Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 638238)
Контекстум
Электро-2024
Педагогические измерения

Педагогические измерения №1 2023 (1900,00 руб.)

0   0
Страниц121
ID794668
АннотацияНаучно-методический журнал современного типа, публикующий статьи по вопросам методологии, теории и методики педагогических измерений. Эта сфера научно-образовательной деятельности уже давно получила признание во многих странах мира. Она называется там "Educational Measurement".
Педагогические измерения .— : Издательский дом "Народное образование" .— 2023 .— №1 .— 121 с. — URL: https://rucont.ru/efd/794668 (дата обращения: 07.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Педагогические_измерения_№1_2023.pdf
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ Педагогические измерения Главный редактор - Решетникова Оксана Александровна, канд. пед. наук, директор ФГБНУ «ФИПИ»Решетникова Оксана Александровна, канд. пед. наук, директор ФГБНУ «ФИПИ» Редакционная коллегия: -- – академик РАО, д-р Болотов Виктор Александрович – академик Р пед. наук, научный руководитель Центра мониторинга качества образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» пед. наук, научный рук ого университета «Высшая школа экономики» Безбородов Александр Борисович – д-р ист. наук, Безбородов Александр Борисович – д-р ист. наук, рекрек тор ФГБОУ ВПО «Российский государственный тарный университет», руководитель Федеральной комиссии по разработке КИМ для ГИА по истории ФГБНУ тор ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманигумани тарный университет», руководитель ко миссии по разработке КИМ для ГИА по истории ФГБНУ «ФИПИ» Вербицкая Мария Валерьевна – д-р филол. наук, руко водитель комиссии по разработке КИМ для ГИА по иностранным языкам ФГБНУ «ФИПИ» Демидова Марина Юрьевна – д-р пед. наук, руково дитель комиссии по разработке КИМ для ГИА по физике ФГБНУ «ФИПИ» Вербицкая Мария Валерьевна – д-р филол. наук, руководитель Федеральной комиссии по разработке КИМ для ГИА по иностранным языкам ФГБНУ «ФИПИ» Демидова Марина Юрьевна – д-р пед. наук, руководитель Центра педагогических измерений ФГБНУ «ФИПИ» Зинин Сергей Александрович – д-р пед. наук, профессор кафедры методики преподавания литературы ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», руководитель комиссии по разработке КИМ для ГИА по литературе ФГБНУ «ФИПИ» Зинин Сергей Александрович – д-р пед. наук, профессор кафедры методики преподавания литературы ФГБОУ ВО «Московский педагогический го сударст венный университет», руководитель ко мис сии по раз работке КИМ для ГИА по литературе ФГБНУ «ФИПИ» Ефремова Надежда Фёдоровна – д-р пед. наук, заведующий кафедрой педагогических измерений Донского государственного технического университета Редакция:  Ефремова Надежда Фёдоровна – д-р пед. наук, заведующий кафедрой педагогических измерений Донского государственного технического университета Иванова Светлана Вениаминовна – чл.-корр. РАО, д-р филос. наук, научный руководитель Института стратегии развития образования Российской академии образования Карданова Елена Юрьевна – канд. физ.-мат. наук, директор Центра мониторинга качества образова ния Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Лобжанидзе Александр Александрович – д-р пед. наук, заведующий кафедрой экономической и социа льной географии имени академика РАО В.П. Максаковского ФГБОУ ВО «Московский педа го гический государ ст венный университет», руководитель комиссии по раз работке КИМ для ГИА по географии ФГБНУ «ФИПИ» Лазебникова Анна Юрьевна – чл.-корр. РАО, д-р пед. наук, руководитель Центра социально-гуманитарного образования Института стратегии развития образования Российской академии образования Семченко Евгений Евгеньевич – канд. экон. наук, заместитель руководителя Федеральной службы по над зору в сфере образования и науки Татур Александр Олегович – канд. физ.-мат. наук, глав ный научный консультант ФГБНУ «ФИПИ» Иванова Светлана Вениаминовна – чл.-корр. РАО, д-р филос. наук, директор Института стратегии развития образования Российской академии образования Карданова Елена Юрьевна – канд. физ.-мат. наук, директор Центра мониторинга качества образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Лобжанидзе Александр Александрович – д-р пед. наук, заведующий кафедрой экономической и социальной географии имени академика РАО В.П. Максаковского ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», руководитель комиссии по разработке КИМ для ГИА по географии ФГБНУ «ФИПИ» Лазебникова Анна Юрьевна – чл.-корр. РАО, д-р пед. наук, руководитель Центра социально-гуманитарного образования Института стратегии развития образования Российской академии образования Семченко Евгений Евгеньевич – канд. экон. наук, начальник Управления надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ Рособрнадзора Татур Александр Олегович – канд. физ.