v~ rw'
m
m'-'m&i
*<
Стр.1
• У9
^г^ ж^і
^г^. ^2^
/^ ^ ^
Ж
1 к.
Общедоступная Богошвекая Библіотека.^
'^ст- ^zS
^
ВЬТПУСКЪ XIX.
'
^
^^"^7
ПРАВОСЛАВНАЯ
н^^Й^Ь- "
Томтэ VIII:
НАЛЕНДАРЬ БИБЛЕЙСНОЕВРЕЙСНІЙ И ІУДЕЙСНІЙ—НАРМАНОВЪ Д. И.
(и въ приложеніи: Іерархія первохристіанская, Іуда Предатель, Казан. Дух. Семинарт и Академія-новая).
СЪ
6-ю РИСУНКАМИ И КАРТОИ.
Соетавлвнъ подъ редакціею
Н. Н. ГЛУБОКОВСКЛГО,
Д-ра богоеловія, ординарнаго проф ссора С.-Петербургокой
Духовной Акадеі ііи.
.
ИЗДАНІЕ
преемниковъ f профессора
сЯ. оТ. сЛопухина.
•»-4^*5$-'bJ
С.-ПЕТЕРБУРГЪ.
БЕЗПЛАТНОЕ ПРИЛОЖЕНІЕ КЪ ДУХОВНОМУ ЖУРНАЛУ „СТРАННИКЪ" за
ІЭ0 7 г.
Стр.2
^|:|
/Zb. ^ \
^ ^ ^ у
/ ^ ^^
/2^ ^ х
.^^- -^Sx
Общедоступная Богословекая Библіотека. ^ і
ВЫПУСКЪ XIX.
^9
) 12
ПРАВОСЛАВНАЯ^і
•^^Ш^4—
Тоі пь ^Ш:
НАЛЕНДАРЬ БИБЛЕЙСНО-ЕВРЕЙСКІЙ И ІУДЕЙСНІЙ—НАРМАНОВЪ Д. И.
и въ приложеніи: Іерархія первохристіанская. Іуда Предатель, Казан. Дух. Семинарія и Академія-новая).
СЪ
6-ю РИСУНКАМИ И КАРТОЙ.
Совтавпвнъ подъ редакціею
Н. Н. ГЛУБОКОВСКДГО,
Д-ра богословія, ординарнаго професоора С.-Петербургской
Духовной Академіи.
ИЗДАНІЕ
преемниковъ f профессора
Л. с?Г. Лопі/хіша,
.м
j^^l0r
^S
С.-ПЕТЕРБУРГЪ.
БЕЗПЛАТНОЕ ПРИЛОЖЕНІЕ КЪ ДУХОВНОМУ ЖУРНАЛУ „СТРЛННИКЪ'' за
І ОТ г.
Стр.3
Печатать разр шается. Ординарный профессоръ С.-Петербургскоп Дуювной
Академіи Докторъ богословія Жиколай Глубпковскііі.
С.-Петербургъ, 15 ноября 1907 г.
Типографія, „Россія". Басс йная, 3.
Зам н но
Стр.4
Ill
СПИСОКЪ СОТРУДНИКОВЪ
ПІ-го тома „Православной Богословской Эециклопедіи".
Бердниковъ Илья Степановлчъ, д-ръ богословія, заслуж. орд. проф. КазанскоГі Духовиой
Академіи и Универіштета (Казаиь, Старая Коммиссаріатская улица,
собств. домъ).
Богдашевскій Дииитрій Ивановить, д-ръ богословія, орд. проф. Кіевскоіі Дух. Академіи
(Кіовъ, Волошская ул., д. 10, кв. 8).
Богоявленскій Іоаннъ Яковлевичъ, священникъ, канд. богословія, вастоятбль Бкатеринпнскаго
собора въ г. Ямбург , С.-Петербургской губарніи.
Бронзовъ Александръ Александровичъ, д-ръ богословія, орд. проф. Спб. Дух. Академіи
(Спб., Невскій просп., д. 182, кв. 3).
Б ляевъ Алсксандръ Димитріевичъ, д-ръ богословія, заслуж. орд. проф. Моск. Дух.
Академіи (Сергіевскін Посадъ Московской губ.).
Верюжскій Василій Максимовичь, канд. бпгословія, преподаватель Спб. Дух. Семинаріи
(Спб., Обводный кан., д. 19).
