Специальный раздел посвящен проблемам личности в образовательных моделях, где представлены современные концепции и стратегии образования, развивающиеся педагогические технологии и основы проектирования учебновоспитательных ситуаций. <...> Он способен с предельным погружением войти в сферу собственных мыслей и критически воспринять ее. <...> Человек может рассуждать, познавать, оценивать, выстраивать логически стройную последовательность умозаключений. <...> Что толку, если заветы прошлого живы, но мы не хотим затратить собственного труда, чтобы изучить то, что знали наши предшественники. <...> Рассуждая о воспитании, русский философ, публицист В.С. Соловьев (1853—1900) пишет одновременно о том, что выражает суть человека как существа: Высшая, безусловная нравственность также обязывает настоящее поколение передать новому двоякое наследие; во-первых, все положительное, что добыто прошедшим человечества, все результаты исторического сбережения, а во-вторых, способность и готовность воспользоваться этим основным капиталом для общего блага, для нового приближения к высшей цели2. <...> Античность дала фактическое обоснование тому, чем мы можем быть в качестве людей Запада, — пишет Ясперс. <...> Огромную роль воспитанию придавал немецкий философ Иммануил Кант (1724—1804). <...> Именно «в воспитании кроется великая 1 Ясперс К. <...> В этом значении философская антропология противостоит традиционным сферам философского знания — онтологии (учении о бытии), логике, теории познания, истории философии, этике, эстетике, натурфилософии, социальной философии, философии истории. <...> Шелер (1874—1928) связывал образование со становлением человека и преображением общества. <...> Шелер задумывается об образовании как о глобальной проблеме. <...> Манхейм (1893—1947) также рассматривает образование в контексте огромных общественных перемен. <...> Манхейм вошел в историю социологии как один из наиболее продуктивных мыслителей, изучавших социальную природу знания. <...> В работе «Диагноз <...>
Психология_и_педагогика._Учебник._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник._(Серия_Учебники_профессора_П.С._Гуревича).pdf
УДК [159.922.7+371](075.8)
ББК 74.20ÿ73-1+88.8ÿ73-1
Ã95
Главный редактор издательства
кандидат юридических наук, доктор экономических наук Н.Д. Эриашвили
Гуревич, Павел Семенович.
Ã95
Ï.Ñ. Ãóðåâè÷. — Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, — 320 ñ. — (Ñåðèÿ
«Учебники профессора П.С. Гуревича».)
Психология и педагогика: учебник для студентов вузов /
2015.
ISBN 5-238-00904-6
Агентство CIP РГБ
Рассматриваемые основные положения психологии и педагогики дают новое
представление об этих дисциплинах, без которых невозможно воспитание
и образование человека. Подробно освещаются специфика чувственного и рационального
познания, общее и индивидуальное в психике учащегося. Специальный
раздел посвящен проблемам личности в образовательных моделях, где
представлены современные концепции и стратегии образования, развивающиеся
педагогические технологии и основы проектирования учебновоспитательных
ситуаций. Особое внимание уделяется организации образовательной
деятельности и управлению образовательными системами.
Для студентов вузов, а также всех интересующихся проблемами психологии
и педагогики.
ББК 74.20ÿ73-1+88.8ÿ73-1
ISBN 5-238-00904-6
© Ï.Ñ. Ãóðåâè÷, 2005
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2005
Воспроизведение всей книги или какой-либо ее части любыми
средствами или в какой-либо форме, в том числе в Интенетсети,
запрещается без письменного разрешения издательства
В оформлении учебника использованы рисунки из книги Г. Бидерманна
«Энциклопедия ñèìâîëîâ» (Ì.: Республика, 1996)
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОЗНАНИЕ
Тема 1. Необходимость изучения психологии и педагогики:
в поисках смысла
Тема 2. Объект и предмет психологии и педагогики
Тема 3. Способы приобретения психологических знаний
Тема 4. Постулаты и принципы построения психологической
реальности
3
13
14
33
53
63
РАЗДЕЛ II. ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ 77
Тема 5. Мотивационно-потребностная сфера человека
Тема 6. Чувственное познание
Тема 7. Рациональное познание
РАЗДЕЛ III. ОБЩЕЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ В ПСИХИКЕ
102
113
126
Тема 8. Целостное и парциальное описание психологии человека 127
Тема 9. Конституциональный уровень психики
РАЗДЕЛ IV. ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОДЕЛЯХ
Тема 11. Ценности и цели образования
Тема 12. Современные стратегии и модели образования
Тема 13. Развивающиеся педагогические технологии
Тема 14. Педагогика межличностных отношений
161
162
174
186
202
Тема 15. Основы проектирования учебно-воспитательных ситуаций 226
РАЗДЕЛ V. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 247
Тема 16. Сущность процесса обучения
Тема 17. Педагогический контроль и оценка качества образования 274
Тема 18. Управление образовательными системами
Заключение
248
303
315
141
Тема 10. Ролевой уровень поведения и его отражение в психике 149
78
320
Стр.321