Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 639057)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат

Анализ данных национальной оценки учебных достижений (660,00 руб.)

0   0
Первый авторШил Джерри
АвторыКартрайт Фернандо , Звонников Виктор Иванович, Челышкова Марина Борисовна
ИздательствоМ.: Логос
Страниц336
ID590621
АннотацияВ книге показаны сложности и потенциал анализа данных, полученных в ходе проведения широкомасштабной национальной оценки.Рассмотрены вопросы генерации информации по тестовым задания и оценкам, установления связей между тестовыми оценками и образовательными и социальными факторами.
Кому рекомендованоДля специалистов и аналитиков, участвующих в проведении национальной оценки учебных достижений обучающихся в средних и других учебных заведений.
ISBN978-5-98704-836-8
УДК378
ББК74.58
Шил, Д. . Анализ данных национальной оценки учебных достижений / Ф. . Картрайт; ред.: В. И. Звонников, М. Б. Челышкова; Д. . Шил .— Москва : Логос, 2015 .— 336 с. : ил. — (Национальная оценка учебных достижений) .— ISBN 978-5-98704-836-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/590621 (дата обращения: 17.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Анализ данных национальной оценки учебных достижений Analyzing Data from a National Assessment of Educational Achievement National Assessments of Educational Achievement VOLUME 4 Analyzing Data from a National Assessment of Educational Achievement Gerry Shiel Fernando Cartwright Vincent Greaney and Thomas Kellaghan, Series Editors Национальная оценка учебных достижений Джерри Шил, Фернандо Картрайт Анализ данных национальной оценки учебных достижений Винсент Грини и Томас Келлаган, редакторы серии КНИГА 4 Москва Логос 2015 УДК 378 ББК 74.58 Ш58 Издание подготовлено при поддержке Международного банка реконструкции и развития в рамках Российской программы содействия образования в целях развития – READ (Russia Education Aid for Development) Перевод подготовлен по инициативе Центра международного сотрудничества по развитию образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Шил, Джерри Ш58 Анализ данных национальной оценки учебных достижений / Д. <...> Представлено специально разработанное и удобное в использовании программное обеспечение для IRT под названием «Анализ заданий и тестов» (Item and Test Analysis – IATA). <...> Книга 4 из серии «Национальная оценка учебных достижений» под редакцией Винсента Грини и Томаса Келлагана. <...> Дизайн обложки: Naylor Design (Вашингтон, федеральный округ Колумбия) Анализ заданий и тестов (IATA) © 2015 год. <...> WesVar является зарегистрированным товарным знаком компании Westat. <...> Выражение признательности Научные консультанты, переводчики, редакторы Издательской группы «Логос» выражают признательность Московскому представительству Международного банка реконструкции и развития, особенно Тиграну Шмису и Дмитрию Чугунову, за помощь и поддержку в подготовке и выпуске этой книги и всей серии книг «Национальная оценка учебных достижений». <...> БАЗА ДАННЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА 43 Сохранение файлов с CD-диска на ваш жесткий диск или сервер Инструментарий исследования Выборочные весовые коэффициенты Статистический пакет для социальных наук SPSS Статистический пакет для оценивания вариаций <...>
Анализ_данных_национальной_оценки_учебных_достижений.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Стр.13
Стр.14
Стр.15
Стр.16
Стр.17
Стр.330
Стр.331
Стр.332
Стр.333
Стр.334
Стр.335
Стр.336
Анализ_данных_национальной_оценки_учебных_достижений.pdf
Анализ данных национальной оценки учебных достижений Analyzing Data from a National Assessment of Educational Achievement
Стр.1
National Assessments of Educational Achievement VOLUME 4 Analyzing Data from a National Assessment of Educational Achievement Gerry Shiel Fernando Cartwright Vincent Greaney and Thomas Kellaghan, Series Editors
Стр.2
