УДК 372.881.161.1
ББК 74.268.1Рус
К66
К66
Коржукова А.А.
Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс : пособие
для учителя / А.А. Коржукова. – 2-е изд., эл. – 1 файл
pdf : 417 с. – Москва : ВАКО, 2020. – (В помощь школьному
учителю). – Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe
Digital Editions 4.5 ; экран 10″. – Текст : электронный.
ISBN 978-5-408-05359-9
Пособие содержит подробные поурочные разработки по русскому
языку для 2 класса к УМК, разработанному в соответствии с концепцией
«Перспективная начальная школа». Сценарии уроков написаны
в занимательной форме, помимо методических указаний к выполнению
основных заданий включают познавательный и игровой материал,
загадки, ребусы, задания для самостоятельных и контрольных работ.
Издание адресовано учителям начальных классов, студентам педагогических
вузов и колледжей.
Подходит к учебникам «Русский язык» в составе УМК Н.А. Чураковой,
М.Л. Каленчук, О.В. Малаховской и др. 2011–2018 гг. выпуска.
УДК 372.881.161.1
ББК 74.268.1Рус
Электронное издание на основе печатного издания: Поурочные разработки
по русскому языку. 2 класс : пособие для учителя / А.А. Коржукова.
– Москва : ВАКО, 2012. – 416 с. – (В помощь школьному учителю). –
ISBN 978-5-408-00576-5. – Текст : непосредственный.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных
техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель
вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты
компенсации.
ISBN 978-5-408-05359-9
© ООО «ВАКО», 2012
Стр.3
Содержание
От авторов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Тематическое планирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Урок 1. Главное сокровище библиотеки Анишит Йокоповны .
Толковый словарь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Урок 2. Главное сокровище библиотеки Анишит Йокоповны .
Обратный словарь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Урок 3. Главное сокровище библиотеки Анишит Йокоповны .
Словари «Пиши правильно» и «Произноси правильно» . . . . . . . . 14
Урок 4. Входная контрольная работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Урок 5. Фонетика и орфография. Звукобуквенная зарядка . . . . . . . . . . 17
Урок 6. Развитие речи с элементами культуры речи . Какие бывают
предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Урок 7. Главные и неглавные слова в предложении . Связь слов
Урок 8. Главные и в предложении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
предложения неглавные слова в предложении. Основа
неглавные слова в предложении . Изменяемая
Урок 9. Главные и . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
часть слова – окончание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Урок 10. Главные и неглавные слова в предложении . Изменяемая
часть слова – окончание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Урок 11. Развитие речи с элементами культуры речи. Что такое
текст . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Урок 12. Окончания слов – названий предметов . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Урок 13. Что такое словосочетание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Урок 14. Различение слова, словосочетания и предложения . . . . . . . . 34
Урок 15. Основа слова и его окончание. Нулевое окончание . . . . . . . . 36
Урок 16. Основа слова и его окончание. Нулевое окончание . . . . . . . . 37
Урок 17. Развитие речи с элементами культуры речи. Что такое
текст . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Урок 18. Слова – названия предметов, у которых нет окончаний . . . . 40
Урок 19. Слова – названия предметов, у которых нет окончаний . . . . 44
Урок 20. Слова – названия предметов, у которых нет окончаний .