-мат. наук, главный научный консультант ФГБНУ «ФИПИ» 20231 3 2018 ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» Адрес: 123557, г. Москва, ул. Пресненский Вал, дом 19, строение 1 Заместитель главного редактора: Шишмакова Елена Владимировна, кандидат педагогических наук Ответственный секретарь: Степанова Марина Владимировна, кандидат педагогических наук Вёрстка: Буланов Максим Технолог: Цыганков Артём Тел: (495) 345-52-00, 345-59-00 Е-mail: narob@уаndex.ru, www.narodnoe.org Адрес: 109341, Москва, ул. Люблинская, 157, корп. 2 © Коллектив авторов, 2023 Заместитель главного редактора: к.психол.н. Кушнир Алексей Михайлович Заместитель главного редактора: Лячина Светлана Николаевна Ответственный секретарь: Чернышова Ксения Владимировна Вёрстка: Столбова Марина Корректор: Асанова Людмила Технолог: Цыганков Артём Тел.: (495) 345-52-00, 345-59-00, 972-59-62 Издатель: ИД «Народное образование» E-mail: narob@yandex.ru, kushnir-narobr@yandex.ru www.narodnoe.org Адрес: 109341, Москва, ул. Люблинская, 157, корп. 2 - ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» Адрес: 123557, г. Москва, ул. Пресненский Вал, дом 19, строение 1 © Коллектив авторов, 2018
Стр.2
Содержание номера ИНСТРУМЕНТАРИЙ Решетникова О. А., Демидова М. Ю. Банк заданий для оценки читательской грамотности как инструмент формирования блока метапредметных результатов, связанных с работой с информацией: общие подходы ...................... 4 В статье анализируется важность формирования читательской грамотности как части функциональной грамотности, описываются проблемы овладения читательскими умениями обучающимися основной школы по результатам ОГЭ. Представлены основные подходы к разработке банка заданий для оценки читательской грамотности: принципы отбора текстов, особенности учёта возрастных особенностей обучающихся, обеспечение динамики оценки уровня читательской грамотности. Дощинский Р. А., Пономарева Е. В. Подходы к разработке банка заданий для оценки читательской грамотности и методические рекомендации по использованию в учебном процессе банка заданий при изучении русского языка и литературы .......................................................................................................................................13 В статье представлены подходы к разработке банка заданий для оценки читательской грамотности, интегральные и дифференциальные характеристики банка в контексте существующих ресурсов. Авторами предложены и научно обоснованы возможные варианты использования банка заданий в учебном процессе. Понимание осмысленного чтения как основы функциональной грамотности позволяет оценить значимость формирования читательских навыков как в рамках преподавания русского языка и литературы, так и в формировании универсальных метапредметных умений. Котова О. А., Лискова Т. Е. Методические аспекты использования в процессе изучения обществознания в основной школе банка заданий для оценки читательской грамотности обучающихся .......................................................... 25 В статье сформулированы требования к составляющим банка заданий для оценки читательской грамотности по обществознанию; приведена классификация по форме ответов (решений), характеру условия (что выступает стимулом) и характеру требований (вопросов) заданий, используемых для оценки читательской грамотности. Проанализированы возможности использования банка заданий для оценки читательской грамотности при изучении обществознания, проведении уроков различных типов и форм. Демидова М. Ю., Камзеева Е. Е. Использование заданий банка для оценки читательской грамотности на уроках физики ................. 34 В статье описываются особенности разработки блоков заданий банка для оценки читательской грамотности, разработанных на материале физики. Рассматриваются возможности отбора текстов различных типов, анализируются подходы к разработке заданий для оценки различных компетенций на примере работы с графической информацией. Представлены описания заданий для оценки различных читательских умений. Приведены рекомендации по использованию банка заданий на различных этапах уроков физики. Добротин Д. Ю. Оценка сформированности читательской грамотности с использованием заданий, разработанных на материале курса химии .................................................................................................................. 42 В статье описываются подходы к отбору текстов и разработке на материале химии заданий банка для оценки читательской грамотности обучающихся. Описываются модели заданий, проверяющие различные читательские умения, даются рекомендации по их использованию в процессе преподавания предмета. Амбарцумова Э. М., Дюкова С. Е. Модели заданий для оценки читательской грамотности на материале географии ............................51 В статье показана взаимосвязь достижения предметных требований ФГОС ООО и формирования читательской грамотности, приведены примеры заданий и описания моделей заданий для оценки и формирования читательской грамотности на материале географии, рассматриваются требования к текстам. Артасов И. А. Оценивание ответов на задание единого государственного экзамена по истории, предполагающее сравнение исторических событий, явлений, процессов ..................................................................... 59 2 В статье представлено новое задание экзаменационной модели ЕГЭ по истории 2023 г. (задание 20), предполагающее сравнение исторических событий, явлений, процессов. Рассмотрены различные ситуации, возникающие при оценивании ответов на указанное задание. Даны актуальные рекомендации по оцениванию ответов, определению различий между ошибкой и неточностью в ответах. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ / EDUCATIONAL MEASUREMENTS 1/2023