Национальная оценка учебных достижений Джерри Шил, Фернандо Картрайт Анализ данных национальной оценки учебных достижений Винсент Грини и Томас Келлаган, редакторы серии КНИГА 4 Москва Логос 2015
Стр.3
УДК 378 ББК 74.58 Ø58 Издание подготовлено при поддержке Международного банка реконструкции и развития в рамках Российской программы содействия образования в целях развития – READ (Russia Education Aid for Development) Перевод подготовлен по инициативе Центра международного сотрудничества по развитию образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Шил, Джерри Ш58 Анализ данных национальной оценки учебных достижений / Ä. Øèë, Ô. Êàðòðàéò; ðåä. серии Â. Ãðèíè, Ò. Êåëëàãàí; перевод с английского на русский язык под научной редакцией В.И. Звонникова и Ì.Á. Челышковой. – Ì.: Ëîãîñ, 2015. – 336 ñ. – (Национальная оценка учебных достижений) ISBN 978-5-98704-836-8 Показаны сложности и потенциал анализа данных, полученных в ходе проведения широкомасштабной национальной оценки. Рассмотрены вопросы генерации информации по тестовым заданиям и оценкам, установления связей между тестовыми оценками и образовательными и социальными факторами. Для того чтобы в полной мере раскрыть то, что сообщают данные о качестве, равенстве и иных аспектах достижений в системе образования, предлагается применять различные методики, содержащиеся в первой части книги. Во второй части книги описана основная аналитическая методика – современная теория тестирования (Item Response Theory – IRT). Представлено специально разработанное и удобное в использовании программное обеспечение для IRT под названием «Анализ заданий и тестов» (Item and Test Analysis – IATA). Для специалистов, участвующих в проведении национальной оценки учебных достижений обучающихся в средних и других учебных заведениях. В первую очередь представляет интерес для аналитиков, обеспечивающих интерпретацию данных оценки с целью дальнейшего обобщения для их практического использования в ходе решения задач развития и улучшения качества образования. Может использоваться при разработке инструментария проведения национальной оценки и обработки полученных данных. УДК 378 ББК 74.58 ISBN 978-5-98704-836-8 © Международный банк реконструкции и развития / Всемирный áàíê, 2015 © Ëîãîñ, 2015
Стр.4
1818 H Street NW Washington DC 20433 Òåëåôîí: 202-473-1000 Internet: www.worldbank.org Все права защищены 1 2 3 4 18 17 16 15 Книга подготовлена сотрудниками Всемирного банка при участии сторонних авторов. Представленные в книге факты, их трактовка и выводы не обязательно отражают точку зрения Всемирного банка, исполнительных директоров Всемирного банка или правительств государств, которые они представляют. Всемирный банк не гарантирует точности данных, приведенных в книге. Национальные границы, цвета, обозначения и прочая информация на картах, включенных в настоящее издание, не являются выражением мнения Всемирного банка относительно правового статуса какой-либо территории либо поддержки или признания границ. Информация, представленная в настоящей книге, не является и не должна считаться ограничением или отказом от льгот и привилегий Всемирного банка, и все такие льготы и привилегии в прямой форме сохраняются за Всемирным банком. Авторское право и разрешение на воспроизведение Настоящая книга предоставляется по лицензии Creative Commons Attribution 3.0 IGO (CC BY 3.0 IGO) http:// creativecommons.org/licenses/by/3.0/igo. При наличии лицензии Creative Commons Attribution вы вправе свободно копировать, распространять, передавать и адаптировать настоящую книгу, в том числе в коммерческих целях, с соблюдением следующих условий. Ссылка на источник – Ссылки на данную книгу должны быть оформлены в следующем формате: Джерри Шил и Фернандо Картрайт. 