УДК 37.013
ББК 74.0
Р31
Редакционный совет:
Л. Н. Азарова, С. Л. Белых, И. А. Бирич, Е. В. Иванова, О. И. Ключко,
Д. В. Наумова, Т. А. Павленко, В. М. Поставнёв, А. А. Чекалина,
А. И. Савенков, О. А. Шаграева
Рецензенты:
Олиференко Л. Я. — доктор педагогических наук, профессор,
начальник научно-учебного центра педагогического сопровождения
последипломного образования ГБОУ ВПО МО АСОУ;
Вачков И. В. — доктор психологических наук, ведущий научный
сотрудник Городского ресурсного центра по развитию
интегративного (инклюзивного) образования МГППУ
Ребёнок в образовательном пространстве мегаполиса : сборник
Р31
материалов межрегиональной научно-практической конференции,
15–16 апреля 2014 г., Москва, МГПУ — 2-е изд., стер. — Москва ,
Берлин : Директ-Медиа, 2019. — 390 с.
ISBN 978-5-4499-0180-4
В сборнике представлены материалы межрегиональной научнопрактической
конференции «Ребёнок в образовательном пространстве мегаполиса»
15–16 апреля 2014 г.
Предназначен для студентов психолого-педагогических специальностей
и направлений подготовки, исследователей и работников системы образования
(воспитателей, учителей, педагогов-психологов, руководителей).
Текст приводится в авторской редакции.
УДК 37.013
ББК 74.0
ISBN 978-5-4499-0180-4
© Коллектив авторов, текст, 2019
© Издательство «Директ-Медиа», оформление, 2019
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Секция 1
ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА ........................................................................ 9
Савенков А.И. Субъективная оценка интеллекта другого человека ................ 9
Арнаутова Н.А. Технология самодельной мультипликации: образовательное
пространство школьного предмета и возможности развития когнитивной
сферы учащихся.................................................................................................. 11
Бочкина Е.В. Циклические представления в дошкольном возрасте и
возможности их развития .............................................................................................. 16
Алексеева Е.Л., Бохан Е. Интеллект-карта как средство интегрированного
обучения младших школьников........................................................................... 19
Ильина Н.В. Составление загадок как метод развития познавательной
активности у дошкольников.......................................................................................... 24
Пашкович Т.Ф. Организация работы с одаренными учащимися на основе
интегративного подхода ....................................................................................... 27
Каверина Н.Е. Психологические технологии на уроке: технология поэтапного
формирования исследовательских способностей ....................................... 31
Кривова В.А. Развивающая работа по формированию благоприятных
типов атрибуции достижений младших школьников................................................. 36
Сухорукова Г.В. Использование опорных моделей для развития творчества
детей в рисовании................................................................................................... 40
Мартынова А.Д. Роль развития социального мышления как процесса решения
социальных задач в современном пространстве мегаполиса...............................44
Ситникова А.А. Подходы к изучению развития социального интеллекта
младших школьников ................................................................................................ 48
Секция 2
СОЦИАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В МЕГАПОЛИСЕ ...... 52
Ясвин В.А. Организация региональной системы актуального кластерного
образования как инновационный механизм педагогической интеграции социокультурных
ресурсов мегаполиса........................................................................... 52
Акимова Ю.А., Ключко О.И. Гендерно-чувствительные индикаторы
образовательной среды .................................................................................................. 57
Гальченко В.Н. Социальная изобретательность как фактор формирования
у дошкольников позитивного отношения к жизни............................................... 63
Цветаева И.Н. Формирование проектировочных умений у специалистов
дошкольного образования в процессе педагогической деятельности ............................66
Листик Е.М. Развитие информационной компетентности детей в пространстве
мегаполиса ..................................................................................................... 70
Майорова Э.Р. Примеры социокультурной ассимиляции иностранцев в
московской школе ..................................................................................................................74
3
Стр.4
Ключко О.И., Самосадова Е.В. Профессиональные цели студентов педагогического
вуза.......................................................................................................... 79
Лебедева Е.В. Организация образовательной среды урока как средство
повышения учебной мотивации школьников ................................................................. 83
Шамардина Е.В. Основные показатели социализации дошкольников и
критерии их оценки ........................................................................................................ 87
Секция 3
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОСТРАНСТВЕ МЕГАПОЛИСА.............................................................. 90
Поставнёв В.М., Поставнёва И.В. Комплексное сопровождение приемных
