ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
А.Р. Филиппова
В.В. Толмачева
ФОРМЫ И МЕТОДЫ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Учебно-методическое пособие
Направления подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
Направленность «Дошкольное образование и дополнительное образование»
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
Направленность «Дошкольное образование и начальное образование»
Сургут, 2021
Стр.1
УДК 373.21(075.8)
ББК 74.102.415я73-9
Ф 53
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета
БУ «Сургутский государственный
педагогический университет»
Рецензенты:
Чугайнова О.Г., кандидат педагогических наук, доцент
кафедры теории и методики дошкольного образования
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования «Московский педагогический университет»
Абрамовских Н.В., доктор педагогических наук, профессор
кафедры теории и методики дошкольного и начального образования
БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет»
Филиппова, А.Р.
Формы и методы экологического образования детей дошкольного возраста :
Ф 53
учебно-методическое пособие : направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование
(с двумя профилями подготовки), направленность «Дошкольное образование и дополнительное
образование», 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
«Дошкольное образование и начальное образование» / А.Р. Филиппова, В.В. Толмачева ;
Департамент образования и молодёжной политики ХМАО – Югры, Бюджетное учреждение
высшего образования ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет».
– Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет»,
2021. – 87, [1] с. – Текст: непосредственный.
В учебно-методическом пособии в соответствии с программой учебной дисциплины
«Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста» раскрываются
методические аспекты организации образовательной деятельности по экологическому образованию
детей дошкольного возраста. Пособие предназначено для студентов очной и заочной
формы обучения, обучающихся по программам бакалавриата по направлениям
подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) / направленность
«Дошкольное образование и дополнительное образование», 44.03.05 Педагогическое
образование (с двумя профилями подготовки) / направленность «Дошкольное образование
и начальное образование». Данная работа соответствует целям и требованиям компетентностного
подхода в системе высшего образования.
УДК 373.21(075.8)
ББК 74.102.415я73-9
© Филиппова А.Р., Толмачева В.В., 2021
© Сургутский государственный педагогический университет, 2021
– 2 –
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ ...................................................................................................................................
РАЗДЕЛ 1. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ........
4
9
У.Э. 1.1. Непосредственно образовательная деятельность
по экологическому образованию детей дошкольного возраста ......................................................... 10
У.Э. 1.2. Методика организации и проведения экскурсий и походов в природу ............................. 17
У.Э. 1.3. Особенности организации и проведения прогулок с детьми дошкольного возраста
У.Э. 1.4. Методика организации труда детей в природе ................................................................... 30
..... 24
У.Э. 1.5. Экологические акции как форма организации образовательной деятельности
по экологическому образованию детей ................................................................................................ 35
У.Э. 1.6. Эколого-психологический тренинг как форма экологического воспитания
детей дошкольного возраста ................................................................................................................. 40
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
У ДОШКОЛЬНИКОВ ......................................................................................................................... 45
У.Э. 2.1. Методика организации и проведения наблюдений в природе ........................................... 47
У.Э. 2.2. Словесные методы в экологическом образовании дошкольников ..................................... 53
У.Э. 2.3. Моделирование как метод формирования экологических представлений
у дошкольников ...................................................................................................................................... 59
У.Э. 2.4. Влияние игровой деятельности на формирование основ
экологической культуры детей ............................................................................................................. 63
У.Э. 2.5. Особенности организации и проведения познавательно-исследовательской
деятельности детей в природе ............................................................................................................... 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .................................................................................................................. 74
ПРИЛОЖЕНИЯ .................................................................................................................................... 77
– 3 –
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебно-методическое пособие «Формы и методы экологического образования детей дошкольного
возраста» предназначено для изучения содержания таких разделов дисциплины «Теория
и методика экологического образования детей дошкольного возраста», как «Формы организации
образовательной деятельности по экологическому образованию детей дошкольного возраста»
и «Методы формирования основ экологической культуры у дошкольников».
