УДК 372.882
ББК 74.268.3
Е30
Е30
Егорова Н.В.
Поурочные разработки по литературе. 7 класс : пособие
для учителя / Н.В. Егорова. – 7-е изд., эл. – 1 файл pdf :
401 с. – Москва : ВАКО, 2021. – (В помощь школьному учителю).
– Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe
Digital Editions 4.5 ; экран 10″. – Текст : электронный.
ISBN 978-5-408-05309-4
В пособии представлены поурочные разработки по литературе
для 7 класса к учебникам В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение)
и Т.Ф. Курдюмовой (М.: Дрофа), составленные в соответствии
с требованиями ФГОС. Здесь педагог найдет все, что необходимо для
качественной подготовки к уроку и его проведения: тематическое
планирование учебного материала, подробные сценарии уроков с комментариями
к вопросам и заданиям учебника, тесты, рекомендации по
подготовке к сочинениям.
Адресовано учителям, студентам педагогических вузов и колледжей.Подходит
к учебникам «Литература»: в составе УМК В.Я. Коровиной,
В.П. Журавлёва , В.И. Коровина 2014–2018 гг. выпуска; в составе
УМК Т.Ф. Курдюмовой 2014–2018 гг. выпуска, также выходившим в
качестве учебного пособия в 2019–2020 гг.
УДК 372.882
ББК 74.268.3
Электронное издание на основе печатного издания: Поурочные разработки
по литературе. 7 класс : пособие для учителя / Н.В. Егорова. – 6-е изд. –
Москва : ВАКО, 2021. – 400 с. – (В помощь школьному учителю). –
ISBN 978-5-408-05172-4. – Текст : непосредственный.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных
техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель
вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты
компенсации.
ISBN 978-5-408-05309-4
© ООО «ВАКО», 2015
Стр.3
Содержание
От автора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
КПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ
УЧЕБНИКУ-ХРЕСТОМАТИИ В.Я. КОРОВИНОЙ И ДР.
УТематическое планирование учебного материала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
р о к 1. Введение. Выявление уровня литературного развития
учеников . Знакомство с учебником . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
УУстное народное творчествор о к 2. Понятие о преданиях. Предания об Иване Грозном
и о Петре I . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
УУ р о к 3. Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович» . . . . . 12
УУ р о к 5. Былина «Садко» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
р о к 4. Анализ былин «Вольга и Микула Селянинович»,
«Илья Муромец и Соловей-разбойник» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
У р о к 6. Карело-финский эпос «Калевала» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
У р о к 7. «Песнь о Роланде» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
р о к 8. Пословицы и поговорки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
УДревнерусская литературар о к 9. Древнерусская литература. «Повесть временных лет» ,
«Поучение» Владимира Мономаха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
У р о к 1 0. «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
Фольклорные мотивы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
У р о к 1 1. Гимн любви и верности в «Повести о Петре
и Февронии Муромских» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
УИз русской литературы XVIII векар о к 1 2. Стихотворения М.В. Ломоносова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
У р о к 1 3. Стихотворения Г.Р. Державина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
УУИз русской литературы ХIХ векар о к 1 4. История в произведениях А.С. Пушкина . . . . . . . . . . . . . . 50
У р о к 1 5. А.С. Пушкин «Медный всадник» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
У р о к 1 6. А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
р о к 1 7. А.С. Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом
монастыре . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
У р о к 1 8. А.С. Пушкин «Станционный смотритель» . . . . . . . . . . . . . 75
У р о к 1 9. М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова» . . . . . . . . . . . 85
У р о к 2 0. Стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва»,
«Ангел» , «Когда волнуется желтеющая нива…» . . . . . . . . . . . . . . . . 92
Стр.396
396
Содержание
У р о к 2 1. Подготовка к сочинению на тему «История России
в произведениях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова» . . . . . . . . . . 98
УУ р о к 2 2. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Эпоха и герои . . . . . . . . . . . . 100
р о к 2 3. Товарищество и братство в повести Н.В. Гоголя
«Тарас Бульба» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
У р о к 2 4. Художественные особенности повести Н.В. Гоголя
«Тарас Бульба» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
У р о к 2 5. Контрольная работа. Подготовка к сочинению
по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120
УУ р о к 2 6. И.С. Тургенев «Бирюк» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
р о к 2 7. И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе «Русский язык»,
«Близнецы», «Два богача» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
У р о к 2 8. Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество поэта . Историческая основа поэмы «Русские женщины» . . . . . . . . . . . . 130
У р о к 2 9. Сюжет, композиция, герои поэмы Н.А. Некрасова
«Русские женщины» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134
У р о к 3 0. Стихотворения Н.А. Некрасова «Вчерашний день,
часу в шестом…», «Размышления у парадного подъезда» . . . . . . . 136
У р о к 3 1. А.К. Толстой «Василий Шибанов», «Князь Михайло