Воронцовъ Евгеиій Александровичъ, канд. богосдовія, и. д. доцента Моск. Дух.
Академіи (Сергіевскій ГІосадъ, Московской губ., Кокуевская улица, д. Калинина).
Глаголевъ Александръ Александровичъ, священникъ, магистръ богословія, экстраорд.
проф. Кіевск. Дух. Академіи п настоятель Николо-Добринскоп церкви (Кіевъ
Подолъ, уголъ Боричева тока и Покровскаго проулка, д. 20—4).
Глаголевъ Серг й Серг евнчъ, д-ръ богословія, орд. проф. МОРК. Дух. Академіи
(Сергіёвекій Посадъ, Московской губ.).
Глубоковскій Алексавдръ Никаноровичъ, канд. богссловія, преподаватель Духовнаго
Училиіца въ г. Уральск -областяомъ.
Глубоковскій Николай Никаноровичъ, д-ръ богословія, орд. проф. Спб. Дух. Академіи
(Спб., Нёвскій просп., д. 180, кв. 5). Имъ проредактированы въ этомъ
том р шительно вс статьи, которыя въ нужяыхъ случаяхъ исправлены и дополнены,
при чемъ еыу прияадлежатъ вс вставки (въ текст и прпм чаніяхъ),
пом щенныя въ угольныхъ скобахъ | ], хотя бы он не былп пом чены его
именемъ или ішщіалами, какъ это иногда встр чается.
Голубевъ Иванъ Ивановичъ, канд. богословія, псаломщикъ при русской церквп Рождества
Христова въ Флоренціп (Italia, Firenze, via S. Reparata 67).
Громогласовъ Илья Мпхайловпчъ, канд. богословія, и д. доцента Моск. Дух. Акадеыіи
(Москва, Волхопка, д. Художественнаго Общества, кв. 6).
Груздевъ Борисъ Ивановичъ, каяд. богословія, снравщпкъ Спб. Сннодальной типографіи
(Спб., Кабинетская ул., д. 15).
Гурій (Степановъ) іером., канд. богословія, п. д. доцента Казанской Дух. Академіи
(Казань, Спасскій моиастырь).
Елеонскій Ннколай Александровичъ, протоіерічі, магистръ богословія, проф. богословія
Моск. Университета (Москва, зданіе Универсптета по Моховой).
Заринъ Серг п Михаііловпчъ, ыагистръ богословія, смптрптель Александро-ІІевск. Дух,
Училища вг
ь г. С.-Петербург .
Квачала Иванъ Ивановпчъ, д-ръ богословія (лютеранскаго) и философіи, орд. проф.
Юрьевскаго Унпііер.ситета (г. Юрьевъ, Лифляндскоп губ.).
Колосовъ Владиміръ Ивановичъ, канд. богословія, преподаватель Тверскоіі Дух. Сеыпнаріи.
Красноженъ
Михаилъ Егоровичъ, д-ръ цсрковнаго права, орд. проф. Юрьевскаго
Унігвсрситета (г. Юрьевъ, Лифляндской губ., Мііргенгофская улпца, д. 19).
Стр.5
429
Канонкка.
разд льною жизнію съ це^овію восгочной
н ц рковная дисциплина иъ О(Н;ВЕЫІЪ
чертахъ была одинакова какъ на Восток ,
такъ и на Запад . Кром того в которые
изъ вападныгь каноннстовъ въ свовгь
системахъ касаюгся и порядковъ грековосточвой
церкви посл разд ленія церкви,
а имевно Вальтеръ и Верингъ.
