ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет психологии И. В. Абакумова И. А. <...> Рудакова ДИДАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В КОНТЕКСТЕ СМЫСЛОЦЕНТРИРОВАННОГО ПОДХОДА Ростов-на-Дону Издательство Южного федерального университета 2008 УДК 37.0(075.8) ББК 74.202я73 А 13 Печатается по решению редакционно-издательского совета Южного федерального университета Рецензенты: доктор биологических наук, профессор, член-корреспондент РАО Ермаков П. Н., доктор педагогических наук, профессор Фоменко В. Т. <...> Дидактические методы в контексте смыслоцентрированного подхода: учеб. пособие / И. В. Абакумова, И. А. Рудакова. <...> ISBN 978-5-9275-0417-6 обучения как категории, инициирующей смыслообразование в учебном процессе. <...> Поскольку смысл и смыслообразование выступают в качестве метасистемы, то метод обучения становится, в отличие от традиционного понимания, системообразующим элементом обучения. <...> Показано, как метод обучения в смыслообразующей интерпретации «запускает» личностно-смысловое развитие. <...> Разработана система операционализации диалоговых методов и метода конкретных ситуаций. <...> Основные источники инновационного понимания методов обучения . <...> Переосмысление обучения в контексте новой системной методологии (И. В. Абакумова) . <...> Метасистемный подход – современная методология психолого-педагогических теорий . <...> Смысловая дидактика: переосмысление обучения в контексте новой системной методологии . <...> Исследования проблемы выведения знаний на личностно-смысловой уровень . <...> Дидактический метод в контексте приоритетов смысловой дидактики . <...> Интерпретация, структура, содержание и место в образовательном процессе категории дидактического метода в дидактике 70–90-х гг. <...> Дидактическая модель методов обучения с позиций смыслообразования . <...> Смыслообразующий потенциал методов обучения, обеспечивающих смысловое <...>
Дидактические_методы_в_контексте_смыслоцентрированного_подхода.pdf
УДК 37.0(075.8)
ББК 74.202я73
А 13
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Южного федерального университета
Рецензенты:
доктор биологических наук, профессор,
член-корреспондент РАО Ермаков П. Н.,
доктор педагогических наук, профессор Фоменко В. Т.
Учебное пособие подготовлено и издано в рамках национального
проекта «Образование» по «Программе развития федерального
государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
"Южный федеральный университет" на 2007–2010 гг.»
А 13
Абакумова И. В.
Дидактические методы в контексте смыслоцентрированного
подхода: учеб. пособие / И. В. Абакумова, И. А. Рудакова.
– Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008. – 112 с.
ISBN 978-5-9275-0417-6
Раскрыты инновационные подходы к пониманию метода
обучения как категории, инициирующей смыслообразование
в учебном процессе. В рамках метасистемного подхода пересматриваются
отношения между основными категориями дидактики.
Поскольку смысл и смыслообразование выступают в
качестве метасистемы, то метод обучения становится, в отличие
от традиционного понимания, системообразующим элементом
обучения. Показано, как метод обучения в смыслообразующей
интерпретации «запускает» личностно-смысловое развитие.
Разработана система операционализации диалоговых методов и
метода конкретных ситуаций.
Предназначено для магистров-психологов, преподавателей,
аспирантов и всех, кто интересуется проблемами образования,
воспитания и обучения.
ISBN 978-5-9275-0417-6
УДК 37.0(075.8)
ББК 74.202я73
© Абакумова И. В., 2008
© Рудакова И. А., 2008
© Южный федеральный университет, 2008
© Оформление. Макет. Издательство
Южного федерального университета, 2008
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие .................................................................................................... 4
Глава 1. Основные источники инновационного понимания
методов обучения .................................................................... 7
§ 1. Современная методология психолого-педагогических теорий
и проблема самоорганизации образовательных систем.
Переосмысление обучения в контексте
новой системной методологии (И. В. Абакумова) ................................ 7
1. Метасистемный подход – современная методология
психолого-педагогических теорий ...................................................... 7
§ 2. Психологические основы инновационного представления
методов обучения (И. А. Рудакова) ...................................................... 18
1. Исследования проблемы выведения знаний
на личностно-смысловой уровень .................................................... 19
2. Изучение вопроса о соотношении мотива и цели учебной
деятельности (А. Н. Леонтьев и его последователи) ..................... 22
3. Формы существования личностного смысла (В. Э. Мильман) ............ 26
4. Личностный смысл как педагогический фактор .............................. 27
5. Интегративная модель смыслообразования
в учебном процессе (И. В. Абакумова) ............................................. 31
Глава 2. Дидактический метод в контексте
приоритетов смысловой дидактики ................................ 38
§ 1. Смыслообразующая концепция методов обучения
(И. А. Рудакова, И. В. Абакумова) ......................................................... 38
1. Метод обучения как исследовательская
и педагогическая категория ............................................................... 38
2. Интерпретация, структура, содержание и место
в образовательном процессе категории дидактического
метода в дидактике 70–90-х гг. ХХ в. ............................................... 43
3. Дидактическая модель методов обучения
с позиций смыслообразования .......................................................... 47
§ 2. Концептуальные модели методов обучения и закономерности
их функционирования (И. В. Абакумова) ............................................ 53
1. Смыслообразующий потенциал методов обучения,
обеспечивающих смысловое развитие учащихся,
и закономерности их функционирования
в учебном процессе ............................................................................ 54
2. Смысловая дидактика: переосмысление обучения
в контексте новой системной методологии .................................... 11
2. Основные недостатки в работе учителя
по реализации инновационных методов обучения
в педагогической практике ............................................................... 61
Глава 3. Операционализация дидактического метода
как способа инициации смыслообразования учащихся
в учебном процессе .............................................................. 68
§ 1. Диалоговые методы (И. В. Абакумова) ............................................... 68
1. Психолого-педагогические условия
функционирования диалоговых методов ........................................ 68
2. Типология диалоговых методов ........................................................ 72
§ 2. Метод конкретных ситуаций (И. В. Абакумова) ................................. 77
1. Смысловой потенциал конкретных ситуаций .............................. 77
2. Модель метода конкретных ситуаций .............................................. 80
Тестовые задания к главам и ключи ответов ....................................... 83
Литература ....................................................................................................... 98
Приложения .................................................................................................. 102
3
Стр.3