2015 год. Анализ данных национальной оценки учебных достижений. Книга 4 из серии «Национальная оценка учебных достижений» под редакцией Винсента Грини и Томаса Келлагана. Вашингтон, Федеральный округ Колумбия: Всемирный áàíê. doi:10.1596/978-0-8213-9583-7. Ëèöåíçèÿ: Creative Commons Attribution CC BY 3.0 IGO. Переводы – Если вы переводите данное издание, просим включать следующую оговорку со ссылкой на источник: «Настоящий перевод не был выполнен Всемирным банком и не должен рассматриваться как официальный перевод Всемирного банка. Всемирный банк не несет ответственность за содержание и любые неточности настоящего перевода». Адаптации – Если вы адаптируете данное издание, просим включать следующую оговорку со ссылкой на источник: «Настоящая работа является адаптацией оригинального издания Всемирного банка. Взгляды и мнения, выраженные в данной адаптации, являются единоличной ответственностью автора или авторов данной адаптированной работы, которые не подлежали одобрению Всемирным банком». Согласие третьих лиц – Всемирный банк не обязательно владеет каждым компонентом содержания настоящей книги. Соответственно, Всемирный банк не дает гарантий, что использование любого принадлежащего третьим лицам индивидуального компонента настоящей книги не нарушит прав таких третьих лиц. Вы единолично несете риск предъявления любых исков и претензий в результате такого нарушения. Если вы намерены повторно использовать какой-либо компонент настоящей работы, вы
Стр.5
отвечаете за установление необходимости получения разрешения у владельца авторских прав в отношении такого повторного использования, а также за получение такого разрешения. Примеры таких компонентов могут включать, в том числе, таблицы, показатели или рисунки. Все остальные запросы, связанные с получением прав и лицензий, необходимо направлять в отдел публикаций и просвещения Всемирного банка по àäðåñó: 1818 H Street NW, Washington DC 20433, USA; ôàêñ: 202-522-2625; адрес электронной ïî÷òû: pubrights@ worldbank.org. ISBN (ïå÷àòíûé âàðèàíò): 978-0-8213-9583-7 ISBN (электронная âåðñèÿ): 978-0-8213-9584-4 DOI: 10.1596/978-0-8213-9583-7 Данные каталогизации перед публикацией Библиотеки Конгресса были запрошены. Дизайн îáëîæêè: Naylor Design (Âàøèíãòîí, федеральный округ Êîëóìáèÿ) Анализ заданий и тестов (IATA) © 2015 год. Фернандо Картрайт. Использовано с разрешения. Для повторного использования требуется получение дополнительного разрешения. Microsoft, Access, Excel, Office, Windows и Word являются либо зарегистрированными товарными çíàêàìè, либо товарными знаками корпорации Microsoft Corporation в Соединенных Штатах Америки è/èëè иных ñòðàíàõ. SPSS является зарегистрированным товарным знаком компании IBM. WesVar является зарегистрированным товарным знаком компании Westat.
Стр.6
Выражение признательности Научные консультанты, переводчики, редакторы Издательской группы «Логос» выражают признательность Московскому представительству Международного банка реконструкции и развития, особенно Тиграну Шмису и Дмитрию Чугунову, за помощь и поддержку в подготовке и выпуске этой книги и всей серии книг «Национальная оценка учебных достижений». Мы благодарим В.А. Мау, ректора Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, В.А. Болотова, академика Российской академии образования, и И.Д. Фрумина, научного руководителя Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», которые направляли наши усилия на достижение целей, имеющих исключительное значение для реформирования российской системы образования. Высокой оценки заслуживает вклад Центра международного сотрудничества по развитию образования, выступившего инициатором перевода книг по оценке учебных достижений на русский язык.
Стр.7
Стр.8
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ ПРЕДИСЛОВИЕ ОБ АВТОРАХ И РЕДАКТОРАХ БЛАГОДАРНОСТИ СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ ВВЕДЕНИЕ Часть I Введение в статистический анализ данных национальной оценки Джерри Шил ГЛАВА 1. БАЗА ДАННЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА 43 Сохранение файлов с CD-диска на ваш жесткий диск или сервер Инструментарий исследования Выборочные весовые коэффициенты Статистический пакет для социальных наук SPSS Статистический пакет для оценивания вариаций WesVar 19 27 29 31 33 35 45 47 49 51 55
Стр.9
