В ШКОЛАХ СОЗДАЮТСЯ АРХИТЕКТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ — ПО ИТОГАМ 2016 ГОДА ТАКИХ ШКОЛ БОЛЕЕ 10 ТЫСЯЧ (ИЗ ПУБЛИЧНОЙ ДЕКЛАРАЦИИ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ НА 2017 ГОД, http://минобрнауки.рф) НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 1-2 ОБРАЗО В номере: Сохранение и укрепление профессионального здоровья учителя Коммуникативные технологии — педагогу На пути к новому образу образования Бакалавр вместо учителя Воспитательная система маленькой сельской школы /2017 ИЗДА¨ТСЯ С 1803 ГОДА (¹ 1460) ИЗДА¨ТСЯ С 1803 ГОДА (№1460) Журнал основан имп. <...> Бесплатный звонок по России: 8-800-100-21-76 E-mail: narob@yandex.ru Журналы и книги издательства можно увидеть на сайте: www.narodnoe.org; www.narobraz.ruое образоваие При созаии журала используются лицезиоые проукты копаии Adobe Systems Inc. <...> Слободчиков На пути к новому образу образования В.М. Петруленков «Мы жив¸м так, как будто в стране нет деревень… <...> Дефундаментализация образования как разрушение конструктивной организации взаимодействия системы образования с другими социальными системами и институтами, ведущее к деградации системы образования, общества и личности. <...> Поташник К чему приводит гипертрофия образовательного надзора А.Б. Вифлеемский, Н.А. Шобонов Реализация принципа автономии образовательной организации и общественногосударственное управление образованием А.А. Дробот Управление персоналом образовательной организации в условиях внедрения профессиональных стандартов А.А. Печёркина, Р.Р. Муслумов Сохранение и укрепление профессионального здоровья учителя 105 Влияние работы на здоровье. <...> Последствия внедрения ЕГЭ — картины из жизни, вызывающие сожаление и отвращение. <...> Степнова, Д.С. Батарчук, Е.А. Батарчук Служба примирения: переговоры и решение конфликтов в образовательной среде 111 Опыт использования медиации в школах США, Великобритании, Австрии, Германии и других стран и адаптированного метода школьной медиации, учитывающий особенности российского образования, семейные <...>
Народное_образование_№1-2_2017.pdf
СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
В.И. Слободчиков
На пути к новому образу
образования
В.М. Петруленков
«Мы жив¸м так, как будто
в стране нет деревень…»
В.С. Аванесов
Модернизация образования
в России: ключевые проблемы
и пути их решения
Л. Перлов
Бакалавр вместо Учителя
Е.Б. Куркин
Образовательная политика—
технократический застой
А. Замостьянов
Памяти Нины Ивановны
Целищевой
Н.И. Целищева
Несколько страниц
из жизни журнала
46
Биография журнала «Народное образование»: взгляд журналиста и
редактора. История журнала на фоне истории российского просвещения
(подробнее в «Народное образование. Исторический альманах», 2000 г.).
2
9
Эволюция человека в антропогенезе. Процессы, происходящие
в образовании. Подмена парадигм. Потребность в новом идеале
образования.
15
Проблемы организации образовательного процесса в сельской
малокомплектной школе. Необходимость совместных действий органов
государственной власти в создании оптимальных условий для работы
учителя.
20
Дилемма контроля в образовании. Потребность в доверии педагогическому
сообществу. Бюрократизация, низкий уровень качества и эффективности
образования как вызовы современности. Потребность в новых учебниках
и пособиях. Проблема аттестационной процедуры. Возможность реальной
модернизации.
32
Исчезновение слова «учитель» из дипломов педагогических вузов. Игра
слов или непоправимое последствие, о котором придётся пожалеть?
35
Жернова истории. Трансформация советского образования. Выбор
в пользу технократического подхода в общем образовании. Новый запрос
на образование.
43
Народное образование 1-2’2017
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ
А.Ф. Поломошнов
Что происходит с российским
образованием?
53
Анализ проблемы фундаментальности российского образования. Баланс
общей ориентации и целей образования. Дефундаментализация образования
как разрушение конструктивной организации взаимодействия системы образования
с другими социальными системами и институтами, ведущее к деградации
системы образования, общества и личности. Четыре основных проявления
дефундаментализации современного российского образования...
В.М. Опалихин,
А.И.Кузнецов
Почему система А.С.Макаренко
не реализуется?
67
Мифологемы системы Антона Семёновича Макаренко. Развенчивание
мифов.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
М.М. Поташник
К чему приводит
гипертрофия
образовательного надзора
А.Б. Вифлеемский,
Н.А. Шобонов
Реализация принципа
автономии образовательной
организации и общественногосударственное
управление
образованием
А.А. Дробот
Управление персоналом
образовательной организации
в условиях внедрения
профессиональных стандартов
А.А. Печёркина,
Р.Р. Муслумов
Сохранение и укрепление
профессионального
здоровья учителя
105
Влияние работы на здоровье. Организация сохранения и укрепления
профессионального здоровья. Рекомендации руководителям.