Род неизменяемых и изменяемых слов – названий предметов . . . 46
Стр.411
Содержание
411
Урок 21. Развитие речи с элементами культуры речи. Что такое
текст . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
Урок 22. Слова – названия предметов, у которых нет окончаний . . . . 50
Урок 23. Слова – названия предметов, у которых нет окончаний . . . . 52
Урок 24. Слова – названия предметов разного рода . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Урок 25. Слова – названия предметов разного рода . . . . . . . . . . . . . . . . 56
Урок 26. Слова – названия предметов разного рода . . . . . . . . . . . . . . . . 58
Урок 27. Слова – названия предметов разного рода . . . . . . . . . . . . . . . . 62
Урок 28. Слова – названия предметов разного рода . . . . . . . . . . . . . . . . 65
Урок 29. Развитие речи с элементами культуры речи . Что такое
текст. Работа с картиной Т. Мавриной «Васильки на окне» . . . . . 68
Урок 30. Начальная форма слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
Урок 31. Начальная форма слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
Урок 32. Начальная форма слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
Урок 33. Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука
вежливости . Как писать письмо . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
Урок 34. Это слово и другое слово . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
Урок 35. Это слово и другое слово . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
Урок 36. Слово и формы этого слова. Родственные слова . . . . . . . . . . . 87
Урок 37. Слово и формы этого слова. Родственные слова . . . . . . . . . . . 89
Урок 38. Развитие речи с элементами культуры речи. Устное
изложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Урок 39. Слово и формы этого слова. Родственные слова . . . . . . . . . . . 91
Урок 40. Контрольная работа за I четверть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
Урок 41. Слово и формы этого слова. Родственные слова . . . . . . . . . . . 95
Урок 42. Слова, у которых несколько значений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
Урок 43. Слова, у которых несколько значений . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101
Урок 44. Развитие речи с элементами культуры речи . Тема
Урок 45. Разные слова, которые случайно одинаково пишутся и основная мысль текста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
Урок 46. Разные слова, которые случайно одинаково пишутся и звучат . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
Урок 47. Слова со сходным значением, которые по-разному и звучат . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107
звучат и пишутся (т. е. синонимы) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
Урок 48. Слова и их дальние родственники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
Урок 49. Развитие речи с элементами культуры речи. Тема
Урок 50. Чередования звуков в и основная мысль текста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
не видим на письме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115
Урок 51. Чередование звуков в корнях слов, которые мы
не видим на письме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
Урок 52. Чередование согласных в корнях слов , которое мы
не видим на письме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
Урок 53. Чередование согласных в корне слова , которое мы не
видим на письме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
Урок 54. Развитие речи с элементами культуры речи . Главное
переживание текста . Работа с картиной Т. Мавриной
«Костер на дворе» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
корнях слов, которые мы
Стр.412
412
Поурочные разработки по русскому языку: 2 класс
Урок 55. Составь свой диктант. Чередование звуков в конце слов ,
которое мы не видим на письме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
Урок 56. Чередование звуков в корнях слов, которое видно
на письме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128
Урок 57. Чередование звуков в корнях слов, которое видно
на письме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131
Урок 58. Чередование звуков в корнях слов, которое видно
на письме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132
Урок 59. Развитие речи с элементами культуры речи . Тема
Урок 60. Тайна написания и основная мысль текста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134
Урок 61. Тайна написания жи-ши, ча-ща, чу-щу . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136
жи-ши, ча-ща, чу-щу . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139
Урок 62. Написание слов – названий предметов мужского
Урок 63. Написание слов и женского рода с основой на шипящий звук . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
Урок 64. Развитие речи с и женского рода с основой на шипящий звук . . . . . . . . . . . . . . . . . 144
Урок 65. Повторение темы «Родственные слова и с картиной А. Рылова «Полевая рябинка» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147