10 СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ДАННЫХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ SPSS Меры центральной тенденции Меры разброса Меры положения Меры формы распределения Исследование множества данных с использованием SPSS ГЛАВА 3. ВВЕДЕНИЕ В WESVAR Установка файла данных в WesVar Добавление подписей к переменным Вычисление показателей дескриптивной статистики в WesVar Расчет среднего балла и его стандартной ошибки Вычисление средних оценок и стандартных ошибок для подгрупп в генеральной совокупности ГЛАВА 4. СРАВНЕНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ДВУХ И БОЛЕЕ ГРУПП Поверка различия между двумя средними баллами Исследование различий между тремя и более средними баллами ГЛАВА 5. ВЫЯВЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ВЫСОКИМИ И НИЗКИ МИ ДОСТИЖЕНИЯМИ Приближенные баллы, соответствующие ключевым национальным процентильным рангам Оценка процента учащихся в подгруппах с использованием национальных процентильных рангов ГЛАВА 6. СВЯЗЬ МЕЖДУ ПЕРЕМЕННЫМИ: КОРРЕЛЯЦИЯ И РЕГРЕССИЯ Корреляция Регрессия Корреляция и причинно-следственная связь 57 58 58 59 60 62 71 71 72 73 79 82 85 85 91 99 99 105 111 111 119 135
Стр.10
СОДЕРЖАНИЕ 11 ГЛАВА 7. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГРАФИКОВ И ДИАГРАММ Диаграммы 139 140 Линейные графики с доверительными интервалами Графики для представления динамики показателей 146 149 ПРИЛОЖЕНИЕ I.A. АНАЛИЗ ДАННЫХ NAEA: СТРУКТУРА КАТАЛОГА ФАЙЛОВ 153 ПРИЛОЖЕНИЕ I.B. АНАЛИЗ ДАННЫХ NAEA: ПОДПАПКИ И ФАЙЛЫ ПРИЛОЖЕНИЕ I.C. ОТКРЫТИЕ ФАЙЛА SPSS В WESVAR Часть II Анализ заданий и тестов Фернандо Картрайт ГЛАВА 8. ВВЕДЕНИЕ В IATA Установка IATA Данные оценки Äàííûå, выдаваемые IATA Интерпретация результатов IATA Данные выборки Последовательности действий и интерфейсы анализа IATA Навигация по последовательностям действий в IATA 173 173 174 187 189 190 191 195 ГЛАВА 9. АНАЛИЗ ДАННЫХ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ПИЛОТНОГО ТЕСТА Этап 1: загрузка данных по ответам Этап 2: загрузка ключа ответов 197 199 201 155 161
Стр.11
12 СОДЕРЖАНИЕ Этап 3: анализ спецификаций Этап 4: анализ заданий Этап 5: размерность теста Этап 6: дифференцирующее функционирование заданий (DIF) Этап 7: анализ шкалы Этап 8: выбор тестовых заданий Этап 9: стандарты пороговых значений Этап 10: просмотр и сохранение результатов 202 206 217 224 231 235 241 241 ГЛАВА 10. ПРОВЕДЕНИЕ ПОЛНОГО АНАЛИЗА ДАННЫХ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ОКОНЧАТЕЛЬНОГО ТЕСТА 245 Этап 1: настройка параметров анализа Этап 2: основные результаты анализа Этап 3: анализ дифференцированного функционирования заданий Этап 4: шкалирование Этап 5: выбор тестовых заданий Этап 6: установление стандартов выполнения Этап 7: сохранение результатов ГЛАВА 11. АНАЛИЗ РОТИРУЕМЫХ БУКЛЕТОВ Этап 1: загрузка данных Этап 2: спецификации анализа Этап 3: результаты анализа заданий ГЛАВА 12. АНАЛИЗ ЗАДАНИЙ С ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ШКАЛОЙ БАЛЛОВ Этап 1: загрузка данных Этап 2: спецификации анализа Этап 3: результаты анализа заданий ГЛАВА 13. СРАВНЕНИЕ ОЦЕНОК Этап 1: настройка параметров анализа Этап 2: связывание общих заданий 246 248 248 250 256 258 267 269 269 271 272 275 275 277 278 283 285 289
Стр.12
СОДЕРЖАНИЕ 13 Этап 3: перешкалирование связанных результатов Этап 4: назначение стандартов выполнения 294 296 ГЛАВА 14. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ МЕТОДЫ IATA 301 Связывание данных задания Выбор оптимальных тестовых заданий 302 305 Разработка и назначение стандартов выполнения 308 Анализ данных по ответам с параметрами якорных заданий 312 ГЛАВА 15. КРАТКИЙ ОБЗОР ПОШАГОВЫХ ПРИМЕРОВ АНАЛИЗА IATA II.A. СОВРЕМЕННАЯ ТЕОРИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ТЕКСТОВЫЕ ВСТАВКИ 6.1. Переменные в стандартной регрессии УПРАЖНЕНИЯ 1.1. Проведение анализа для получения показателей описательной статистики в SPSS и сохранение файлов 2.1. Использование команды «Эксполаторный анализ» в SPSS для одной зависимой переменной (один уровень) 2.2. Использование команды «Эксполаторный анализ» в SPSS для одной зависимой переменной (более одного уровня) 3.1. Получение показателей описательной статистики в WesVar 3.2. Расчет среднего балла и его стандартной ошибки в WesVar 3.3. Расчет средних баллов и стандартных ошибок в WesVar для четырех регионов 4.1. Оценка различий между двумя средними баллами 4.2. Оценка и анализ различий между тремя и более средними баллами 5.1. Расчет национальных процентильных баллов 5.2. Расчет процентильных баллов по регионам 319 323 333 121 52 63 68 74 80 82 87 92 100 102