77
Надзор как непедагогическая категория. Последствия внедрения ЕГЭ —
картины из жизни, вызывающие сожаление и отвращение. Попытка
проанализировать роль государственных органов в управлении качеством
образования.
88
Автономия в Законе «Об образовании» и реальная автономия школ.
Зависимость образовательных организаций от учредителя. Свобода
организаций, судебная практика.
98
Внедрение профессиональных стандартов и изменение профессиональной
деятельности директора. Управление людьми в контексте определения
содержания профессиональной деятельности.
3
Народное образование 1-2’2017
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Л.А. Степнова,
Д.С. Батарчук,
Е.А. Батарчук
Служба примирения:
переговоры
и решение конфликтов
в образовательной среде
111
Опыт использования медиации в школах США, Великобритании,
Австрии, Германии и других стран и адаптированного метода школьной
медиации, учитывающий особенности российского образования, семейные
отношения и социокультурные условия.
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ
Е.И. Николаева
Обучение с «двойной
исключительностью»
121
Трудности работы с детьми в начальной школе. «Двойная
исключительность» — характеристика ребёнка исключительно
талантливого в одной сфере и исключительно плохо обучающегося
в другой. Некоторые причины неуспешности в обучении чтению
и письму. Методы, позволяющие помочь ребёнку преодолеть трудности,
обусловленные спецификой развития его мозга.
А.Ф. Лисин
Хаос открытой базы заданий
ЕГЭ — что она да¸т ученику?
На примере предметной
области «химия»
А.Ю. Пентин,
Н.А. Заграничная,
Л.А. Паршутина
Формирование и диагностика
естественнонаучной грамотности:
комплексные межпредметные
задания с химической
составляющей
Д.Н. Райко
Как эффективно
спроектировать урок истории:
от подобия к социальному
прогнозированию
А.А. Мурашов
Коммуникативные
технологии — учителю
144
Мышление по аналогии. Сравнение персоналий, событий, явлений.
Выявление локальных цивилизационных исторических закономерностей.
Интерпретация происходящих социальных явлений.
150
Коммуникативное мастерство учителя. Разные виды диалога.
Интерактивность школьного занятия. Риторическая личность.
129
Организация информационной поддержки при подготовке учащихся
к ЕГЭ. Потребность в организации информационной поддержки
школьников при подготовке к ЕГЭ.
136
Исследование естественнонаучной грамотности учащихся.
Сформированность умений. Пробелы обучения и их устранение.
4
Народное образование 1-2’2017
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ
Т.В. Дьячкова,
Н.В. Зарниченко
Волонт¸рское движение
подростков как средство
противостояния асоциальным
группировкам
М.П. Гурьянова
Дом русского языка
и культуры как новый
социокультурный объект
по месту жительства
157
На примере реализации программы деятельности волонтёрского отряда
«Союз неравнодушных» раскрывается воспитательный потенциал
волонтёрства.
163
Идея создания «Дома русского языка и культуры» как нового социокультурного
объекта по месту жительства. Её реализация направлена на активизацию
социально-воспитательной работы с детьми и молодёжью, семьями
в пространстве места жительства с целью совершенствования культуры
русского языка как государственного, как языка национального и межнационального
общения, как средства развития познавательной, интеллектуальной,
коммуникативной культуры российских детей и подростков.
Н.А. Просветова,
Г.Н. Исполинова
Воспитательная система
маленькой сельской школы
А.Н. Никульников
Педагогические условия
формирования
профессиональной
компетентности вожатого
детского оздоровительного
лагеря
170
Сельская школа — основной очаг культуры на селе. Предпосылки
становления и развития воспитательной системы. Творчество педагогов
и детей.
175
Условия формирования компетентности вожатого детского оздоровительного
лагеря. Два уровня необходимых условий системы отдыха и оздоровления
детей: педагогические и социальные. Комплексная подготовка
по обеспечению безопасности нахождения детей в детском оздоровительном
лагере, организация методического обеспечения его деятельности,
использование активных методов подготовки, организация психолого-педагогического
сопровождения и рефлексия совместной деятельности
вожатого и ребёнка в детском оздоровительном лагере.
ЖИЗНЬ В ПРОФЕССИИ
С.С. Невская
Януш Корчак —
учитель учителей
181
Влияние работ Я. Корчака на европейское образование. Идеи и смыслы.
5
Народное образование 1-2’2017
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ
О.Н. Кантур
Гуманизм К.А. Москаленко
как смысл обучения
и воспитания школьников
(ê 100-ëåòíåìó юбилею
педагога-новатора)
191
Педагогическое наследие К.А. Москаленко. Разработанные учёным,
педагогом-новатором в 60-е годы XX века гуманистические идеи
и педагогическая система сохраняют свою актуальность, так как
способствуют решению проблем обучения и воспитания современных
школьников с позиции гуманистического подхода.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ИММУНИТЕТ
А.А. Смирнова,
Е.С. Синогина
Влияние компьютера и сети
Интернет на физическое
и психическое здоровье
школьников
199
Массовое увлечение школьников различными техническими новинками.
Риски и безопасность в Интернете.
Стр.7