ÈÇÄÀ¨ÒÑß С 1803 ГОДА (№1470)
Журнал основан имп. Александром I в 1803 году
НА
РОДНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 203 от 22 июня 1994 г.
Учредители æóðíàëà: Министерство образования PФ, Российская академия образования,
Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом «Народное образование»
Редакционная коллегия (экспертный совет):
Алексей Êóøèð, кандидат психологических наук
Àëåêñàð Àñîëîâ, академик РАО
Вера Áååðõàîâà, профессор, доктор педагогических наук
Âëàèèð Беспалько, академик РАО
Ààòîëèé Âèôëååñêèé, доктор экономических наук
Сергей Воровщиков, профессор, доктор педагогических наук
Òàòüÿà Êèñàðîâà, главный редактор Издательства «Педагогическое общество России»
Àëåêñàð Êóçåöîâ, министр образования и науки Челябинской области
Àëåêñàð Ëèòâèîâ, заслуженный учитель РФ
Валерия Ìóõèà, академик РАО
Àðåé Îñòàïåêî, профессор, доктор педагогических наук
Марк Ïîòàøèê, академик РАО
Åâãåèé ßáóðã, академик РАО
Редакция:
Алексей Кушнир (главный редактор), Светлана Лячина (ответственный секретарь),
Арсений Замостьянов (консультант), Тамара Ерегина (редактор),
Евгений Руднев (редактор выпуска), Елена Шишмакова (редактор),
Алексей Шуриков (консультант)
Производство: Максим Буланов (вёрстка), Артём Цыганков (технолог),
Людмила Асанова (корректор)
Адрес ðåäàêöèè: 109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел./факс: (495) 345-52-00. E-mail: narob@yandex.ru, no.podpiska@yandex.ru
Журналы и книги издательства можно увидеть на сайте:
www.narodnoe.org; www.narobraz.ruîå образоваие
При ñîçàèè æóðàëà используются ëèöåçèîûå ïðîóêòû êîïàèè Adobe Systems Inc. (www.Adobe.ru)
¹8-9’2018
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
В.И. Слободчиков,
А.А. Остапенко
Станиславский
сказал áû: «Íå âåðþ!»
Импортозамещение в сфере
образования снова откладывается
Т.В. Васкевич
«Стандартизованный
компетентностный функционер»
или «Человек, стремящийся
к совершенству»: выбор
отечественного образования
7
Анализ образовательной политики за последние два года. Приоритеты
руководства федерального Министерства и противоречия в их
формулировках. Содержательные линии, выдвинутые Высшей школой
экономики и Центром стратегических инициатив, в части государственной
политики. Зависимая позиция Министерства от других организаций.
13
Анализ процессов в образовании, которое интернационализируется по мере
того, как адаптируется национальная система высшего образования к Болонскому
процессу. Развитие государственных образовательных стандартов
на примере среднего общего и высшего профессионального/высшего образования.
Сравнительный анализ методологических (научно-технологических)
подходов в образовании, законов РФ об образовании. «Главные вопросы
жизни» и образования: каковы ценности и идеалы общества — функционер-профессионал
или Человек: к чему стремимся?
А.Б. Вифлеемский
Модернизация «мышеловок»
24
Соглашения органов управления образованием с ООО «Дневник.ру» и
нарушения антимонопольного законодательства, административная ответственность.
Размещение рекламы на страницах школьного дневника на сайте
— нарушение рекламного законодательства. Вопрос о выборе платформы
для ведения электронного журнала успеваемости.
А.А. Алексеев
Социальное развитие села —
основа территориального
развития России
Роль школы
33
Партнёрство ассоциации фермерских хозяйств и школы.
Социализирующее влияние сельских предприятий на подрастающее
поколение граждан. Достижения и перспективы партнёрства
в социальном развитии села в Ярославской области.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
М.М. Поташник
Горе не от ума,
а от его отсутствия
2
41
Факты грубых управленческих ошибок чиновников от образования.
Рекомендации к использованию науки для эффективного управления
образованием.
Народное образование 8-9’2018
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
И.Б. Тарасова,
С.Л. Сидоркина,
А.В. Малкин
Мониторинг, контроль и оценка
качества образования
на муниципальном уровне
В.М. Лизинский
Критерии, инструменты
и организация успешной
учебно-воспитательной
работы в хорошей школе
53
Регламентация проведения мониторинга, контроля и оценка качества
образования в муниципальной системе образования. Практический опыт
деятельности муниципальных органов управления образованием
на примере Нижнего Новгорода. Новые требования к проведению
независимой оценки качества условий образовательной деятельности.