Дисциплина «Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста»
является составным компонентом модуля «Теории и технологии дошкольного образования» обязательной
части учебного плана бакалавров, осваивающих образовательные программы по направлению
подготовки 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) / направленность
Дошкольное образование и дополнительное образование, 44.03.05 Педагогическое
образование (с двумя профилями подготовки) / направленность Дошкольное образование и начальное
образование.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования
по направлению подготовки бакалавриата 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя
профилями подготовки) (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 125
от 22 февраля 2018 г.) в ходе изучения дисциплины «Теория и методика экологического образования
детей дошкольного возраста» реализуются следующие виды профессиональной деятельности
обучающихся: педагогическая, проектная.
В рамках компетентностного подхода содержание разделов учебно-методического пособия
способствует формированию у бакалавров следующих компетенций:
ОПК-6 – способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной
деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе
обучающихся с особыми образовательными потребностями;
ПКО-1 – способен осуществлять обучение по образовательной программе на основе использования
современных подходов и образовательных технологий.
ПК-1 – способен организовывать и оценивать различные виды деятельности детей дошкольного
возраста.
Исходя из компетенций, определена следующая цель изучения дисциплины – овладение методикой
экологического образования детей дошкольного возраста.
Задачи освоения разделов дисциплины:
1. Научиться выделять особенности форм и методов экологического образования детей
дошкольного возраста.
2. Научиться конструировать содержание экологического образования с учетом специфики
форм и методов работы педагога с детьми дошкольного возраста.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц (216 часов), из них на контактную
работу отводится 94 часа, на самостоятельную работу – 120 часов. Изучению представленных
в учебно-методическом пособии разделов посвящено 144 часа от общего количества часов дисциплины.
Контроль
текущей успеваемости студентов осуществляется посредством проверки выполнения
практических и самостоятельных заданий, выполняемых в ходе аудиторной и внеаудиторной
работы (заполнение сравнительных таблиц, составление картотек, фрагментов, конспектов, технологических
карт образовательной деятельности по экологическому образованию дошкольников
и др.).
В качестве рубежного контроля по результатам изучения представленных в учебнометодическом
пособии разделов выступает минизачет, направленный на проверку всего объема теоретического
и практического материала. Рубежный контроль по разделу 1 представляет собой письменную
контрольную работу с выполнением практических заданий, по разделу 2 – минизачет
в форме решения кейс-заданий. Промежуточная аттестация осуществляется в форме компьютерного
тестирования.
– 4 –
Стр.4
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОПК-6 – способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации
обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Компоненты компетенции
Когнитивный
Знает:
ОПК. 6.1.6. способы выбора различных
технологий экологического
воспитания обучающихся с особыми
образовательными потребностями
ОПК. 6.1.7. способы планирования
образовательной деятельности
по экологическому воспитанию детей
дошкольного возраста с особыми
образовательными потребностями
технологий.
Компоненты компетенции
Когнитивный
Знает:
ПКО 1.1.1. содержание экологического
образования детей дошкольного
возраста в соответствии
с требованиями ФГОС, ООП
и достижениями науки и педагогической
практики
ПКО 1.1.3. современные образовательные
технологии и методику
экологического образования детей
дошкольного возраста по программам
ДОО
Ориентировочный
Владеет:
ПКО 1.2.1. действиями по конструированию
содержания экологического образования
детей в соответствии с требованиями
ФГОС, ООП и достижениями науки
и педагогической практики; действиями
по планированию образовательной
деятельности по программам ДОО
ПКО 1.2.2. действиями по реализации
образовательной деятельности по экологическому
образованию детей на основе
современных образовательных технологий
по программам ДОО
– 5 –
Операциональный
Умеет:
ПКО 1.3.1. конструировать содержание
экологического образования
детей в соответствии с требованиями
ФГОС, ООП и
достижениями науки и педагогической
практики; планировать
образовательную деятельность
по программам ДОО
–
Опыт
Имеет опыт:
ПКО 1.4.1. конструирования
содержания по экологическому
образованию детей дошкольного
возраста в соответствии с требованиями
ФГОС, ООП
и достижениями науки и педагогической
практики; планирования
образовательной деятельности
по программам ДОО
–
Ориентировочный
Владеет:
ОПК. 6.2.1. способами выбора психолого-педагогических
технологий для решения
задач экологического воспитания
детей дошкольного возраста с особыми
образовательными потребностями
ОПК. 6.2.2. способами планирования
образовательной деятельности по экологическому
воспитанию детей дошкольного
возраста с особыми образовательными
потребностями
Операциональный
–
Опыт
–
–
–
ПКО-1 – способен осуществлять обучение по образовательной программе на основе использования современных подходов и образовательных
Стр.5
ПК-1 – способен организовывать и оценивать различные виды деятельности детей дошкольного возраста.