Стр.13
14 СОДЕРЖАНИЕ 5.3. Перекодировка переменной в процентильные категории с использованием WesVar 5.4. Расчет процента учащихся с баллом ниже ключевого порогового значения национального процентиля и стандартных ошибок по регионам 6.1. Построение диаграммы рассеивания в SPSS 6.2. Расчет коэффициента корреляции, национальный уровень 6.3. Проведение регрессионного анализа в WesVar с одной независимой переменной (непрерывной) 6.4. Проведение регрессионного анализа в WesVar с одной независимой переменной (дискретной) 6.5. Оценка коэффициентов корреляции 6.6. Проведение регрессионного анализа в WesVar более чем с одной независимой переменной 7.1. Построение столбиковой гистограммы для отображения результатов по уровням подготовки учащихся, национальные данные 7.2. Построение линейчатой диаграммы для отображения результатов по уровням подготовки учащихся, национальные данные 7.3. Графическое отображение 95-процентных доверительных интервалов для серии средних баллов 7.4. Представление динамики показателей на графике РИСУНКИ 2.1. Нормальное распределение, демонстрирующее стандартные отклонения 3.1. Добавление подписей к переменным в WesVar 6.1. Положительная и отрицательная корреляция 6.2. Линия регрессии и уравнение регрессии на диаграмме рассеяния I.C.1. Агрегирование данных в SPSS I.C.2. Введение переменных в файл SPSS I.C.3. Список доступных переменных в файле с данными WesVar I.C.4. Создание весовых коэффициентов в WesVar I.C.5. Репликационные весовые коэффициенты, созданные в WesVar 105 107 113 116 123 127 129 131 140 143 146 150 2.2. Примеры распределения с правосторонней, левосторонней асимметрией и отсутствием асимметрии 60 61 73 113 121 163 166 167 168 169
Стр.14
СОДЕРЖАНИЕ 15 8.1. Примеры корректного и некорректного форматирования данных 8.2. Изначальный выбор языка и опциональная регистрация в IATA 8.3. Главное меню IATA 8.4. Окно с инструкциями и кнопки навигации интерфейса задач в IATA 9.1. Последовательность действий «Анализ данных по ответам» 9.2. Интерфейс загрузки данных по ответам 9.3. Данные по заданиям для данных по ответам PILOT1 9.4. Анализ спецификаций для данных PILOT1 9.5. Результаты анализа заданий для данных PILOT1, MATHC1019 9.6. Результаты анализа заданий для данных PILOT1, MATHC1027 9.7. Результаты анализа заданий для данных PILOT1, MATHC1075 9.8. Результаты анализа заданий для данных PILOT1 после удаления MATHC1075 9.9. Размерность тестов и заданий для данных PILOT1, MATHC1019 9.10. Результаты оценки размерности задания для данных PILOT1, MATHC1035 9.11. Результаты оценки размерности задания для данных PILOT1, MATHC1002 9.12. Результаты анализа DIF для данных PILOT1 по гендерному ïðèçíàêó, MATHC1046 9.13. Результаты анализа DIF для данных PILOT1 по гендерному ïðèçíàêó, MATHC1035 9.14. Результаты анализа DIF для данных PILOT1 по гендерному ïðèçíàêó, MATHC1042 9.15. Результаты анализа DIF для данных PILOT1 по ÿçûêó, на котором учащиеся говорят äîìà, MATHC1006 9.16. Интерфейс анализа и установки шкалы 9.17. Результаты выбора заданий для данных PILOT1, 50 заданий 9.18. Результаты выбора заданий для данных PILOT1, 79 заданий 9.19. Просмотр результатов анализа данных для PILOT1 10.1. Спецификации анализа для данных CYCLE1 176 193 194 196 198 200 203 204 207 213 214 216 218 220 223 225 227 228 230 232 237 240 242 247
Стр.15