Потомъ западные кановисты н византинологи
посвятили много трудовъ прямо разработк
источниковъ и вопросовъ православнаго
церковнаго права. Прежде всего
ны обязаны западиыыъ ученымъ лучіппия
вздавіяыи памятвпковъ церковваго права
н визавтійскаго законодательства (это мы
вид ли выше въ отд л объ изданіягь
текста церковныгь правидъ). Потомъ западные
же учевые оказали существеняыя
услуги и разработк исторіи церковваго
права
правосдавной церкви. Уже въ
самыхъ издавіяхъ кавоническихъ памятнвковъ
содержатся бол е илв мен е полныя
ясторическія св д вія о пом щеввыхъ въ
нпхъ памятникаіъ. А зат мь иа ется маого
варочвтыхъ трудовъ у западвыхъ учевыхъ
ііо исторіи источвиковъ церковнаго врава
вравославвой церкви. Изъ вихъ бол е
зам чательвы сл д.: 1) Bickdl, Geschichte
des Kirchenrechts, Bd. I, Lief. I, 1843,
Lief. 2, 1849, no изд. RQstell; 2) Loning,
Geschichte des
deutschen Kirchenrechts,
Bde 1—2,, 1878; 3) Ballcrini, Be antiquis
coUectionibus canonum, Venetiae 1753—
1757; 4) Maassen, Geschichte der Quellen
und der Litteratur des canonischen Rechts
in Abendlande bis zum Ausgange der
Mittelalters, Bd. I, 1871; эта книга содержигь
въ себ дополневія п всправленія къ
изсл довавію братьевъ Баллернвн на основавіи
вовыхъ даввыхъ, воторыя Маассенъ
тщательво собиралъ во вс хъ западаоевропеаскихъ
библіотекахъ
рукописей.
430
Западные
умвые ве оставляютъ своимъ
внаманіемь и внутреяней всторіи врава
православвой церкви, нсторіи различяыхъ
внстнтутовъ, входятихъ въ ея область,
ншр., управлеаія, суда, брака и проч.
Прекрасвыіі прим ръ этого представляютъ
труды Чижмана no брачному праву и управленію
восточной церкви (Zhishman: Das
Eherecht der orientalischen Kirche, 1864;—
Die Synoden und die Episcopalamter in der
morgenlandischen Kirche, 1867), также coчинеяіе
Звльбернагля
(J. Silbernagl,
[покойваго католика Исидора]
Verfassung
und Gegenwartiger Bestand sammtlicher
Kirchen des Orients, 1865 [a 2-е взд.,
сд лавное no смерти автора Вг'оиъ I о s.
Schnitzer, Regensburg 1904: си. o немъ
Simeon Vailhe въ „Theologische Revue"
1905, Nr. 15, Sp. 452—454]).
Въ Россіи изучеяіе церковнаго права
5) Biener, De coUectionibus canonum
ecclesiae graecae, Berlin 1827; 6) Mortreuil,
Histoire du droit bysantin, Paris 1843—
1846, ТОІ. 1—III; 7) Zaclmria von Linдепі1іаІ:Ът
griechische Nomocanones, 1877;—
Die Handbtlcher des geistlichen Reshts aus
den Zeiten des untergehenden bysantinischen
Reichs, 1881;—Bber den Verfasser und die
Quellen des (Pseudo-Photianischen) Noraocanon
in XIV Titdn, 1885. 8) Hefch, Conciliengeschichte,
Bde I— Ш, 1855—1887.
долгое время состояло просто въ практическомъ
озваноилевіи съ правилами, пом -
щавшимися въ Кормчей и въ богослужебвыхъ
кяигахъ. Школьвое преподававіе церковяаго
права было введено въ нашахъ
высшихъ духовво-учебвыхъ заведевіяхъ во
второй половин XVIII в. Преподававіе
состояло въ ознакомленіи съ содержааіемъ
церковныхъ правилъ no Кормчей кяиг и
въ еравнеаів славявскаго текста правялъ
съ греческимъ для лучшаго уразум вія ихъ
смысіа. Дозволялось преподавателю сопровождать
это озвакомлевіе освовательаоіо и
благоразумвою критикой съ точки зр вія
прим аимости ихъ къ практик . При преобразовааів
духоввыхъ школъ при Алексавдр
I, церковаое право было ввесеяо
въ кругъ богословскихъ ваукъ и стало вреподаваться
въ систем . Въ 1835 году
преподававіе церковваго права было введеяо
и въ русскихъ увиверсятетахъ. Зд сь
ово стояло въ связи съ богословіемъ, вриподавалось
профессоромъ богословія, a
слушателями были студевты-юристы правоелавваго
вспов давія. Въ устав 1863 г.
церковвое враво причислено было къ составу
ваукъ юридическаго факультета подъ
вмевемъ церковааго ваковов д вія. Какое
звачевіе им ло для юридическаго факультета
это првчвслевіе, мы уже говорвли выше.
Церковвое право сохравяетъ свое воложевіе
въ состав наукъ юриджческаго факультета
и по уставу 1884 г., досел д йствующему.
Стр.1
431
Наноника.