64
Актуальные проблемы — усталость педагога, снижение качества
образования, негативный образ учителя. Проектирование и организация
работы школы. Выбор форм и видов деятельности для реализации
и поддержки педагогическим коллективом. Исследование
удовлетворённости образованием родителей.
МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ
Е.А. Ямбург
Спасать от ненависти
75
Трагический случай в Керчи. Ненависть как движущая сила поступка
подростка, расстрелявшего сверстников и педагогов. Агрессия и жажда
мести в подростковой среде. Эгоизм собственной боли и покаяние.
Осмыслении прошлого. и сострадательное отношение к истории.
В.П. Созонов
Развитие самости
как приоритет
Л.И. Маленкова
Коллективно-творческое дело:
идеи и способы организации
А.С. Федотов,
Р.Р. Ахмеджанов,
В.Е. Минеев
Эколого-туристская
работа со школьниками:
практические аспекты
(на примере Томской области)
Г.Ю. Беляев
«Моральное образование»:
как решают проблемы
воспитания за рубежом
3
102
«Моральное образование» как часть педагогической системы
за рубежом. Проблемы воспитания в зарубежной педагогике. Методы
морального образования — их педагогическое содержание и эффекты.
Народное образование 8-9’2018
81
Понимание воспитания. Авторская интерпретация. Саморазвитие
и субъектность в воспитании. Самоопределение личности и формирование
«Я-концепции» и идентичности. Самосовершенствование и роль педагога
в воспитании.
92
Проблема воспитания современных детей. Возможности использования
идей и опыта методики коллективной творческой деятельности известного
педагога начала XX века Игоря Петровича Иванова. Возможности
метода в условиях различных образовательных объединений.
97
Организации эколого-туристской работы с учащимися
общеобразовательных школ на примере Томской области. Краткая
характеристика эколого-туристских ресурсов региона, анализ возможных
направлений и важности формирования эколого-туристской деятельности
в школе. Практические аспекты экологического образования.
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ
Е.Л. Аршинская
Время учащегося и педагога:
как повысить эффективность
организации
Е.И. Николаева
О психофизиологии реб¸нка
начальной школы
111
Эффективность преподавания в процессе группового метода. Рациональное
использование времени учащимися в классе. Развитие способности управлять
временем, а также таких черт личности, как организация, ответственность,
умение предвидеть последствия действий. Эффективное использование
времени педагогом. Повышение эффективности организации.
118
Данные о психофизиологии ученика начальной школы. Попытка
объяснить различие между детьми онтогенетического развития в этот
период. Некоторые методы диагностики ребёнка и работы с детьми,
имеющими признаки замедленного развития нервной системы. Метод
проведения контрольных работ, эффективный с точки зрения
психофизиологической науки.
В.Н. Клепиков
Отчуждение от школы, или
Как помочь учащемуся
остаться самим собой
Д.Е. Шевелёва
Обучение детей с особыми
образовательными потребностями:
от академизма и коррекции
до социализации и многостороннего
развития личности
Опыт XXI века
А.В. Диков
Ресурсы Интернета и обучение
в социальных сетях
123
Отчуждение детей от школы. Внутренний протест детей против
лавинообразного поступления учебной информации и попытки создать
нечто альтернативное. Пути решения проблемы.
129
Современные цели образования. Содержание обучения детей с особыми
образовательными потребностями. Целеполагание специальной педагогики
в России и за рубежом в контексте социальной интеграции
и образования. Анализ понятия «реабилитация».
135
Новая педагогическая технология мобильного обучения. Примеры
её использования с интернет-сервисами, мобильными гаджетами
и Интернетом. Интернет-сервисы разработки и обмена интерактивными
видеоуроками. Интерактивные видеоуроки как электронный
образовательный ресурс и его применение в сфере образования.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ИММУНИТЕТ
145
А.А. Остапенко,
Т.А. Хагуров
Тахарруш против
мультикультурализма
Иноязычные понятия, засоряющие, запутывающие, а иногда
манипулирующие речью и сознанием педагогов. «Ксенофобия»,
«толерантность», «ксеномания». Анализ понятийных оппозиций
«толерантность-ксенофобия» и «ксенофобия-ксеномания» и их
влияние на социальные процессы.
