Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635212)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Формы и методы экологического образования детей дошкольного возраста (220,00 руб.)

0   0
АвторыФилиппова Аксана Равильевна, Толмачёва Вера Владимировна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц88
ID757744
АннотацияВ учебно-методическом пособии в соответствии с программой учебной дисциплины «Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста» раскрываются методические аспекты организации образовательной деятельности по экологическому образованию детей дошкольного возраста. Пособие предназначено для студентов очной и заочной формы обучения, обучающихся по программам бакалавриата по направлениям подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) / направленность «Дошкольное образование и дополнительное образование», 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) / направленность «Дошкольное образование и начальное образование». Данная работа соответствует целям и требованиям компетентностного подхода в системе высшего образования.
Формы и методы экологического образования детей дошкольного возраста : учебно-методическое пособие : направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность «Дошкольное образование и дополнительное образование», 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) «Дошкольное образование и начальное образование» / А. Р. Филиппова, В. В. Толмачёва .— Сургут : РИО СурГПУ, 2021 .— 88 с. — URL: https://rucont.ru/efd/757744 (дата обращения: 11.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Формы_и_методы_экологического_образования_детей_дошкольного_возраста.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» А.Р. Филиппова В.В. Толмачева ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Учебно-методическое пособие Направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Направленность «Дошкольное образование и дополнительное образование» 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Направленность «Дошкольное образование и начальное образование» Сургут, 2021
Стр.1
УДК 373.21(075.8) ББК 74.102.415я73-9 Ф 53 Печатается по решению Редакционно-издательского совета БУ «Сургутский государственный педагогический университет» Рецензенты: Чугайнова О.Г., кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический университет» Абрамовских Н.В., доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики дошкольного и начального образования БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет» Филиппова, А.Р. Формы и методы экологического образования детей дошкольного возраста : Ф 53 учебно-методическое пособие : направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность «Дошкольное образование и дополнительное образование», 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) «Дошкольное образование и начальное образование» / А.Р. Филиппова, В.В. Толмачева ; Департамент образования и молодёжной политики ХМАО – Югры, Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет». – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2021. – 87, [1] с. – Текст: непосредственный. В учебно-методическом пособии в соответствии с программой учебной дисциплины «Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста» раскрываются методические аспекты организации образовательной деятельности по экологическому образованию детей дошкольного возраста. Пособие предназначено для студентов очной и заочной формы обучения, обучающихся по программам бакалавриата по направлениям подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) / направленность «Дошкольное образование и дополнительное образование», 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) / направленность «Дошкольное образование и начальное образование». Данная работа соответствует целям и требованиям компетентностного подхода в системе высшего образования. УДК 373.21(075.8) ББК 74.102.415я73-9 © Филиппова А.Р., Толмачева В.В., 2021 © Сургутский государственный педагогический университет, 2021 – 2 –
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ ................................................................................................................................... РАЗДЕЛ 1. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ........ 4 9 У.Э. 1.1. Непосредственно образовательная деятельность по экологическому образованию детей дошкольного возраста ......................................................... 10 У.Э. 1.2. Методика организации и проведения экскурсий и походов в природу ............................. 17 У.Э. 1.3. Особенности организации и проведения прогулок с детьми дошкольного возраста У.Э. 1.4. Методика организации труда детей в природе ................................................................... 30 ..... 24 У.Э. 1.5. Экологические акции как форма организации образовательной деятельности по экологическому образованию детей ................................................................................................ 35 У.Э. 1.6. Эколого-психологический тренинг как форма экологического воспитания детей дошкольного возраста ................................................................................................................. 40 РАЗДЕЛ 2. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ ......................................................................................................................... 45 У.Э. 2.1. Методика организации и проведения наблюдений в природе ........................................... 47 У.Э. 2.2. Словесные методы в экологическом образовании дошкольников ..................................... 53 У.Э. 2.3. Моделирование как метод формирования экологических представлений у дошкольников ...................................................................................................................................... 59 У.Э. 2.4. Влияние игровой деятельности на формирование основ экологической культуры детей ............................................................................................................. 63 У.Э. 2.5. Особенности организации и проведения познавательно-исследовательской деятельности детей в природе ............................................................................................................... 68 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .................................................................................................................. 74 ПРИЛОЖЕНИЯ .................................................................................................................................... 77 – 3 –
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ Учебно-методическое пособие «Формы и методы экологического образования детей дошкольного возраста» предназначено для изучения содержания таких разделов дисциплины «Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста», как «Формы организации образовательной деятельности по экологическому образованию детей дошкольного возраста» и «Методы формирования основ экологической культуры у дошкольников». Дисциплина «Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста» является составным компонентом модуля «Теории и технологии дошкольного образования» обязательной части учебного плана бакалавров, осваивающих образовательные программы по направлению подготовки 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) / направленность Дошкольное образование и дополнительное образование, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) / направленность Дошкольное образование и начальное образование. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки бакалавриата 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 125 от 22 февраля 2018 г.) в ходе изучения дисциплины «Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста» реализуются следующие виды профессиональной деятельности обучающихся: педагогическая, проектная. В рамках компетентностного подхода содержание разделов учебно-методического пособия способствует формированию у бакалавров следующих компетенций: ОПК-6 – способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями; ПКО-1 – способен осуществлять обучение по образовательной программе на основе использования современных подходов и образовательных технологий. ПК-1 – способен организовывать и оценивать различные виды деятельности детей дошкольного возраста. Исходя из компетенций, определена следующая цель изучения дисциплины – овладение методикой экологического образования детей дошкольного возраста. Задачи освоения разделов дисциплины: 1. Научиться выделять особенности форм и методов экологического образования детей дошкольного возраста. 2. Научиться конструировать содержание экологического образования с учетом специфики форм и методов работы педагога с детьми дошкольного возраста. Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц (216 часов), из них на контактную работу отводится 94 часа, на самостоятельную работу – 120 часов. Изучению представленных в учебно-методическом пособии разделов посвящено 144 часа от общего количества часов дисциплины. Контроль текущей успеваемости студентов осуществляется посредством проверки выполнения практических и самостоятельных заданий, выполняемых в ходе аудиторной и внеаудиторной работы (заполнение сравнительных таблиц, составление картотек, фрагментов, конспектов, технологических карт образовательной деятельности по экологическому образованию дошкольников и др.). В качестве рубежного контроля по результатам изучения представленных в учебнометодическом пособии разделов выступает минизачет, направленный на проверку всего объема теоретического и практического материала. Рубежный контроль по разделу 1 представляет собой письменную контрольную работу с выполнением практических заданий, по разделу 2 – минизачет в форме решения кейс-заданий. Промежуточная аттестация осуществляется в форме компьютерного тестирования. – 4 –
Стр.4