семей в условиях мегаполиса............................................................................ 90
Кукуркина С.В. Опыт сопровождения замещающих семей в Зеленоградском
административном округе г. Москвы .......................................................... 96
Сухоносов А.П. Психолого-педагогическое сопровождение девиантного
поведения подростка в образовательном процессе................................................ 99
Ковалёва Е.В. Педагогическое сопровождение развития личностного
самоопределения современных школьников............................................................. 105
Карпова С.И. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного
и школьного возраста с ОВЗ........................................................................... 110
Лосик Г.В. Психологическое образование незрячих на основе русскоговорящего
синтезатора речи как условие их социальной реабилитации........... 114
Гончар Е.А. Особенности процесса психолого-педагогического сопровождения
и адаптации приемного ребенка в семье .................................................. 117
Гуцу А.Л. Мотивационные основы учебной деятельности младших
школьников, воспитывающихся в приемных семьях ............................................... 121
Фомин А.А. Социальная успешность в контексте психолого-педагогического
сопровождения личности..........................................................................................125
Канторова Е.В. Проблемы мониторинга готовности детей старшего
дошкольного возраста к школьному обучению в условиях введения ФГОС ........ 129
Поставнёв В.М., Полковникова И.Ю. Ценностные основания самоопределения
личности...................................................................................................... 134
Гончарова Ю.Л. Совместная деятельность педагогов и родителей в период
адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного
учреждения ........................................................................................................... 136
Жукова Л.В., Храпик В.А. Преодоление иррациональных социальных
страхов методом гармоничного взаимодействия личности ........................................ 140
Самусенко Ю.К. Социальная адаптация детей с недостаточностью регуляторного
обеспечения деятельности в инклюзивной группе ДОУ.................... 145
Каченовская Л.А. Особенности проявления агрессии в дошкольной организации
у пятилетних детей с разными типами темперамента............................... 147
Илюшина Н.Н. Психолого-педагогическая подготовка вожатого как
коммуникативного лидера в детском оздоровительном лагере .............................. 151
Луценко И.А. Принципы организации коммуникативно-речевого сопровождения
образовательного процесса в дошкольном учреждении................... 155
Репетий С.Т. Развитие духовности будущего специалиста в психологопедагогическом
сопровождении образовательного процесса.................................. 159
4
Стр.5
Наумова Д.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального
самоопределения у детей старшего школьного возраста.......................................164
Дасаева Г.И. Разработка критериев наблюдения за ребёнком в течение
предшкольного периода: проблемы развития .................................................................169
Секция 4
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ
СРЕДА СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ:
НОВЫЕ ИДЕИ ДЛЯ ШКОЛЬНЫХ И ДОШКОЛЬНЫХ
ПРОСТРАНСТВ..................................................................................................... 174
Иванова Е.В. Социально-ориентированный дизайн предметно-пространственной
среды школы и его влияние на учебный процесс ................................................ 174
Тер-Григорян А.Э. Мировые тенденции в формировании архитектуры
общеобразовательных организаций............................................................................ 180
Виноградова И.А., Иванова Е.В. Возможности и соответствие предметно-пространственной
среды дошкольных организаций Москвы Федеральному
государственному образовательному стандарту дошкольного образования
(результаты мониторинга воспитателей и родителей)................................................. 183
Буянова Е.А. Развивающая предметно-пространственная среда современных
образовательных учреждений для развития детского экспериментирования...........................................................................................................................
189
Никитаева М.В. Условия трансформации предметно-пространственной
среды образовательных организаций при реализации ФГОС ООО................193
Секция 5
РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ СУБЪЕКТОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ............................................. 198
Азарова Л.Н. Развитие телесного сознания у педагогов ............................... 198
Дикун Т.В. Развитие субъектной позиции старшего дошкольника в проектной
деятельности как средство решения коммуникативных задач .........................203
Цаплина О.В. Формирование позитивного образа мира и образа «Я» в
процессе обучения в высшей школе........................................................................... 207
Баранова Е.В. Возрастные особенности развития Я-концепции в семье.... 212
Семчукова М.И. Развитие профессионального самосознания студентовпервокурсников.............................................................................................................