16 СОДЕРЖАНИЕ 10.2. Результаты анализа DIF для данных CYCLE1 по местонахождению øêîë, MATHC1043 10.3. Распределение уровней (IRT-áàëë) и тестовой информации, данные CYCLE1 10.4. Сравнение идеальной тестовой информации нормального распределения 10.5. Распределение и сводные статистические показатели для нового шкалированного балла (NAMscore), данные CYCLE1 10.6. Выбор çàäàíèÿ, данные CYCLE1 10.7. Интерфейс установленных по умолчанию стандартов выполнения, данные CYCLE1 10.8. Интерфейс стандартов выполнения, RP = 50 %, данные CYCLE1 10.9. Данные çàêëàäîê, RP = 50 %, данные CYCLE1 10.10. Интерфейс стандартов выполнения с установленными вручную пороговыми значениями, данные CYCLE1 11.1. Ответы ó÷àùèõñÿ, данные PILOT2 11.2. Спецификации анализа, ротируемые буклеты, данные PILOT2 11.3. Результаты анализа заданий, данные PILOT2, MATHC2003 12.1. Ключи ответов и метаданные, данные PILOT2 250 252 253 255 257 260 262 264 267 270 271 273 276 12.2. Спецификации анализа для ротируемых буклетов с заданиями с дифференцированной шкалой ответов, данные PILOT2 277 12.3. Результаты анализа заданий, данные PILOT2, MATHC2003 12.4. Функция ответов на задания с дифференцированной шкалой îòâåòîâ, данные CYCLE2, MATHSA001, оценка = 2 13.1. Последовательность действий анализа данных по ответам со связыванием 13.2. Справочные данные по заданиям из CYCLE1 для связи с данными CYCLE2 13.3. Результаты анализа заданий для данных CYCLE2, MATHSA005, оценка = 1 13.4. Результаты связывания общих заданий, CYCLE2 и CYCLE1 13.5. Результаты связывания общих заданий, CYCLE2 и CYCLE1, MATHC1052 13.6. Результаты тестов CYCLE2, выраженные по шкале CYCLE1 (NAMscore) 278 279 285 287 288 290 292 295 13.7. Определение стандартов выполнения, данные CYCLE2 298
Стр.16
СОДЕРЖАНИЕ 17 14.1. Выбор оптимальных тестовых заданий, данные CYCLE1 14.2. Данные по заданиям для CYCLE3 с параметрами якорных заданий 14.3. Результаты анализа заданий с параметрами якорных çàäàíèé, данные CYCLE3, MATHC2047 307 314 315 II.A.1. Распределения уровней подготовки для респондентов, ответивших верно, и респондентов, ответивших неверно на одно тестовое задание (легкость = 0,50, средний уровень подготовки верно ответивших респондентов = 0) II.A.2. Распределения уровней подготовки для респондентов, ответивших верно, и респондентов, ответивших неверно на одно тестовое задание (легкость = 0,50, средний уровень подготовки верно ответивших респондентов = 0,99) II.A.3. Распределения уровней подготовки для респондентов, ответивших верно, и респондентов, ответивших неверно на одно тестовое задание (легкость = 0,60, средний уровень подготовки верно ответивших респондентов = 0,40) ТАБЛИЦЫ 1.1. Тест по математике: распределение заданий по содержательным разделам и когнитивным процессам 1.2. Краткое описание анкет 5.1. Процентные доли учащихся с баллом ниже порогового значения национального 25-го процентиля по регионам 5.2. Процентные доли учащихся с баллом не ниже порогового значения национального 75-го процентиля по регионам 8.1. Переменные, генерируемые или используемые IATA для описания уровня подготовки и результатов выполнения теста учащегося 8.2. Переменные в файле с данными по заданиям 8.3. Раздел выборки файла с данными по заданиям 8.4. Раздел выборки файла с данными по заданиям для задания с дифференцированной шкалой ответов 8.5. Таблицы с äàííûìè, создаваемые IATA 8.6. Символы трафика в IATA и их значение 8.7. Задачи в IATA и последовательности äåéñòâèé, в которых они используются 9.1. Анализ дистракторов для задания MATHC1019 из данных PILOT1 326 327 329 48 49 110 110 181 183 184 186 188 189 195 210
Стр.17
