Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Методика преподавания философии в вузах (190,00 руб.)

0   0
АвторыАндрейченко Г. В., Сапрыкина Е. В.
Издательствоизд-во СКФУ
Страниц94
ID622851
АннотацияПрактикум представляет собой составную часть учебно-методического комплекса дисциплины «Методика преподавания философии в вузах», разработанного в соответствии с требованиями ФГОС ВО и СУОС СКФУ и включает разработки практических занятий по курсу с целями, задачами и рекомендуемой литературой
Кому рекомендованоПособие предназначено для студентов-философов, обучающихся в магистратуре по направлению подготовки 47.04.01 – Философия по программе «Управление коммуникациями»
УДК378.147: 101
ББК74.58:87
Методика преподавания философии в вузах : практикум. Направление подготовки 47.04.01 – Философия. Магистерская программа «Управление коммуникациями». Квалификация выпускника – магистр / Г. В. Андрейченко, Е. В. Сапрыкина .— Ставрополь : изд-во СКФУ, 2017 .— 94 с. — URL: https://rucont.ru/efd/622851 (дата обращения: 05.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ В ВУЗАХ ПРАКТИКУМ Направление подготовки 47.04.01 – Философия Магистерская программа «Управление коммуникациями» Квалификация выпускника – магистр Ставрополь 2017 УДК 378.147: 101/141(075.8) ББК 74.58: 87 я73 М 54 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета Рецензенты: д-р филос. наук, профессор А. П. Федоровский (АНО ВО «Северо-Кавказский социальный институт»), канд. пед. наук, доцент Н. Н. Уварова М 54 Методика преподавания философии в вузах: практикум / сост. <...> Практикум представляет собой составную часть учебно-методического комплекса дисциплины «Методика преподавания философии в вузах», разработанного в соответствии с требованиями ФГОС ВО и СУОС СКФУ и включает разработки практических занятий по курсу с целями, задачами и рекомендуемой литературой. <...> Постоянная задача философствования такова: стать подлинным человеком посредством понимания бытия. <...> Учитывая это, мы предприняли попытку разработать учебное пособие, ориентированное на овладение набором общекультурных и профессиональных компетенций обучающимися в магистратуре для решения образовательных задач, на усвоение места философского образования в системе высшего образования, его целей и задач, концептуальных основ учебного курса философии. <...> Пособие разработано на основе программы дисциплины «Методика преподавания философии в вузах», предназначенной для студентов, обучающихся в магистратуре по направлению «Философия» Цель – формирование у студентов направления подготовки 47.04.01 – Философия основ практических профессиональных знаний, позволяющих овладеть умениями и навыками, необходимыми для преподавания курса философии, включая планирование, разработку и чтение <...>
Методика_преподавания_философии_в_вузах.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.93
Методика_преподавания_философии_в_вузах.pdf
УДК 378.147: 101/141(075.8) ББК 74.58: 87 я73 М 54 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета Рецензенты: д-р филос. наук, профессор А. П. Федоровский (АНО ВО «Северо-Кавказский социальный институт»), канд. пед. наук, доцент Н. Н. Уварова М 54 Методика преподавания философии в вузах: практикум / сост.: Г.В. Андрейченко, Е. В. Сапрыкина. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2017. – 94 с. Практикум представляет собой составную часть учебно-методического комплекса дисциплины «Методика преподавания философии в вузах», разработанного в соответствии с требованиями ФГОС ВО и СУОС СКФУ и включает разработки практических занятий по курсу с целями, задачами и рекомендуемой литературой. Пособие предназначено для студентов-философов, обучающихся в магистратуре по направлению подготовки 47.04.01 – Философия по программе «Управление коммуникациями». УДК 378.147: 101/141(075.8) ББК 74.58: 87 я73 Составители: канд. филос. наук, доцент Г. В. Андрейченко, канд. филос. наук, доцент Е. В. Сапрыкина © ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2017
Стр.2