– названий предметов мужского
элементами культуры речи . Работа
Урок 66. Повторение темы «Родственные слова и формы слова» . . . . 151
формы слова» . . . . 155
Урок 67. Развитие речи с элементами культуры речи . Азбука
вежливости. Как писать письмо. Как написать поздравление . . 158
Урок 68. Повторение темы «Лексика» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160
Урок 69. Повторение темы «Лексика» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162
Урок 70. Контрольное списывание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
Урок 71. Повторение темы «Орфография» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166
Урок 72. Повторение темы «Синтаксис» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168
Урок 73. Повторение темы «Синтаксис» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
Урок 74. Контрольный диктант за II четверть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173
Урок 75. Работа над ошибками. Закрепление пройденного
материала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
Урок 76. Развитие речи с элементами культуры речи. Как писать
изложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177
Урок 77. Развитие речи с элементами культуры речи . Азбука
вежливости . Как писать поздравление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178
Урок 78. Заседание клуба, на котором все учились задавать
вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181
Урок 79. Письменное изложение текста «Весенний звон» . . . . . . . . . 184
Урок 80. Заседание клуба, на котором все учились задавать
вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184
Урок 81. Учимся определять начальную форму слов . . . . . . . . . . . . . . 187
Урок 82. Учимся определять начальную форму слов . . . . . . . . . . . . . . 190
Урок 83. Учимся определять начальную форму слова . . . . . . . . . . . . . 192
Урок 84. Проверочная работа. Диктант . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195
Урок 85. Написание ы после ц в окончаниях слов – названий
предметов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196
Урок 86. Написание ы после ц в окончаниях слов – названий
предметов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199
Урок 87. Что мы знаем о тексте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201
Стр.413
Содержание
413
Урок 88. Как делаются слова. Что такое суффикс . . . . . . . . . . . . . . . . . 204
Урок 89. Как делаются слова. Что такое суффикс . . . . . . . . . . . . . . . . . 205
Урок 90. Как делаются слова. Что такое суффикс . . . . . . . . . . . . . . . . . 208
Урок 91. Как делаются слова. Что такое суффикс . . . . . . . . . . . . . . . . . 210
Урок 92. Деление текста на части . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 212
Урок 93. Контрольный диктант . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 214
Урок 94. Как делают слова. Суффиксы слов, называющих
предметы . Написание буквосочетаний чк, чн . . . . . . . . . . . . . . . . . 214
Урок 95. Как делают слова. Суффиксы слов, называющих
предметы и их признаки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217
Урок 96. Как делают слова. Суффиксы слов, называющих
предметы и их признаки. Образование сложных слов . . . . . . . . . 219
Урок 97. Как делают слова. Суффиксы слов, называющих
предметы и их признаки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221
Урок 98. Как делают слова. Суффиксы слов, называющих
предметы и их признаки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 223
Урок 99. Как делают слова. Суффиксы слов, называющих
предметы и их признаки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225
Урок 100. Работа с картиной Анри Матисса «Разговор» . . . . . . . . . . . 228
Урок 101. Как делаются слова . Снова суффиксы слов,
называющих предметы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 230
Урок 102. Как делаются слова . Снова суффиксы слов,
называющих предметы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 234
Урок 103. Как делаются слова . Снова суффиксы слов,
называющих предметы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235
Урок 104. Как делаются слова . Снова суффиксы слов,
называющих предметы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 237
Урок 105. Проверочный диктант . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 239
Урок 106. Работа над ошибками. Закрепление пройденного
материала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 240
Урок 107. Деление текста на части . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243
Урок 108. Что такое обращение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 245
Урок 109. Что такое обращение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 248
Урок 110. Как делаются слова. Образование слов с помощью
приставки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 250
Урок 111. Как делаются слова. Образование слов с помощью
приставки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 254
Урок 112. Научный и художественный текст. Азбука вежливости .