330 АНАЛИЗ ЗАДАНИЙ И ТЕСТОВ такая шкала соответствовала шкале нормального распределения. Переменная theta представляет собой уровень подготовки учащегося. Такая же модель описывает задания с дифференцированными ответами, где P(u  x) представляет собой любой балл, больший или равный заданному частичному баллу x. В случае дифференцированных ответов каждый ненулевой балл будет иметь набор параметров. Хотя все параметры взаимодействуют для описания статистических свойств задания, параметр a преимущественно соответствует расстоянию между средними значениями распределений верно и неверно ответивших респондентов. Параметр b в основном соответствует степени легкости задания; а параметр c соответствует вероятности, с которой учащийся из распределения неверно ответивших будет ошибочно включен в распределение верно ответивших (например, учащийся угадал верный ответ). Так как процесс IRT является итеративным и вычислительно трудоемким, разные пакеты программного обеспечения могут выставлять немного отличающиеся друг от друга оценки и требовать разного количества времени на выполнение вычислений. Алгоритм оценивания IATA обычно является более устойчивым для выборок различных размеров и заметно быстрее, чем другие программы оценивания IRT. В то время как другие методы используют итеративные аппроксимирующие алгоритмы для выполнения этапа оценивания параметров задания, IATA вычисляет параметры задания алгебраически, используя следующие уравнения: a = –(μ* b = (μíåâåðíûé + μ* c = q/(q + qâåðíûé где p* = (1 – (1 – p)/(1 – c)); q* = q + qâåðíûé ; μ* верный = (–μневерный * (1 – p*))/p*; âåðíûé/(–1 + p* + p* μ* верный – (2*σ2 ), верный *LOG(q*/p*))/(μíåâåðíûé 2))/1,7(1 + q/(q + qâåðíûé + μ* )) âåðíûé))/2
Стр.330
СОВРЕМЕННАЯ ТЕОРИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ 331 2 = 1 – (p * μ* μверный верно; μневерный верный 2 + (q*)* μíåâåðíûé 2 + p * μ* верный + (q*)μíåâåðíûé ) ; = средний уровень подготовки учащихся, которые ответили = средний уровень подготовки учащихся, которые ответили = доля учащихся, которые не смогли ответить на вопрос, но угадали верный ответ (этот статистический показатель должен рассчитываться округлением нижней асимптоты эмпирической функции ответов на задание). Обратите внимание, что если параметр c ограничен значением ноль (а такое ограничение настоятельно рекомендуется вводить во множестве оценочных ситуаций), то q верный вычислять не нужно. неверно; p = доля учащихся, которые ответили верно; q = доля учащихся, которые ответили неверно; qверный Новые оценки параметров используются в каждом цикле вычислений для получения обновленных функций подготовки для каждого студента с помощью методов, описанных Бэйкером и Ким (Baker and Kim 2004). Хотя алгоритм все же требует проведения многих итеративных циклов для получения окончательной оценки, ошибкоустойчивость предшествующих уравнений на этапе оценивания параметров задания значительно снижает время вычисления и повышает стабильность расчетов. ПРИМЕЧАНИЕ 1. В IRT уровень подготовки учащегося описывается по шкале (часто называемой theta), аналогичной Z-балльной шкале: теоретический средний уровень подготовки равен 0, а стандартное отклонение равно 1. Большинство учащихся обычно имеют баллы между –2 и 2, и менее одного учащегося из тысячи будут иметь баллы меньше –3 (или больше 3).
Стр.331
Стр.332
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Anderson P. and G. Morgan. 2008. Developing Tests and Questionnaires for a National Assessment of Educational Achievement. Washington, DC: World Bank. Baker F.B. and S.-H. Kim. 2004. Item Response Theory: Parameter Estimation Techniques. 2nd ed. New York: Marcel Dekker. Bullock J.G., D.P. Green and S.E. Ha. 2010. “Yes, but What’s the Mechanism? (Don’t Expect an Easy Answer).” Journal of Personality and Social Psychology 98 (4): 550–58. Crocker L. and J. Algina. 2006. Introduction to Classical and Modern Test Theory. Pacifi c Grove, CA: Wadsworth. Cronbach L.J. 1970. “Test Validation.” In Educational Measurement, 2nd ed., edited by R.L. Thorndyke, 443–507. Washington, DC: American Council on Education. De Ayala R.J. 2009. The Theory and Practice of Item Response Theory. New York: Guilford Press. DeMars C. 2010. Item Response Theory. New York: Oxford University Press. Dumais J. and J.H. Gough. 2012a. “School Sampling and Methodology.” In Implementing a National Assessment of Educational Achievement, edited by V. Greaney and T. Kellaghan, 57–106. Washington, DC: World Bank.
