Н.С.Ежкова, докт.пед.наук, профессор кафедры
детской психологии и дошкольного образования
Тульского государственного педагогического
университета им. <...> Диагностика ценностных ориентаций детей старшего
дошкольного возраста
Образование
детей
дошкольного
возраста
не
может
успешно
осуществляться без ценностного ориентирования, без приобщения их к
реально функционирующим в обществе ценностям. <...> В современных условиях
жизни,
когда упрощаются,
а порой и полностью утрачиваются многие
философские, этические, эстетические измерения культуры, утвердились и
стали реальностью двойные стандарты морали, вопросы приобщения детей
к духовным и материальным ценностям звучат особенно актуально. <...> Успешность
данного
направления
определяется не только и не столько
образовательной
работы
информированностью детей о
ценностях жизни, культуры, сколько развитием личностного интереса,
желания воспринимать ценностно-ориентированный материал, что лежит в
пласте эмоциональной регуляции процесса приобщения к ценностям. <...> Ребенок должен идти к постижению ценностей через эмоционально-образное
принятие, личностное переживание их значимости, развитие отношения к
различным областям миропознания, т.п. <...> Опираясь на исследования в области аксиологии, педагогической
психологии, а, также руководствуясь тем, что содержательная сторона
приобщения к ценностям должна учитывать возрастную специфику детейдошкольников выделим основания для отбора ценностей: ориентация на
духовные традиции, общечеловеческую культуру, историю общества и
конкретного этноса; гуманистическая направленность и личностный подход;
ограниченность в количественном отношении и обобщенный характер
постижения, обеспечивающий гармонизацию отношений человек – природа –
2
общество. <...> Исходя из этого, можно отметить семь основных ценностей,
которые отвечают данным характеристикам и в своей совокупности <...>