Школьное преподаваніе церковнаго права
въ нашпхъ духовныгь и св тскнхъ школахъ
им ло своимъ естественныиъ посл дствіемъ
появленіе научныхъ трудовъ по этому
предмету—системъ и монографій. Посл днія
трудно было бы перечислить даже съ
прнблизительною полаотой. Остаиовимся
только на систематическихъ изложеніяхъ
церковнаго права. Первая снстема по
церковному праву была издана профессоромъ
богословіяи церковнагоправа вь кіевскомъ
уннверситет протоіереемъ Іоантмъ
М. Спворцовымъ въ 1848 г. подъ заглавіемъ:
„Записки по церковному законов -
д нію". Это были, в роятно, д йствнтельно
записии, которыя читалъ профессоръ студентамъ
кіевскаго университета. Печатно
он издаяы для бблыпаго удобства студентамъ
вользоваться руководствомъ. Какъ
первый опытъ у насъ печатнаго изданія
систематвческаго руководства по церковному
законов д ніго, книга проф. Скворцова
была для своего временн изрядною кнплшцей,
какъ выразился о вей Иинокентій
(Борисовъ), архіепископъ харьковскій. И
теперь еще она можетъ быть прпгодна
для н которыхъ справокъ. Архимандригь
Іоаннъ (впосл дствін епископъ смоленскій),
въ бытносіь его ректороиъ и профессоромъ
с.-петербургской Духовной Академіи, задумалъ
составпть „Курсъ дерковнаго законов
д нія" по очень обширному плану. По
проекту, курсъ долженъ былъ состоять изъ
трехъ частей. Въ первой предполагалось
обозр ть источвики церковнаго права какг
ь
въ историческомъ отоошевіи (т. е. по ихъ
происхожденію), такъ и въ каноническоыъ
отношеніи (т. е. по ихъ содержанію и
важности). Во второа части предаолагалось
сд лать общій сводъ основныхъ церковиыхъ
законовъ, извлеченныіъ изъ разяыгь
источниковъ; этотъ сводъ должеиъ былъ
составпть собою спстему общаго нрава
церкви. Третья часть предназначалась къ
изложенію въ ней д йствующаго права
русской церкви. Къ сожал нію, этому плану
талантливаго канониста ве суждено было
осуществиться, кажется, не по внн автора.
Въ 1851 году вышла только первая
часть курса, въ которой пом щено введепіе
въ церковное законов д ніе и обозр ніе
древнихъ—каноническихъ истачниковъ его.
Только впосл дствіи авторъ усп лъ—отъ
433
частп въ вяд отд льныхь моаографій, пои
щенпыхъ въ духовныіъ журиалахъ („Правосл.
Собес дпик " и „Хрпст. Чтеніи"),—
првддожить чнтающей публнк
то, что
должно бы іо входить во пторую и третьго
часть курса. На содерлсаніи первой часги
курса архниандрпта Іоанна, гд пом щено
толкованіе на каждое правило древней вселсвской
церквп, сказался методъ преподаванія
церковнаго права, какого держались
первоначально вч, нашиіъ академіяхъ духовиыхъ.
Въ 1872 году было издапо [подъ
редакціею f ироф. Т. В. Барсова] при
„Хрнстіанскомъ Чтеніи" въ русскомъ перевод
„Краткое
изложеніё каноническаго
права едипон святой собораой и апостольской
церкви", составденное на румыаскомъ
язык А. ІПагуною, матроаолатомъ Руиыяъ
въ Вевгріи и С миградіп. Этотъ курсъ
представляетъ см сь догматвки съ церковяымъ
правомъ. Каига можетъ быть отчастя
пригодаа по н которымъ св д яіямъ, сообщаемымъ
въ аей о состояаіа н ирактак
румыяской церкви. Въ 1874—1875 годахъ
профессоръ иосковокаго уішверсятета
Н. К. Соколовъ предприаялъ печатаніе
своихъ лекцій по церковаому праву. Но,
къ солсал яію, уеа ль наяечатать только
два выпуска, изъ которыхъ въ первоиь
было пом щеао введевіе въ науку церковнаго
права, а во второмъ—трактатъ о состав
церковваго
общества. Лекцін г. Соколова
были встр чевы чятающею публикон
очеаь сочувственао за эрудидію автора в
стройяое изложеаіе матеріала. Въ 1882 году
выгаслъ „Краткій курсъ церковааго праиа"
о. М. П. Альбова, представляющій собою
сокращеаіе лекцій, читаяаыхъ авторомъ въ
воеаао-недвциаскоя академін. Этотъ курсъ
заключаетъ въ себ далеко не вс отд лы,
входящіе въ аауку церковааго права, и по
своеиу исиолвеаію есть трудъ, составлеапый
аа скорую руку. Въ 1888—1889 годахъ
вышелъ нагаъ „Краткій курсъ церковваго
права" съ „дополаевіемъ" къ вему. Появлевіе
его было вызвано потребяостію въ
руководотв по церковному праву для слушателей
курса въ уваверсятетахъ и духоваыхъ
академіяхъ. Теперь предпрнвята авторомъ
радикальпая перед лка этого курса во
аовой сястемЬ и съ существеяаыми дополя
аіями, простврающимися до введеаія ваовь
ц лыгь отд ловъ. Уже издааъ яервый вы
Стр.2
433
Канонииапускъ
этого второго йзданія, Казань 1903 г.