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОПК-6 – способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями. Компоненты компетенции Когнитивный Знает: ОПК. 6.1.6. способы выбора различных технологий экологического воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями ОПК. 6.1.7. способы планирования образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями технологий. Компоненты компетенции Когнитивный Знает: ПКО 1.1.1. содержание экологического образования детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС, ООП и достижениями науки и педагогической практики ПКО 1.1.3. современные образовательные технологии и методику экологического образования детей дошкольного возраста по программам ДОО Ориентировочный Владеет: ПКО 1.2.1. действиями по конструированию содержания экологического образования детей в соответствии с требованиями ФГОС, ООП и достижениями науки и педагогической практики; действиями по планированию образовательной деятельности по программам ДОО ПКО 1.2.2. действиями по реализации образовательной деятельности по экологическому образованию детей на основе современных образовательных технологий по программам ДОО – 5 – Операциональный Умеет: ПКО 1.3.1. конструировать содержание экологического образования детей в соответствии с требованиями ФГОС, ООП и достижениями науки и педагогической практики; планировать образовательную деятельность по программам ДОО – Опыт Имеет опыт: ПКО 1.4.1. конструирования содержания по экологическому образованию детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС, ООП и достижениями науки и педагогической практики; планирования образовательной деятельности по программам ДОО – Ориентировочный Владеет: ОПК. 6.2.1. способами выбора психолого-педагогических технологий для решения задач экологического воспитания детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями ОПК. 6.2.2. способами планирования образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями Операциональный – Опыт – – – ПКО-1 – способен осуществлять обучение по образовательной программе на основе использования современных подходов и образовательных
Стр.5
ПК-1 – способен организовывать и оценивать различные виды деятельности детей дошкольного возраста. Компоненты компетенции Когнитивный Знает: ПК 1.1.2. современные условия организации экологических видов деятельности детей дошкольного возраста; формы и методы организации экологических видов деятельности детей дошкольного возраста Ориентировочный Владеет: ПК 1.1.2. умением оценивать развивающие возможности экологических видов деятельности (игровой, познавательноисследовательской и др.) детей дошкольного возраста ПК 1.2.2. способами выбора форм и методов организации экологических видов деятельности детей дошкольного возраста Операциональный Умеет: ПК 1.3.1. выбирать формы и методы организации экологических видов деятельности детей дошкольного возраста Опыт Имеет опыт: ПК 1.4.1. оценки развивающих возможностей экологических видов деятельности детей дошкольного возраста – – – 6 –
Стр.6
СТРУКТУРА РАЗДЕЛОВ Название раздела Раздел 1. Формы организации образовательной деятельности по экологическому образованию детей дошкольного возраста Цель раздела научиться конструировать содержание образовательной деятельности в разнообразных формах экологического образования детей дошкольного возраста Задачи раздела 1. Научиться выделять требования к организации и проведению разных форм экологического образования детей дошкольного возраста; 2. Научиться конструировать содержание разных форм экологического образования с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Учебные элементы раздела (УЭ) У.Э. 1.1.1. Требования к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности по экологическому образованию детей дошкольного возраста. У.Э. 1.1.2. Требования к организации и проведению экскурсий и походов в природу. У.Э. 1.1.3. Требования к организации и проведению прогулок с детьми дошкольного возраста. У.Э. 1.1.4. Требования к организации труда детей в природе. У.Э. 1.1.5. Требования к организации и проведению экологических акций с детьми дошкольного возраста. У.Э. 1.1.6. Требования к организации и проведению эколого-психологического тренинга с детьми дошкольного возраста. У.Э. 1.2.1. Конструирование содержания непосредственно образовательной деятельности по экологическому образованию детей дошкольного возраста. У.Э. 1.2.2. Конструирование содержания экскурсий и походов в природу. У.Э. 1.2.3. Конструирование содержания прогулок с детьми дошкольного возраста. У.Э. 1.2.4. Конструирование содержания труда детей в природе. У.Э. 1.2.5. Конструирование содержания экологических акций с детьми дошкольного возраста. У.Э. 1.2.6. Конструирование содержания эколого-психологического тренинга с детьми дошкольного возраста. Раздел 2. Методы формирования основ экологической культуры у дошкольников научиться организовывать процесс экологического образования детей дошкольного возраста на основе современных методов и технологий 1. Научиться выделять специфические особенности методов и технологий организации образовательной деятельности по экологическому образованию детей. 2. Научиться анализировать методику организации образовательной деятельности по экологическому образованию дошкольников. У.Э. 2.1.1. Специфические особенности организации и проведения наблюдений в природе. У.Э. 2.1.2. Специфические особенности словесных методов в экологическом образовании детей дошкольного возраста. У.Э. 2.1.3. Специфические особенности моделирования как метода формирования экологических представлений у дошкольников. У.Э. 2.1.4. Специфические особенности игровой деятельности в формировании основ экологической культуры детей. У.Э. 2.1.5. Специфические особенности организации и проведения познавательно-исследовательской деятельности в природе. У.Э. 2.2.1. Анализ методики организации и проведения наблюдений в природе; У.Э. 2.2.2. Анализ методики применения словесных методов в экологическом образовании детей дошкольного возраста. – 7 –
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