Репнин» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139
У р о к 3 2. М.Е. Салтыков-Щедрин и его сказки . «Повесть о том,
как один мужик двух генералов прокормил» . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
У р о к 3 3. Герои «Повести о том, как один мужик двух генералов
прокормил» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146
У р о к в н е к л а с с н о г о ч т е н и я . Обличение социальных
пороков в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий
помещик» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151
У р о к 3 4. Л.Н. Толстой «Детство». Взаимоотношения детей
и взрослых . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156
У р о к 3 5. Нравственный смысл поступков в повести
Л.Н. Толстого «Детство» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161
р о к 3 7. Художественные особенности рассказа А.П. Чехова
«Хамелеон» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167
УУ р о к 3 6. А.П. Чехов «Хамелеон». Картина нравов в рассказе . . . . 164
У р о к 3 8. Внеклассное чтение . Рассказы А.П. Чехова
«Злоумышленник», «Тоска», «Размазня» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
У р о к и 3 9, 4 0. «Край ты мой, родимый край…» . Стихи
русских поэтов XIX века о родной природе . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175
УрокУПроизведения русских писателей XX векар о к 4 1. И.А. Бунин «Цифры» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178
внеклассного чтения . И.А. Бунин «Лапти» . . . . . . . . . 181
УУ р о к 4 2. М. Горький «Детство» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183
р о к 4 3. Подготовка к сочинению на тему «Золотая пора
детства» (по произведениям Л.Н. Толстого, И.А. Бунина,
М. Горького) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188
р о к 4 6. Слово о В.В. Маяковском . Стихотворение
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром
Маяковским летом на даче» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195
У р о к 4 4. М. Горький «Старуха Изергиль»: легенда о Данко . . . . . . 190
УУ р о к 4 5. Л.Н. Андреев «Кусака» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 193
Стр.397
Содержание
397
У р о к 4 7. Стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее
отношение к лошадям» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 200
УУ р о к 4 8. А.П. Платонов «Юшка» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202
р о к 4 9. Сострадание и уважение к человеку в рассказе
А.П. Платонова «Юшка» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 206
Урок внеклассного чтения. А.П. Платонов
«В прекрасном и яростном мире» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 209
УУ р о к 5 1. Б.Л. Пастернак «Никого не будет в доме…», «Июль» . . . 216
У р о к 5 0. Подготовка к сочинению на тему «Нужны ли
в жизни сочувствие и сострадание?» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 213
р о к 5 2. А.Т. Твардовский. Стихотворения «Снега потемнеют
синие…» , «Июль – макушка лета», «На дне моей жизни…» . . . . . 219
У р о к 5 3. Внеклассное чтение. Час мужества . Стихотворения
о Великой Отечественной войне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 222
У р о к 5 4. Ф.А. Абрамов. Эстетические и нравственные
проблемы рассказа «О чем плачут лошади» . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225
р о к 5 6. Е.И. Носов «Живое пламя». Взаимосвязь природы
и человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 231
р о к 6 0. Внеклассное чтение. Стихотворения о родной
природе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 238
УУ р о к 5 5. Е.И. Носов «Кукла» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 228
УУ р о к 5 7. Ю.П. Казаков «Тихое утро» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 233
У р о к 5 8. Д.С. Лихачев «Земля родная» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235
У р о к 5 9. М.М. Зощенко «Беда» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236
У р о к 6 1. Песни на стихи русских поэтов ХХ века . . . . . . . . . . . . . . 242
УУЗарубежная литературар о к 6 2. Р. Бернс «Честная бедность» и другие стихотворения . . . 243
У р о к 6 3. Д.Г. Байрон «Ты кончил жизни путь, герой!..» . . . . . . . . . 247
В р о к 6 4. Японские трехстишия (хокку) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 250
У а р и а н т у р о к а 6 4. Японские трехстишия (хокку) . . . . . . . . . . . 255
У р о к 6 5. О. Генри «Дары волхвов» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 259
У р о к 6 6. Р. Брэдбери «Каникулы» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 264
У р о к 6 7. Детективная литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 267
р о к 6 8. Итоговый урок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 268
КПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ
р о к 1. Введение. Роды и жанры художественной литературы . . . 271
УЧЕБНИКУ-ХРЕСТОМАТИИ Т.Ф. КУРДЮМОВОЙ
УТематическое планирование учебного материала . . . . . . . . . . . . . . . . . 269
УФольклорр о к 2. Художественные особенности сатирической драмы
«Барин» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 272
У р о к 3. Жанры фольклора. Детский фольклор . . . . . . . . . . . . . . . . . 272
УАнтичная литературар о к и 4, 5. Гомер и его поэмы «Илиада» и «Одиссея» . . . . . . . . . . 273
УЛитература эпохи Возрожденияр о к и 6, 7. У. Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта» . . . . . . . 277
У р о к 8. Сонеты Шекспира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 286
Стр.398
398
Содержание
УЛитература XIX векар о к и 9, 1 0. Обзор жанров классической литературы XIX века .