Вь 1889 —1890 годаіъ явился „Курсъ
дерковнаго права" Н. С. Суворова, бывшаго
профессора ярославскаго юридическаго
Лицея, а теперь состоящаго профессоромъ
въ московскомъ увиверситет . Въ
1898 году на основаніи „Курса" составлснъ
т мь же авторомъ „Учебаикъ церковнзго
права", вновь переизданаый въ
1902 году. Курсъ и учебникъ церковнаго
права проф. Суворова аредставляютъ собою
попытку познакомить русскую ученую публвку
ц учащуюся молодеаь съ выводами н пріемамн
западно-европейской литературы" по
церковноиу праву. Эта задача им етъ научную
важность. Жаль только, что ученый
авторъ не сочелъ нужаымъ объяснпть откровенно
русской православной публик ,
что въ освов
западно-европейскихъ систеиъ
по церковному праву лежатъ в роиспов
даыя начала или католическія, или протестантшя,
которыми п объясняются воззр
аія католпческигь и аротестантскихъ авторовъ
ва основные канояическіе вовросы,
и которыя, поэтоиу, не ыогутъ быть привяты
православныиъ читателемъ безъ критики
съ точки зр вія ученія православвой
церкви. Мало этого; самъ авторъ не р дко,—особенно
въ основвыіъ кааоническпхъ
вопросахъ (напр., въ воврос о церковноыъ
законодательств , о юрисдикцін церковной
власти, объ отношепіи иежду церковію и
государствомъ),—стоитъ ва протостаатской
точк зр нія, отожествляя ее съ учевіемъ
православаой церкви. Въ 1893 году вапечатана
въ Харьков ііервая часть „Очерка
православваго церковнаго права" профессора
харьковскаго уяиверситета М. Л.
Остроумова, заключающая въ себ обозр
ніс . вамятниковъ церковяаго законодательства
въ древяей церкви и въ церквн
константияопольской посл періода вселенскихъ
соборовх. Авторъ обнаруживаетъ въ
своемъ труд освовательное зяакомство съ
учеаою литературой предмета и сд лалъ бы
большое одолж ніе наук церковваго права,
если бы поторопился продолзкеніемъ такъ
удачно начатаго своего труда. В-ь 1897 году
напечатавъ русскій переводъ „Православваго
церковваго права" Никодима
лаша),
(Миеппскопа
далматияскаго, навечатаннаго
на с рбскомъ язык въ 1890 году
въ Задр . Нельзя н поблатодарить пере434
водчика
г. Петровича за то, что оаъ познакоиндъ
русскую ученую публику съ такимъ
важаыііъ для науки церковнаго врава
трудомъ. Авторъ можстъ быть причислевъ
къ западвимъ учеаымъ по м сту своей
службы и образовавія п во обширвоиу зяакомству
съ западао-европейскою лвтературой.
Но въ то же время онъ строго православный
учевый, стоящій ва точк зр -
нія др ввеі'і церковвой дисцпплпяы. По
своимъ научнымъ достоивствамт. и ао своему
солидному направлевію, Курсъ церк.
врава епископа Никодима можеть быть
противопоставденъ Курсу церковяаго врава
проф. Суворова, какъ коррективъ ученыхъ
увлечевіГі посл дняго. Кроы того, оаъ
весьма важеаъ въ томъ отвошевів, что
сообщаетъ св д аія о д йствующемъ арав
и практик греческой церкви въ пред
лахъ турецкой имчерін и пом стныхь
церквей православяаго востока. Проф. М. Е.