Предисловие Динамика общественной жизни потрясает наше воображение глубинными переменами во всех структурах экономики, в политике и культуре. На наших глазах возникает общество гигантских рисков и обострения глобальных кризисов. Неопределенность и альтернативность исторического развития человечества ставит его перед выбором, принудив оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в мире. Все отчетливее возникает проблема новой стратегии человеческой жизнедеятельности. В этой ситуации проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной активности, ответственности за свои поступки и выбор форм и направлений своей деятельности становятся главными. В становлении и формировании мировоззренческой культуры человека особую роль всегда играла философия с ее многовековым опытом критически-рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Личностная потребность в философии обусловлена тем, что, как отмечал К. Ясперс, «философии не может не быть, пока живут люди. Философия содержит притязание: обрести смысл жизни поверх всех целей в мире – явить смысл, охватывающий эти цели, – осуществить, как бы пересекая жизнь, этот смысл в настоящем – служить посредством настоящего одновременно и будущему, – никогда не низводить какого-либо человека или человека вообще до средства. Постоянная задача философствования такова: стать подлинным человеком посредством понимания бытия...»1 . В этом контексте трудно переоценить роль вузовского курса философии. Представляется принципиально важным, чтобы в процессе приобщения к философии как «аккумуляции духовного опыта человечества» студент не только усваивал определенную сумму знаний, но и приобретал новый социально значимый опыт, «созидал себя», овладевал навыками философствования как способа и метода миропостижения и миропонимания. Пока не совсем преодолен кризис в преподавании философии, образовавшийся после потери ею идеологического государственного статуса: точнее, после отказа от ее преподавания 1 Ясперс К. Философская вера //Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. С. 500. 3 ПРАКТИКУМ
Стр.3
как единой «унифицированной» учебной дисциплины по типовой учебной программе. В настоящее время философия, являясь полноправной составляющей основных образовательных программ, должна способствовать формированию личности, всегда открытой усвоению новых знаний, умеющей адаптироваться к новым информационным, технологическим и мировоззренческим парадигмам, обладающей потребностью в самообразовании, осознающей образование как ценность. Отсюда вытекает необходимость совершенствования методики преподавания философии в вузе и овладения навыками, достаточными для преподавания курса философии в рамках Федерального Государственного стандарта высшего образования 3 поколения. Эффективность преподавания философии зависит от многих параметров, но, пожалуй, одним из определяющих является стремление преподавателя к профессиональному совершенствованию. При очевидной значимости данного курса для подготовки будущих преподавателей философии, его концепция и содержание являются предметом дискуссии. До сих пор отсутствуют учебники и учебные пособия по методике преподавания философии. Учитывая это, мы предприняли попытку разработать учебное пособие, ориентированное на овладение набором общекультурных и профессиональных компетенций обучающимися в магистратуре для решения образовательных задач, на усвоение места философского образования в системе высшего образования, его целей и задач, концептуальных основ учебного курса философии. Пособие разработано на основе программы дисциплины «Методика преподавания философии в вузах», предназначенной для студентов, обучающихся в магистратуре по направлению «Философия» Цель – формирование у студентов направления подготовки 47.04.01 – Философия основ практических профессиональных знаний, позволяющих овладеть умениями и навыками, необходимыми для преподавания курса философии, включая планирование, разработку и чтение самого лекционного курса, подготовку и проведение семинарских занятий в рамках курса, осуществление учебных мероприятий контрольно-оценочного характера. 4 Задачи курса: – привить навыки использования специализированных профессиональных знаний и умений при проведении занятий по философским дисциплинам в высшей школе; МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ В ВУЗАХ
Стр.4
– сформировать готовность использовать в процессе педагогической деятельности современные образовательные технологии, формулировать и решать на их основе дидактические и воспитательные задачи в соответствии с требованиями образовательных стандартов; – научить анализировать результаты своей педагогической деятельности, организовать различные этапы учебного процесса с использованием активных методов обучения, создавать учебно-методические материалы для конкретных задач преподавательской деятельности; – развить способность устанавливать контакт с аудиторией, готовность к осознанному выбору стратегий межличностного взаимодействия в процессе преподавательской деятельности и организации многосторонней коммуникации в аудитории с учетом специфики аудитории. В результате усвоения тем и разделов