216
Михайлова Е.В. Развитие самосознания студентов педагогического вуза
при знакомстве с хромотипами личности.............................................................. 218
Былинко А.Т. Анализ «Я-концепции» иногородних студентов и студентов-москвичей
в построении жизненных стратегий ................................................. 221
Мирваизова Л.А. Влияние духовного воспитания на формирование нравственно-ценностного
самосознания...................................................................................226
Бражкина Е.Е. Роль физической культуры и спорта в развитии валеологического
самосознания........................................................................................... 229
Бизяева Н.Д. О роли самосознания в формировании эмоционального
лидера в начальной школе........................................................................................... 231
Боронина Л.Г. Формирование «Я-образа» у младших школьников методом
сказкотерапии .................................................................................................... 235
5
Стр.6
Секция 6
ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
И ДЕТСТВА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОСТИ ............................... 240
Бирич И.А. Проблемы онтогенеза и педагогическая антропология ............ 240
Шаграева О.А. Отношение к ребенку в системе профессионального самосознания
будущих педагогов................................................................................... 247
Травинова Г.Н. Формирование образа «Я» дошкольника в процессе социализации
(обзор исследований) .............................................................................. 252
Глазунова И.С. Природа ребенка и ФГОС ДО: проблемы и перспективы
развития.................................................................................................................... 256
Ефремова Н.А. Эстетически развитый человек глазами учащихся и педагогов
школы искусств............................................................................................... 260
Лихарева Н.Ю. Дистанционное обучение как проблема современной
школы............................................................................................................................. 265
Чеботарева С.В. Система «Новой школы» Селестена Френе в контексте
современного отечественного образования...................................................................... 269
Жарова Е.А. Влияние идей А.С. Макаренко на теорию и практику семейного
воспитания в условиях современного кризиса института семи ............... 275
Секция 7
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В СИСТЕМЕ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРАКТИК
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА МОСКВЫ ......................... 281
Белых С.Л. Основные составляющие эстетического развития ребёнка ..281
Копотева Г.Л. Социокультурный потенциал внеурочной деятельности
(художественно-эстетические практики)................................................................... 285
Дёмина Е.И. Эстетическое и личностное развитие ребёнка в процессе
театрализованной деятельности.................................................................................. 292
Белых С.Л., Гришакова Е.Д. Стрессоустойчивость как биологическая
предпосылка формирования эстетических предпочтений ....................................... 296
Радкова Т.Н. Эмоциональный интеллект старших дошкольников, занимающихся
художественным творчеством ............................................................. 300
Секция 8
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ ............................................................ 304
Белых С.Л. Методологические основы использования Смарт-технологий
в образовании ........................................................................................................................304
Головлева И.В. Создание ментальных моделей для ключевых понятий
учебного предмета с помощью Смарт-технологий................................................... 310
Фирсова М.М., Боршевецкая Л.А. Актуальные вопросы непрерывного
образования учителей в области информационных технологий...................................316
6
Стр.7
Мухортова А.Н. Повышение качества выполнения задач из раздела «Основы
алгоритмизации и программирования» с использованием программытренажера
для задачи С1 (сложные условия) в Смарт-технологии...............................319
Сотников А.И. Авторские разработки элементов учебного предмета
«Математика» в Смарт-технологиях .......................................................................... 320
Ефимова К.А. Построение индивидуальных образовательных траекторий
обучающихся в условиях использования информационных технологий ....... 323
Чирикова Н.Ю. Систематизация учебного материала и последовательность
его предъявления с помощью Смарт-технологий........................................... 327
Разумов С.А. Понимание объективности и относительности исторического
знания как педагогическая задача: использование Смарт-технологий для
сравнения оценок деятельности Петра Великого ............................................................331
Нишакова Г.А., Кныш О.А. Использование Смарт-технологий для повышения
учебной мотивации учащихся .................................................................... 334
Секция 9
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
С СЕМЬЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА .... 338
Павленко Т.А. Взаимодействие педагога и родителя: ожидания, трудности,
успехи................................................................................................................. 338
Несененко Е.Е., Полковникова Н.Б. Педагогические условия формирования
ценностных основ личности ребенка дошкольного возраста в современной
организации дошкольного образования ...................................................... 344
Полковникова Н.Б., Тиц А.В. Ценности педагогов детского сада как
фактор становления ценностных основ личности детей дошкольного возраста... 349
Кирсанова В.Г. «Как я стал нужным», или Опыт обратной инклюзии ....... 351
Степанова А.В. Инклюзивное образование: особенности и проблемы...... 356
Павленко Т.А., Табашникова В.А. Взаимодействие образовательной
организации с семьями воспитанников дошкольного возраста с задержкой
психического развития................................................................................................. 359
Кирина И.И. Семейный клуб как форма оптимизации детско-родительских
отношений ....................................................................................................................363
Панина А.О. Семейная гостиная как эффективная форма сотрудничества
родителей и педагогов детского сада..................................................................... 368
Ашихмина О.А. Динамика и гендерная специфика репродуктивных установок
жителей Москвы и Московской области в возрасте от 20 до 40 лет........ 370
Тарывердиева М.С. Развитие познавательной активности детей дошкольного
возраста в дошкольной образовательной организации и семье.................. 376
Козлова А.А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в условиях
детского сада и семьи.......................................................................................... 379
Чистякова С.Г. Совместная деятельность воспитателей и родителей
при обучении детей правилам семейного этикета .................................................... 382
Наши авторы .................................................................................................... 385
7
Стр.8