Красноженъ, „Краткій очеркъ ц. права",
Юрьевъ 1900. Это изданіе назаачено въ
яособіе студевтамъ-слуаіателямъ врофессора
для приготовленія къ экзамену; ово удовлетворяетъ
своему назвачевію. „Курсъ церковваго"
права f вроф. А. С.
Павлова,
Сергіевъ-Посадъ 1902 г. Издааіе сд лаво
по сиерти автора „Богословскимъ В ствикомъ"
иодъ наблюдевіемъ доцента московской
Д. Академіи И. М. Громогласова.
Нельзя вс поблагодарить за это редакцію
журяала „Богословскій В стаинъ" и г. Громогласова:—своимъ
сод йствіеиъ издавію
проф. Павлова ови сослужили великую службу
канояячсской наук . Кановическая науна
должна была звать учеяые взгляды такого
заслуженнаго н выдающагося по своииъ даровавіянъ
профессора ва кореваые вопросы
церковваго права и его опытъ систематическаго
изложевія научнаго матеріала. Курсъ
проф. Павлова излагаетъ содержавіе науки
въ довольао краткой ковцепціи. Поэтому,
онъ не можетъ служить нагляднымъ показателемъ
всей обвшряой эрудиція, которою
обладалъ авторъ и показалъ въ другихъ
свонхъ печатяыхъ трудахъ. Но и при краткости
изложевія яаучааго матеріала Курсъ
яроф. Павлова хорошо знакомвтъ со во мь
существеанымъ содержавіемъ науки, ира!
ясноаъ излож яіи. Сист ма одна иаъ луіч
шихъ, хотя и н б въ н доотатісо&ъ (etf<
р цензіп II. С. Оуворова въ „Жур. Ман.
Стр.3
435
Каноника—Канонъ въ богослужебномъ язын .
Н. Пр." 1903 г., янв., и Е. Н. Темниковскаго
въ отд льной брошюр : 0 курс
ц. права f проф. А. С. П а в л о в а, Ярославіь
1903).
Проф. И. Бердниковъ.
Канонъ въ богослужебномъ язык .—
Именемъ канона называется на богослужебномъ
язык рядъ п сноп ній, — ирмосовъ
и тропарей—при чемъ посл диіе сл -
дуюгь составу, разм ру и нап ву первыхъ.
Заключая въ себ соотв тственяые другь
другу ирмосы и тропари, канонъ представляетъ
н что ц лое, правильное я стройное
какъ по вя шнему составу, такъ и по содержанію.
Въ первоиъ отиошевін канонъ
(полный) распадается на девять п сней,
сообразно съ девятью п снями Свящ. Писанія,
и каждая изъ ниіъ закдючаетъ въ
себ одинъ ирмосъ и н скодько тропарей.
Первая п снь составлена приы ннтельно
къ п сни Моисея, воса той по переход
евреевъ чрезъ Чермное море (йсі. 15);
вторая указываетъ на облнчительную п саь
того же Моисея (Втор. 32); третье — на
п снь Анны, матери прор. Самуила (1 Цар.
2); четвертая приспособляется къ мысдямъ
и выраженіямъ п снн пр. Аввакума (Авв. 3);
пятая составляется нзъ п сви пр. Исаів,
содержащей пророчество объ Інсус Христ
и благодарность за им ющія открыться
съ пришествіемъ Мессіи благод янія; ш стая
воспроизводитъ мыели молнтвы пр. Іоны
(2); седъыая и восьмая составлена прим
нительно къ двумъ благодарственаымъ
п снямъ трехъ отроковъ, вверженвыхъ въ
пещь огневную (Дан. 3); и, наконецъ,
образцомъ ддя девятой служнтъ славословіе
Божіей Матери, произнесенное ею при свиданіо
съ св. Близаветою (Лк. 1). Изъ числа
9 п сней во вс хъ праздничныхъ канонахъ
обычно не достаегь второй, потоиу что,
приспособляемая въ содержаніи къ покаянной
и обличитедьной п сни Моисея, она не
соотв тствуегь духовной радости, которою
проникнуто богослуженіе праздничаыхъ дней.
Вторая п снь усвоена преимущ ственно канонамъ
Постной Тріоди, отличающимся чувствомъ
раскаявія в сердечиаго сокрушенія.