дисциплины, работы на практических занятиях у обучающихся должны сформироваться следующие компетенции: – владение профессиональной культурой коммуникации (ОПК-4); – владение культурой социального взаимодействия (ОПК-5); – способность использовать специализированные профессиональные знания и умения при проведении занятий по философским дисциплинам в высшей школе (ПК-6); – готовность использовать в процессе педагогической деятельности современные образовательные технологии, формулировать и решать на их основе дидактические и воспитательные задачи в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-7); – способность анализировать результаты своей педагогической деятельности, организовать различные этапы учебного процесса с использованием активных методов обучения, создавать учебно-методические материалы для конкретных задач преподавательской деятельности (ПК-8); – способность устанавливать контакт с аудиторией, готовность к осознанному выбору стратегий межличностного взаимодействия в процессе преподавательской деятельности и организации многосторонней коммуникации в аудитории с учетом специфики аудитории (ПК-9). Важной формой овладения методикой преподавания философии являются практические занятия, которые способствуют овладению умениями и навыками, необходимыми для преподавания курса философии, включая планирование, разработку 5 ПРАКТИКУМ
Стр.5
и чтение самого лекционного курса, подготовку и проведение семинарских занятий в рамках курса, осуществление учебных мероприятий контрольно-оценочного характера. В результате освоения дисциплины обучающийся должен Знать: – требования, предъявляемые к преподавателю философских дисциплин в современных условиях; – теоретические основы преподавания философии; – методические особенности преподавания философии; – формы преподавания курса философии и их соотношение; – цели и задачи лекции, учебного семинара и самостоятельной работы по философии. Уметь: – использовать углубленные специализированные профессиональные знания и умения при проведении занятий по философским дисциплинам в высшей школе; – дидактически преобразовывать результаты современных научных исследований в области философии с целью их использования в учебном процессе; – использовать в процессе преподавания философии современные образовательные технологии, формулировать и решать на их основе дидактические и воспитательные задачи; – анализировать результаты своей педагогической деятельности; – осуществлять учебные мероприятия контрольно-оценочного характера; – создавать учебно-методические материалы для конкретных задач преподавания философии. Владеть: – методикой подготовки и чтения лекций по философии; методикой подготовки и проведения семинарского занятия по философии; формами текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов по философии; – навыками организации различных этапов учебного процесса по философии с использованием современных образовательных технологий; – навыками анализа результатов своей педагогической деятельности; – основами межличностного взаимодействия в процессе преподавательской деятельности и организации многосторонней коммуникации в аудитории с учетом специфики аудитории. 6 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ В ВУЗАХ
Стр.6
Содержание Введение .................................................................. 3 Раздел I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ 1. Предмет, содержание и функции методики преподавания философии .......................................... 7 Раздел II. ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ 2. История академического преподавания философии .. 14 3. Традиции преподавания философии в России .......... 21 4. Философ как субъект педагогической деятельности .. 29 5. Преподавание философии в условиях двухуровневой системы образования .......................... 35 Раздел III. МЕТОДИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО КУРСУ ФИЛОСОФИИ 6. Методика подготовки и чтения лекций по философии ........................................................... 43 7. Методика подготовки и проведения семинарского занятия ................................................ 49 8. Организация и управление самостоятельной работой студентов по философии ............................................ 56 9. Система оценки знаний студентов по философии ..... 61 Литература ............................................................... 68 Глоссарий ................................................................. 69 Приложения .............................................................. 72 93 ПРАКТИКУМ
Стр.93