Стр.333
334 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ––--–. 2012b. “Weighting, Estimating, and Sampling Error.” In Implementing a National Assessment of Educational Achievement, edited by V. Greaney and T. Kellaghan, 181–257. Washington, DC: World Bank. Fan X. 1998. “Item Response Theory and Classical Test Theory: An Empirical Comparison of Their Item/Person Statistics.” Educational and Psychological Measurement 58(3): 357–81. Freeman C. and K. O’Malley. 2012. “Data Preparation, Validation and Management.” In Implementing a National Assessment of Educational Achievement, edited by V. Greaney and T. Kellaghan, 107–79. Washington, DC: World Bank. Goldstein H. and R. Wood. 1989. “Five Decades of Item Response Modelling.” British Journal of Mathematical and Statistical Psychology 42 (2): 139–67. Greaney V. and T. Kellaghan. 2008. Assessing National Achievement Levels in Education. Washington, DC: World Bank. –––, eds. 2012. Implementing a National Assessment of Educational Achievement. Washington, DC: World Bank. Haladyna T.M. 2004. Developing and Validating Multiple-Choice Test Items. 3rd ed. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates. Hambleton R.K., H. Swaminathan and H.J. Rogers. 1991. Fundamentals of Item Response Theory. Newbury Park, CA: Sage. Hutcheson G. and N. Sofroniou. 1999. The Multivariate Social Scientist. London: Sage. Karantonis A. and S.G. Sireci. 2006. “The Bookmark Standard Setting Method: A Literature Review.” Educational Measurement: Issues and Practice 25 (1): 4–12. Kellaghan, T., and V. Greaney. 2001. Using Assessment to Improve the Quality of Education. Paris: United Nations Educational, Scientifi c, and Cultural Organisation, International Institute for Educational Planning. Kellaghan T., V. Greaney and T.S. Murray. 2009. Using the Results of a National Assessment of Educational Achievement. Washington, DC: World Bank.
Стр.334
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 335 Lord F.M. and M.R. Novick. 1968. Statistical Theories of Mental Test Scores. Reading, MA: Addison-Wesley. Martin M.O., I.V.S. Mullis and P. Foy (with J. F. Olson, E. Erberber, C. Prewschoff and J. Galia). 2008. TIMSS 2007 International Science Report: Findings from IEA’s Trends in International Mathematics and Science Study at the Fourth and Eighth Grades. Chestnut Hill, MA: TIMSS & PIRLS International Study Center, Boston College. Mislevy R.J. 1992. Linking Educational Assessments: Concepts, Issues, Methods, and Prospects. Princeton, NJ: Educational Testing Service. Mitzel H.C., D.M. Lewis, R.J. Patz and D.R. Green. 2001. “The Bookmark Procedure: Psychological Perspectives”. In Setting Performance Standards: Concepts, Methods, and Perspectives, edited by G. J. Cizek, 249–81. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates. OECD (Organization for Economic Co-operation and Development). 2007. PISA 2006: Science Competencies for Tomorrow’s World. Volume 1: Analysis. Paris: OECD. Raudenbush S.W. and A.S. Bryk. 2002. Hierarchical Linear Models: Applications and Data Analysis Methods, 2nd ed. Thousand Oaks, CA: Sage. Snijders T.A.B. and R.J. Bosker. 1999. Multilevel Analysis: An Introduction to Basic and Advanced Multilevel Modeling. Thousand Oaks, CA: Sage.
Стр.335
Научное издание Национальная оценка учебных достижений Шил Джерри Картрайт Фернандо АНАЛИЗ ДАННЫХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ Выпускающий редактор Ю.П. Голобокова Редакторы Ю.П. Голобокова, Д.А. Басипова Корректор А.А. Нотик Верстка и дизайн А.М. Моисеева Издательская группа «Логос» выражает благодарность руководству и сотрудникам Бюро переводов «Альба» за консультации и помощь в переводе и оформлении настоящего издания Подписано в печать 11.06.2015. Формат 70100/16, Печать офсетная. Бумага офсетная. 21 печ. л. Тираж 1000 ýêç. Заказ Издательская группа «Логос» 111024, ã. Ìîñêâà, óë. Авиамоторная, ä. 55, êîðï. 31, офис 305 Òåë. (495) 981–51–12; 955–78–30 Электронная ïî÷òà: universitas@mail.ru Дополнительная информация на ñàéòå: www.logosbook.ru
Стр.336