Въ однихъ канонаіъ п свв написаяы прозой,
а въ другихъ стихами, ири чемь въ начал
болыпинства
кавоаовъ полагаются
акростихи, т. е. такіа изреченія, изъ ко436
торыхъ
буквы, — каждая порозяь,—повторяются
въ посл довательномъ порядк въ
начальныхъ букваіъ вс хъ ирмосовъ и тропарей.
Наконецъ, пакъ стихотворные, такъ
и црозаическіе каноны ішсаны въ греческомъ
подливник языкомъ м рнымъ, приспособленнымъ
къ какому-либо одному изъ
восьми гласовъ.
По содержанію каждыіі взъ каноновъ
выражаетъ сущность праздауеиаго событія
или свойства и подвиги воспомиваеыаго
святого. Въ нихъ то излагается снесеніе
ветхозав тныхъ пророчествъ и преобразованій
съ новозав тяыми святыми лицами, то
раскрывается важность и внутреапее значевіе
празднуемаго историческаго событія,
то изливаготся благочестивыя чувствовавія,
возбуждаемыя въ душ п снописца различными
д йствіямн домостроитедьства нашего
спасеаія. Напр., въ канон на Рождество
Христово св. Косьмы маюмскаго раскрывается
мысль, что родившійся отъ Д вы
Маріи не простой челов къ, но ви ст и
Богь, отъ в чности восхот вшій явиться
на земл во плотн для спасенія людей и
въ предопред левное вреия д йствительно
явввшійся такъ, какъ было пр дсказаво въ
Ветхомъ Зав т . Проникнутый этою маслію,
авторъ Еанова прославляетъ нвсшедшаго
на землю Богочелов ка, приписывая Ему
наименоваяіе, свойства и д йствія, усвояемыя
древнимн пророками. Въ канон на
тотъ же праздннкь Іоанна ДамасЕнаа взображаются
т
спасвтельныя д йствія, которыми
сопровождается явленіе во плотн
Сына Божія. Онь представдяетея въ неиъ,
какъ благод тель, принврившій насъ съ Богомъ
отцомъ, освобэдившій отъ власти діавола
в спасшій людей отъ гр ха, проклятія
н сиерти. Въ канов ва крещеніе св. Косьжа
излагаетъ всторію крещенія Господня со
вс ми чудесными явленіями, ознаменовавшямя
торжественное вступленіе I. Хрвста
въ служеніе роду челов ческому, в првзываетъ
в рующяхъ прославлять крещающагося
Господа, чтобы сд латься достойвыми
првчастнвкаив плодовъ Ёго крещенія. Какіе
это плоды — указываетъ другой кановъ ва
Богоавлевіе—Іоанаа Дамаскваа. (0 содержавів
кавоновъ яа другі велнкіе празднвки
сн. подъ соотв тствующвиа словаив).
Въ. указанномъ вад , т. е. въ состав
ирносовъ в тропарей, канонъ обявавъ сво
Стр.4
437
Каноиъ въ богоолужебномъ яэык .
имъ происюжденіемъ п снописцу VIII в.
Іоанну Даыаскину: онъ первый положилъ
начало соединенію ирмосовъ съ тропарями.
До него же канонъ ограничивался кли одниии
бпблейскпми п спямп, или же п сняии
съ прибавленіемъ тропарей. Въ состав
и сенъ канонъ изв стенъ по уставу Венеднкта
нурсійскаго. Для праздничныіъ бд ній
онъ назначаегь три п сни по выбору вастоятедя,
при чемъ каждая изъ нигь сопровождается
прип вомъ „аллилуія" ("j" проф.
И. Д. Мансветовъ, Д рковный уставъ,
стр. 376); для субботней утрени берется
вторая п снь (Втор. 32), а для другихъ
дней нед ли какая-вибудь пзъ сл дующигь,
по одной на каждый день (Ibid., стр. 377).
Къ этому прибавлялась п снь изъ Бвангелія
и п снь трегь отроковъ, изв стная у Венедикта
подъ именемъ „benedictiones". Отсутствіе
тропарей зам тно также и въ канон
синайской утрени, совершаеиой въ монастыр
Нила сннайскаго. Описывающіе ее
авва Софроній и Іоанвъ (VI—YII в.) разсказываютъ,
что авва Нилъ н его учеиики,
исполнивъ Псалтирь, начали медленно п ть
п сни (3-ю, 6-ю, 8-ю и 9-ю), безъ тропарей,
не д лая ни ва третьей, нн на шестой
п сни междоп сній, но только „Отче
нашъ" и „Господв понилуй". Исполннвъ
п еви безъ тропарей, ови начали „Слава
въ вышнихъ Вогу" [Маневетовъ ibid.,
стр. 41. 31, прим. 5). Зам чаніе разсказа,
что п сни библейскія исііолнядись безъ троларей,
даетъ повять, что въ другиіъ и -
стаіъ они уже вюдили въ соетавъ канона.
