. 4–6, § 7.2 гл. 7, гл. 8.
Рецензенты:
Россинский Б. В., д-р юрид. наук, профессор, заслуженный юрист РФ;
Зырянов С. М., д-р юрид. наук, профессор.
П69
Практикум по работе с обращениями граждан и организаций : учебное
пособие / отв. ред. Л. В. Стандзонь. — Москва : Проспект, 2022. — 320 с.
Учебное пособие подготовлено в соответствии с учебным планом и рабочей программой
учебной дисциплины (модуля) «Практикум по работе с обращениями граждан и организаций»
для обучающихся Московского государственного юридического университета имени
О. Е. Кутафина. В соответствии с государственным образовательным стандартом обращения
граждан представлены как наиважнейшее право физических и юридических лиц, а порядок
их рассмотрения — как вид административного процесса. Освещается история становления
и развития института обращений, его правовые основы, классификация и виды обращений.
Особое внимание уделяется анализу административно-правового статуса гражданина и организаций
при обращениях. Подробно разбираются административные процедуры рассмотрения
обращений граждан и организаций. Раскрываются особенности порядка рассмотрения
обращений граждан, организаций по вопросам предоставления информации о деятельности
органов государственной власти, рассмотрения обращений граждан и организаций в рамках
регистрационной и лицензионно-разрешительной процедур. Также охарактеризовано рассмотрение
обращений специализированными институтами государственной защиты. Особое
внимание уделяется юридической ответственности за нарушение порядка рассмотрения
обращений граждан и организаций. Приведена и проанализирована обширная судебная
и административная практика по наиболее дискуссионным и актуальным вопросам рассмотрения
обращений граждан, организаций. Отмечены проблемы и перспективы дальнейшего
совершенствования института обращений граждан и организаций.
Законодательство приведено по состоянию на 30 декабря 2021 г.
Настоящее пособие будет полезным для обучающихся, аспирантов, преподавателей
юридических вузов и факультетов, научных работников, должностных лиц органов публичной
власти, практикующих юристов, адвокатов и всех интересующихся практическими
и теоретическими вопросами подачи и рассмотрения обращений.
ISBN 978-5-392-36191-5
Печатается в авторской редакции.
Учебное издание
Анисифорова Марьям Владимировна и др.
ПРАКТИКУМ ПО РАБОТЕ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН И ОРГАНИЗАЦИЙ
Учебное пособие
Печать цифровая. Печ. л. 20,0. Тираж 1000 (1-й завод 100) экз. Заказ №
ООО «Проспект»
Подписано в печать 05.04.2022. Формат 60×90 1
111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4.
ISBN 978-5-392-36191-5
/16
.
© Коллектив авторов, 2022
© ООО «Проспект», 2022
67.401я73
ББКУДК 342.9(075.8)
Стр.2
318
Оглавление
Тестовые задания для самостоятельной работы .........................66
Дополнительная литература ................................................................67
Глава 3. ОБЩИЙ ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ,
ЗАЯВЛЕНИЙ ГРАЖДАН И ОРГАНИЗАЦИЙ ............................ 69
§ 3.1. Направление и регистрация письменного обращения
граждан и организаций ............................................................................69
§ 3.2. Обязательность принятия обращения гражданина,
организации к рассмотрению ................................................................71
§ 3.3. Сроки рассмотрения обращения граждан, организаций ...........73
§ 3.4. Итоговый акт, принимаемый по результатам рассмотрения
обращения граждан, организаций .......................................................75
§ 3.5. Судебная практика по общему порядку рассмотрения
обращений граждан, организаций ......................................................77
Контрольные вопросы ...............................................................................88
Тестовые задания для самостоятельной работы .........................88
Дополнительная литература ................................................................90
Глава 4. РАССМОТРЕНИЕ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН
И ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ВОПРОСАМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ....................................................... 93
§ 4.1. Обязательность предоставления информации
о деятельности органов государственной власти
как функция государственного управления ....................................94
§ 4.2. Направление и регистрация письменного обращения граждан
и организаций по вопросам предоставления информации
о деятельности органов государственной власти .........................98
§ 4.3. Особенности порядка рассмотрения обращения
граждан, организаций по вопросам предоставления
информации о деятельности органов
государственной власти ...........................................................................99
§ 4.4. Сроки рассмотрения обращения граждан, организаций
по вопросам предоставления информации о деятельности
органов государственной власти.......................................................101
§ 4.5. Судебная и административная практика рассмотрения
обращения граждан, организаций по вопросам
предоставления информации о деятельности
органов государственной власти.......................................................102
Контрольные вопросы ............................................................................115
Тестовые задания для самостоятельной работы ......................115
Дополнительная литература .............................................................118
Стр.318
Оглавление
319
Глава 5. ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ
ГРАЖДАН И ОРГАНИЗАЦИЙ В РАМКАХ
РЕГИСТРАЦИОННОЙ ПРОЦЕДУРЫ .........................................121
§ 5.1. Регистрационная процедура как функция
государственного управления ............................................................121
§ 5.2. Направление и регистрация письменного обращения
граждан и организаций в рамках регистрационной
процедуры ...................................................................................................126
§ 5.3. Особенности порядка рассмотрения обращения граждан,
организаций в рамках регистрационной процедуры ..............131
§ 5.4. Сроки рассмотрения обращения граждан,
организаций в рамках регистрационной процедуры. .............134
§ 5.5. Итоговое решение, принимаемое по результатам
рассмотрения обращения граждан, организаций
в рамках регистрационной процедуры ..........................................136
§ 5.6. Судебная и административная практика порядка
рассмотрения обращения граждан, организаций
в рамках регистрационной процедуры ..........................................138
Контрольные вопросы ............................................................................161
Тестовые задания для самостоятельной работы ......................161
Дополнительная литература .............................................................164
Глава 6. ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ
ГРАЖДАН И ОРГАНИЗАЦИЙ В РАМКАХ
ЛИЦЕНЗИОННО-РАЗРЕШИТЕЛЬНОЙ ПРОЦЕДУРЫ .......167
§ 6.1. Лицензионно-разрешительная деятельность как
административная процедура:
общая характеристика и особенности ............................................ 167
§ 6.2. Направление и регистрация письменного обращения
граждан и организаций в рамках лицензионноразрешительной
процедуры ...............................................................174
§ 6.3. Особенности порядка рассмотрения обращения граждан,
организаций в рамках лицензионно-разрешительной
процедуры ................................................................................................... 177
§ 6.4. Сроки рассмотрения обращений граждан, организаций
в рамках лицензионно-разрешительной процедуры ...............183
§ 6.5. Итоговое решение, принимаемое по результатам
рассмотрения обращения граждан, организаций в рамках
лицензионно-разрешительной процедуры ..................................184
§ 6.6. Судебная и административная практика порядка
рассмотрения обращения граждан, организаций
в рамках лицензионно-разрешительной процедуры ...............185
Стр.319