Стр.3
Содержание номера Рохлов В. С., Фёдоров Д. А. Исследовательские задачи по биологии как средство формирования самостоятельной деятельности учащихся .......................................................................................................................................... 67 В статье рассматриваются понятия «задача», «учебная задача» и «исследовательская задача», анализируется опыт использования задачного подхода в процессе обучения биологии. На примере заданий различного уровня сложности, которые посвящены одному из разделов физиологии растений, предлагаются возможные пути повышения эффективности учебного процесса. Ратникова Е. И. Языковая компетенция обучающихся французскому языку: оценка сформированности лексических навыков ............................................................................................................................................. 79 Статья посвящена анализу подходов к оцениванию лексической компетенции на французском языке как иностранном. В первой части статьи рассматривается понятие лексической ошибки как одного из наиболее надёжных измерителей лексической компетенции. Анализируются лингвистические и психолингвистические методы классификации лексических ошибок. Во второй части статьи анализируются лексические ошибки в письменной речи обучающихся французскому языку. Степанова М. В., Афанасьева И. Н., Шиманюк Е. Г. Подходы к созданию, отбору и адаптации текстов для разработки контрольных измерительных материалов экзамена для иностранных граждан и лиц без гражданства ....................................... 89 В статье актуализируется информация о принципах создания, отбора и адаптации текстов для разработки заданий контрольных измерительных материалов для проведения экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации. Авторы статьи приводят примеры заданий, текстовой материал которых разработан в соответствии с обозначенными подходами. Ахромушкина И. М., Валуева Т. Н., Никишина М. Б., Краснова А. М. Анализ предметных и метапредметных аспектов заданий с развёрнутым ответом контрольных измерительных материалов ОГЭ по химии ........................................................................................ 98 В статье проводится анализ предметных и метапредметных аспектов заданий с развёрнутым ответом контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена по химии. Для каждого элемента заданий обозначены проверяемые химические знания и умения, а также универсальные учебные действия. Предложены подходы к диагностике метапредметных результатов и выявлению уровня их сформированности. ПРАКТИКУМ ТЕСТОЛОГА Орехова С. В., Левинская М. А., Полежаева М. В., Рыжко Е. Б. Подходы к анализу работы предметных комиссий, осуществляющих оценивание экзаменационных работ участников ГИА .......................................................................................................................105 Высокая значимость результатов ЕГЭ делает крайне важным применение единых требований при оценивании результатов участников ЕГЭ во всех субъектах Российской Федерации. В статье описываются актуальные подходы к анализу работы предметных комиссий, оценивающих развёрнутые ответы участников ЕГЭ по различным учебным предметам, в разрезе отдельных субъектов Российской Федерации. Деменченок О. Г. Вероятностный подход к определению педагогической оценки по результатам компьютерного тестирования .................................................................................................................................... 112 Средствами теории вероятности рассмотрен перевод результата компьютерного тестирования в педагогическую оценку. С помощью интегральной теоремы Муавра — Лапласа показано, что небольшое количество дополнительных заданий способно кратно увеличить обоснованность оценки в случаях, когда балл близок к пороговым значениям. В качестве критерия определения педагогической оценки предложено двукратное превышение вероятности наиболее вероятной оценки над ближайшей по значению вероятностью другой оценки. 3 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ / EDUCATIONAL MEASUREMENTS 1/2023
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Периодика по подписке
Антиплагиат система Руконтекст