Съ ниип оказываются знаконымп и авторы
разсказа, о чемъ можно судить по обращеняону
ини къ настоятелю монастыра
вопросу: почсжу онъ ве позволяетъ прибавлять
тропарсй къ п сіш трехъ отроковъ?
{Мансветовъ ibid., стр. 31, прим. 1).
Давъ канонамъ совреаевную форму, Іоаннъ
Дамаскинъ, какъ авторъ сдужбы одного
воскресваго дня, составнлъ и иеполняеыые
на вей каноны, ютя и не вс (см. „Энц."
II, стдб. 832); посл дованія другихъ дней
съ канонами появшшсь поздв е.
Какъ по современному, такъ и древяему
уставу, кановъ вюдитъ въ составъ повечерія,
утренн и всенощного бд вія. 0 кавонахъ
утрени, крои вышеупоаявутыхъ
памятниковъ, сообщаютъ такіе изъ древн
йшихъ уставовъ, какъ Тванконъ Еовстан438
тинопольскаго
Евергетидскаго монастыря
по рукоп. XII в. Л» 788 бябл. а вяскаго
университета (проф. A. А.
Дмитріевскій,
Описаніе литургическихъ рукописей
I, стр. 257. 259), уставъ А анасія а овскаго
(ibid., стр. 247), Тивиконъ XII—
XIII в. турннской универсвтетской бябл.
J& 216 (ibid., стр. 798. 802. 803 сл.),
СтудіЁскій Уставт XII в. по рукописн
Москов. Синод. библ. № 330 (Мансветовъ,
Церковный уставъ, стр. 381 — 2) и т. п.
Т же самые панятники свид тельствуютъ
объ исполневіи кавоновъ ва бд аіи {А. Л.
Дмгітргевскгп.
1. cit. стр. 257. 259.
263. 265; 798. 802, 803) н на повечерін
(ibid., стр. 807; Мансветовъ I. cit.,
стр. 386), въ частвости — на повечерін
велвкаго поста (А. А.
Дмитргевскгй,
ibid., стр. 516, 518, 519 и т. д.). Для
повечерія среды четвертой аед лн поста
полагается „велвкій канонъ", т. е. кавояъ
Авдрея критскаго *) (Мансвеіповъ ibid.,
стр. 382). Что касается распред ленія в
выбора каноновь, то ови вполн тожествеввьі
съ совремеявымъ порядкомъ, т. е.
каноны Октоиіа соедивяются съ канонами
Мвнев (Бвергетвдскій Типвковъ. A.
А.
Дмитргевспгй ibid., стр. 259. 260—
261 сд.), въ двн предвраздяствъ и подораздяствъ
кавоны Октоиха опускаются и
поются каноны праздвика, предпразднства
съ,каноаами Мввев в т. п. (A. А. Дмитргевскій,
ibid., стр. 263. 268. 270;
269. 276).
Кром кавоаовъ полаыхъ, существуготъ
еще кааоаы ве полаые, состоящіе нзъ двухъ,
трехъ а четырехъ п севъ н потому восящіе
яазвавіе двупгъснцевъ, трип снцевъ и
четырехп снцевъ. Кавоаы этого рода
составляютъ отголосокъ аеволваго употреблевія
библейскихъ в сеаъ на утреви (см.
выше).
Употребляемое дія обозвачевія состоящаго
взъ взв стааго часла врмосовъ и тропарей
п саов вія, сдово „кааонъ" встр -
чается въ богослужебвыхъ квпгахъ ещв
съ заачеаіемъ „вравяло"—воложеввое колачество
всашовъ и молвтвъ, прочвтывае!)
0 н мъ ср. у М. Добронравова, «Опытъ
исправлвнія церковно-славянокаго т кста
въ великомъ канон » въ журнад „В ра
и PaayMb" за 1907 годъ.-^Я. Я. Г.
Стр.5