Как писать письмо. Поздравительная открытка к 8 Марта . . . . . 257
Урок 113. Написание частицы не со словами, называющими
действия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 260
Урок 114. Написание частицы не со словами, называющими
действия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 262
Урок 115. Написание частицы не со словами, называющими
действия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 264
Урок 116. Написание частицы не со словами, называющими
действия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 266
Урок 117. Типы текстов: описание и повествование . Работа
с картиной К.С. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» . . . . 269
Стр.414
414
Поурочные разработки по русскому языку: 2 класс
Урок 118. Написание частицы - со словами, называющими
действия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 272
Урок 119. Состав слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 275
Урок 120. Состав слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 280
Урок 121. Состав слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 283
Урок 122. Устное изложение. Как писать изложение . . . . . . . . . . . . . . 284
Урок 123. Состав слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 285
Урок 124. Контрольный диктант за III четверть . . . . . . . . . . . . . . . . . . 289
Урок 125. Образование слов с помощью приставки и суффикса . . . . 291
Урок 126. Образование слов с помощью приставки и суффикса . . . . 293
Урок 127. Правильное употребление приставок на- и о- в словах
надеть, надевать, одеть, одевать . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 296
Урок 128. Типы текстов. Описание и повествование . . . . . . . . . . . . . . 298
Урок 129. Правильное употребление приставок на- и о- в словах
надеть, надевать, одеть, одевать . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 300
Урок 130. Как делаются слова . Сложные слова из двух корней
Урок 131. Как делаются слова с буквой соединительного гласного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 302
Урок 132. Как делаются слова с буквой соединительного гласного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 305
Урок 133. Типы текстов. Описание и повествование с буквой соединительного гласного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 307 . . . . . . . . . . . . . . 310
Урок 134. Как делаются слова . Сложные слова из двух корней
Урок 135. Как делаются слова с буквой соединительного гласного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 311
. Сложные слова из двух корней
. Сложные слова из двух корней
Урок 136. Как делаются слова с буквой соединительного гласного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 314
Урок 137. Проверочный диктант с с буквой соединительного гласного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 317
. Сложные слова из двух корней
. Сложные слова из двух корней
грамматическим заданием . . . . . . 319
Урок 138. Работа над ошибками. Сложные слова . . . . . . . . . . . . . . . . . 320
Урок 139. Типы текстов. Описание и повествование . . . . . . . . . . . . . . 323
Урок 140. Написание разделительных ъ и ь. Разделительный ь . . . . . . 324
Урок 141. Написание разделительных ъ и ь. Разделительный ъ . . . . . . 327
Урок 142. Написание разделительных ъ и ь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 330
Урок 143. Написание разделительных ъ и ь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 333
Урок 144. Типы текстов. Научный и художественный текст . . . . . . . . 335
Урок 145. Написание разделительных ъ и ь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 337
Урок 146. Написание разделительных ъ и ь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 340
Урок 147. Написание разделительных ъ и ь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 343
Урок 148. Написание разделительных ъ и ь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 346
Урок 149. Развитие и культура речи. Работа с картиной Н. Рериха
«Стражи ночи» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 348
Урок 150. Написание разделительных ъ и ь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 352
Урок 151. Написание разделительных ъ и ь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 355
Урок 152. Написание разделительных ъ и ь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 357
Урок 153. Обучающее устное изложение. Работа с картиной Ван
Гога «Подсолнухи» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 361
Урок 154. Непроизносимый согласный звук – нулевой звук . . . . . . . 363
Урок 155. Непроизносимый согласный звук – нулевой звук . . . . . . . 367
Стр.415
Содержание
415
Урок 156. Непроизносимый согласный звук – нулевой звук . . . . . . . 371
Урок 157. Непроизносимый согласный звук – нулевой звук . . . . . . . 375
Урок 158. Письменное изложение. Работа с картиной Ван Гога
«Церковь в Овере» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 379
Урок 159. Чередование согласных в корне слова . Непроизносимый
согласный звук – нулевой звук . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 380
Урок 160. Чередование согласных в корне слова . Непроизносимый
согласный звук – нулевой звук . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 384
Урок 161. Итоговая контрольная работа за II полугодие . . . . . . . . . . . 386
Урок 162. Работа над ошибками. Чередование согласных в корне
слова . Непроизносимый согласный звук – нулевой звук . . . . . . . 387
Урок 163. Чередование согласных в корне слова . Непроизносимый
согласный звук – нулевой звук. Самостоятельная работа . . . . . . 389
Урок 164. Обучающее письменное изложение по тексту
«Ступеньки» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 391
Урок 165. Повторение изученного материала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 392
Урок 166. Повторение изученного материала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 395
Урок 167. Повторение изученного материала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 396
Урок 168. Повторение изученного материала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 400
Урок 169. Повторение изученного материала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 403
Урок 170. Обобщение и систематизация пройденного материала
за год . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 407
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 409
Стр.416