История басни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 287
У р о к 1 1. Из истории баллады. В.А. Жуковский. Баллады
«Светлана» и «Перчатка» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 292
У р о к 1 2. Сопоставление переводов баллады Ф. Шиллера
«Перчатка» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 294
У р о к 1 3. Богатство и разнообразие жанров лирики и прозы
А.С. Пушкина. Лирика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 296
У р о к 1 4. Особенности жанра и композиции повести
А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 297
У р о к 1 5. История создания романа А.С. Пушкина
«Дубровский» . Сюжет, композиция, герои романа . . . . . . . . . . . . 299
р о к 1 7. Дубровский и Маша Троекурова. Судьба героев
романа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 309
УУ р о к 1 6. Главный герой романа А.С. Пушкина «Дубровский» . . . 304
У р о к 1 8. Обобщающий урок по роману «Дубровский» . . . . . . . . . . 315
У р о к 1 9. М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Смерть Поэта»
и его история . Жанры лирики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 316
У р о к 2 0. Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». История
создания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 317
У р о к 2 1. Сюжет, композиция, герои поэмы М.Ю. Лермонтова
«Мцыри» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 319
У р о к 2 2. Итоговый урок по творчеству М.Ю. Лермонтова . . . . . . 324
У р о к 2 3. Н.В. Гоголь «Ревизор». История создания комедии .
Знакомство с комедией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 325
У р о к и 2 4–2 6. Характеристика героев комедии Н.В. Гоголя
«Ревизор» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 329
У р о к и 2 7, 2 8. Уроки развития речи. Сценическая история
«Ревизора» . Инсценирование эпизодов комедии . . . . . . . . . . . . . 340
У р о к 3 3. Н.С. Лесков. Литературный портрет писателя .
Сказ «Левша»: определение жанра . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 342
У р о к и 2 9, 3 0. И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе . . . . . . . . . . 341
У р о к и 3 1, 3 2. Н.А. Некрасов. Жанры лирики . Сюжет и герои
стихотворения «Размышления у парадного подъезда» . . . . . . . . . 341
У р о к 3 4. Характеристика героев сказа Н.С. Лескова «Левша» . . . . 345
У р о к 3 5. «Ужасный секрет» тульских мастеров. Судьба Левши . . . 349
У р о к 3 6. Особенности языка сказа Н.С. Лескова «Левша» . . . . . . . 352
У р о к 3 7. Сатира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 354
У р о к и 3 8, 3 9. М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том,
как один мужик двух генералов прокормил» . . . . . . . . . . . . . . . . . 356
У р о к 4 0. М. Твен «Как я редактировал сельскохозяйственную
газету» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 356
УУ р о к и 4 1, 4 2. А.П. Чехов. Юморески . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 358
р о к 4 3. Из истории пародии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 359
УЛитература ХХ векар о к 4 4. Жанры эпоса, лирики и драмы в произведениях
ХХ века . Творчество В.Я. Брюсова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 360
Стр.399
Содержание
399
У р о к 4 5. Жанры лирики К.Д. Бальмонта . Активность поисков
новых жанров в лирике И. Северянина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 363
р о к 4 9. М. Горький «Старуха Изергиль». Сюжет и герой
легенды о Данко . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 370
УУ р о к 4 6. Два перевода стихотворения Р. Киплинга «Если…» . . . . 366
У р о к и 4 7, 4 8. Из истории сонета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 367
У р о к 5 0. М. Горький «Старый Год» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 371
У р о к 5 1. Слово о В.В. Маяковском . Стихотворение
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром
Маяковским летом на даче» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 371
УУ р о к 5 2. В.В. Маяковский «Гимн обеду» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 372
У р о к 5 3. М.А. Булгаков «Ревизор с вышибанием» . . . . . . . . . . . . . . 372
У р о к 5 4. К.Г. Паустовский «Рождение рассказа» . . . . . . . . . . . . . . . 374
У р о к 5 5. М.А. Шолохов «Они сражались за Родину» . . . . . . . . . . . 376
У р о к 5 6. Жанры лирики А.Т. Твардовского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 378
р о к 5 7. В.Г. Распутин «Уроки французского» . Герой рассказа
и его сверстники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 378
У р о к 5 8. Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина
«Уроки французского» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 381
У р о к 5 9. Смысл названия рассказа В.Г. Распутина «Уроки
французского» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 386
У р о к 6 0. Из истории эссе. К.Г. Паустовский «Радость
творчества» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 387
УУ р о к 6 1. Ф.А. Абрамов «О чем плачут лошади» . . . . . . . . . . . . . . . . 388
У р о к 6 2. А.В. Вампилов «Несравненный Наконечников» . . . . . . . 388
У р о к и 6 3, 6 4. Р. Шекли «Запах мысли» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 389
р о к и 6 5, 6 6. А. Конан Дойл. Рассказы о Шерлоке Холмсе .
«Пляшущие человечки» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 391
У р о к 6 7. Портрет героя в художественных произведениях
разных жанров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 393
У р о к 6 8. Итоговый урок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 394
Стр.400