Компоненты компетенции
Когнитивный
Знает:
ПК 1.1.2. современные условия
организации экологических видов
деятельности детей дошкольного
возраста; формы и методы организации
экологических видов деятельности
детей дошкольного возраста
Ориентировочный
Владеет:
ПК
1.1.2. умением оценивать развивающие
возможности экологических видов
деятельности (игровой, познавательноисследовательской
и др.) детей дошкольного
возраста
ПК 1.2.2. способами выбора форм и методов
организации экологических видов
деятельности детей дошкольного возраста
Операциональный
Умеет:
ПК 1.3.1. выбирать формы
и методы организации экологических
видов деятельности детей
дошкольного возраста
Опыт
Имеет опыт:
ПК 1.4.1. оценки развивающих
возможностей экологических видов
деятельности детей дошкольного
возраста
–
–
– 6 –
Стр.6
СТРУКТУРА РАЗДЕЛОВ
Название раздела
Раздел 1.
Формы организации
образовательной
деятельности
по экологическому
образованию детей
дошкольного возраста
Цель раздела
научиться конструировать
содержание
образовательной деятельности
в разнообразных
формах экологического
образования
детей
дошкольного возраста
Задачи раздела
1. Научиться выделять
требования к организации
и проведению разных
форм экологического
образования детей
дошкольного возраста;
2. Научиться конструировать
содержание разных
форм экологического
образования с учетом
возрастных особенностей
детей дошкольного возраста.
Учебные
элементы раздела (УЭ)
У.Э. 1.1.1. Требования к организации и проведению непосредственно образовательной
деятельности по экологическому образованию детей дошкольного
возраста.
У.Э. 1.1.2. Требования к организации и проведению экскурсий и походов
в природу.
У.Э. 1.1.3. Требования к организации и проведению прогулок с детьми дошкольного
возраста.
У.Э. 1.1.4. Требования к организации труда детей в природе.
У.Э. 1.1.5. Требования к организации и проведению экологических акций
с детьми дошкольного возраста.
У.Э. 1.1.6. Требования к организации и проведению эколого-психологического
тренинга с детьми дошкольного возраста.
У.Э. 1.2.1. Конструирование содержания непосредственно образовательной
деятельности по экологическому образованию детей дошкольного возраста.
У.Э. 1.2.2. Конструирование содержания экскурсий и походов в природу.
У.Э. 1.2.3. Конструирование содержания прогулок с детьми дошкольного возраста.
У.Э.
1.2.4. Конструирование содержания труда детей в природе.
У.Э. 1.2.5. Конструирование содержания экологических акций с детьми дошкольного
возраста.
У.Э. 1.2.6. Конструирование содержания эколого-психологического тренинга
с детьми дошкольного возраста.
Раздел 2.
Методы
формирования основ
экологической
культуры
у дошкольников
научиться организовывать
процесс экологического
образования
детей
дошкольного возраста
на основе современных
методов и технологий
1.
Научиться выделять
специфические особенности
методов и технологий
организации образовательной
деятельности
по экологическому образованию
детей.
2. Научиться анализировать
методику организации
образовательной
деятельности по экологическому
образованию
дошкольников.
У.Э. 2.1.1. Специфические особенности организации и проведения наблюдений
в природе.
У.Э. 2.1.2. Специфические особенности словесных методов в экологическом
образовании детей дошкольного возраста.
У.Э. 2.1.3. Специфические особенности моделирования как метода формирования
экологических представлений у дошкольников.
У.Э. 2.1.4. Специфические особенности игровой деятельности в формировании
основ экологической культуры детей.
У.Э. 2.1.5. Специфические особенности организации и проведения познавательно-исследовательской
деятельности в природе.
У.Э. 2.2.1. Анализ методики организации и проведения наблюдений в природе;
У.Э. 2.2.2. Анализ методики применения словесных методов в экологическом
образовании детей дошкольного возраста.
– 7 –
Стр.7