4
Народное образование 8-9’2018
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
ЖИЗНЬ В ПРОФЕССИИ
А.М. Кушнир
«Параллельные тексты» как
методическая универсалия…
Е.А. Ямбург
По живому следу Ю.П. Любимова
Заметки педагога
С. Комарова
Рассказ настоящей учительницы
151
Универсальный способ обучения чтению и изучения иностранного языка.
Сформированные методические универсалии.
157
Формирование педагогического мастерства средствами искусства.
Влияние личности Ю.П. Любимова на становление профессиональной
позиции директора школы. Приёмы театрального искусства
в педагогической профессии.
163
Рассказ человека, посвятившего жизнь педагогической профессии.
Становление на пути к успеху.
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Ф.Ш. Терегулов
Сознание как
ориентировочная основа
жизнедеятельности людей
169
Признание единства (подобия) всех типов движений материи на уровне
человека в живой деятельности. Основная деятельность человеческого
сознания и развития сознания и её структура. Человек эволюционирующий,
развивающийся и действующий. Фундаментальная природа
человека и общества в целом. Общая методологическая закономерность
повседневной жизни людей.
ЮБИЛЕЙНЫЕ ДАТЫ
С.С. Невская
Н.Г. Чернышевский —
центральная фигура в русской
социальной мысли 1860-х годов
181
Жизнь и деятельность одного из ярчайших представителей общественной
мысли царской России Н.Г. Чернышевского. Взгляды писателя на образование
молодого поколения. Социальные перемены, ведущие к изменению
общества в целом и каждого индивида. Педагогический идеал —
всесторонне развитая личность, готовая к саморазвитию и самопожертвованию
ради общественного блага. Н.Г. Чернышевский как идеолог решительной
переделки общества — подготовки сильных, умных, свободолюбивых
людей. Цель воспитания по Чернышевскому.
Стр.6
о огут ополяться и изеяться по решеию реакции. Автор вправе преложить свой
форат публикации.
справки а кажого автора с указаие:
Ôàèëèÿ, èÿ и отчество автора (ïîëîñòüþ).
îëæîñòü.
Ó÷¸àÿ ñòåïåü, çâàèå.
Место работы или уч¸бы.
Электроая почта.
Òåëåôî.
Требования к материалам, представляемым в редакцию для публикации
Преставлеые иже требоваия к аучы статья являются общепризаыи,
Íàó÷óþ работу ñëåóåò аправлять à àðåñ: narob@yandex.ru с ïðèëîæåèå авторской
Общие требоваия к офорлеию аучой статьи.
Иициалы и фаилия автора.
Назваие статьи.
В ачале статьи а русско языке указываются:
Ноер по Уиверсальой есятичой классификации (УК).
Краткая àîòàöèÿ (300–500 ïå÷àòûõ çàêîâ).
Ключевые слова (в форате журала).
Статья олжа, как правило, соержать:
цель публикации;
ïðîáëåó;
èçâåñòûå åòîû ðåøåèÿ;
ïðåëàãàåûå ðåøåèÿ;
çàêëþ÷åèå;
алее в той же послеовательости ифорация привоится а аглийско языке.
краткое ввееие;
результаты апробации и их обсужеие;
âûâîû;
постраичые соски при цитироваии;
список испльзуеых источиков а русско языке и а латиице, офорлеой
по ГОСТ Р 7.05-2008.
Убедительно просим вас обращать внимание на сроки подписания журнала в печать.
Если журнал приходит к вам со значительным опозданием, просим сообщать об этом
в местное почтовое отделение, в редакцию и в агентство «Роспечать» по адресу:
123995, ГСП-5 Москва, просп. Маршала Жукова, д. 4. Тел. (495) 101-25-39.
Уважаемые коллеги!
Редакция не вступает в переписку с авторами по поводу содержания статей и рецензий. Мнение редакции может не совпадать
с мнением авторов. Ответственность за достоверность информации, содержащейся в публикуемых материалах, несут авторы.
Ответственность за содержание рекламных материалов несёт рекламодатель.
Подписано в печать 05.11.2018. Формат 84×108 1/16. Тираж 4220 экз.
Бумага офсетная. Печать офсетная. Печ. л. 12,5. Усл.-печ. л. 21. Заказ №
109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2. Тел.: (495) 345-52-00.
АНО «Издательский дом «Народное образование»
Отпечатано в ООО Типография «Миттель Пресс».
Москва, ул. Руставели, д. 14, стр. 6.
Тел./факс +7 (495) 619-08-30, 647-01-89.
E-mail: mittelpress@mail.ru
Стр.7