Для профессионально-педагогических работников, а также аспирантов и научных работников, исследующих проблемы повышения квалификации. <...> Структура и содержание образовательных стандартов по профессиям и специальностям профессионального образования находятся в постоянно запаздывающем состоянии по отношению к требованиям, предъявляемым со стороны работодателей. <...> Это подтверждается рядом противоречий между: • современными потребностями личности, общества и государства в повышении квалификации трудовых кадров, а также его содержанием и отсутствием концепции целостной си3 стемы повышения квалификации, адекватно отражающей эти • требования; существующей системой повышения квалификации преподавателей высшей школы — одной из составляющих современной экономики в качестве базисной инфраструктуры постындустриального инновационного развития системы послевузовского образования — и отсутствием научного осмысления пози• ционирования этой подготовки в структуре данной системы; целесообразностью опережающего содержания повышения квалификации с опорой на компетентностный формат профессионального образования и недостаточно разработанными • методиками в данной сфере; возросшими требованиями к качеству повышения квалификации и неопределенными объемами, содержанием и методами диагностики профессиональных компетенций специалиста в контексте качества их сформированности в соответствии с согласованными требованиями работодателей и международ• ными стандартами; возрастанием роли повышения квалификации в подготовке кадров единой отраслевой направленности и отсутствием теории и практики возможных вариативных схем, векторов и ме• ханизмов ее организации; повышением многогранности и разнообразия направлений, форм и программ повышения квалификации преподавателей высшей школы и недостаточным уровнем диверсификации структурирования педагогической системы: от внутрифирменного <...>
Повышение_квалификации_преподавателей_высшей_школы._Монография._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник._Гриф_НИИ_образования_и_науки.pdf
УДК 378.126(470+571)(035.3)
ББК 74.58(2Ðîñ)
Ø79
Рецензент:
доктор педагогических наук, профессор В.А. Кальней
(зав. кафедрой психологии и педагогики РМАТ)
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили,
кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор,
лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
Шорникова, Наталья Юрьевна.
Ш79 Повышение квалификации преподавателей высшей
øêîëû: монография / Í.Þ. Шорникова. — Ì.: ЮНИТИДАНА:
Закон и ïðàâî, — 191 ñ.
2015.
ISBN 978-5-238-02198-0
Агентство CIP РГБ
Определена сущность формирования системы повышения квалификации
преподавателей высшей школы в компетентностном
формате, выявлены проблемы переподготовки кадров. Рассмотрена
стратегия развития системы повышения квалификации.
Для профессионально-педагогических работников, а также аспирантов
и научных работников, исследующих проблемы повышения квалификации.
ББК
74.58(2Ðîñ)
ISBN 978-5-238-02198-0
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2011
Принадлежит исключительное право на использование и распространение
издания (ÔÇ ¹ 94-ÔÇ от 21 июля 2005 ã.).
Воспроизведение всей книги или любой ее части любыми средствами или в
какой-либо форме, в том числе в интернет-сети, запрещается без письменного
разрешения издательства.
© Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2011
Стр.3
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Становление системы повышения квалификации
преподавателей высшей школы: состояние,
содержание и анализ тенденций развития
1.1. Диалектика развития системы повышения
квалификации преподавателей высшей школы в России
1.2. Профессиональные компетенции преподавателей
высшей школы как социально-педагогический феномен
1.3. Тенденции развития системы повышения педагогической
квалификации преподавателей высшей школы
Глава 2. Теоретическое обоснование и разработка
концепции программно-целевого повышения
квалификации преподавателей высшей школы
в компетентностном формате образовательного
стандарта
2.1. Обоснование применения программно-целевого
подхода к формированию системы повышения
квалификации преподавателей высшей школы
2.2. Выбор приоритетов в процессе проектирования
педагогической системы повышения квалификации
в компетентностном формате образовательного
стандарта
6
6
20
45
51
51
61
2.3. Внешние и внутренние факторы программно-целевого
повышения квалификации преподавателей высшей
школы 72
2.4. Принципы повышения педагогической квалификации
преподавателей высшей школы
2.5. Основные положения концепции повышения
квалификации преподавателей высшей школы
в компетентностном формате образовательного
стандарта
81
84
191
Стр.192
Глава 3. Стратегические проблемы и технология
интенсификации системы повышения
квалификации преподавателей высшей школы
в компетентностном формате образовательного
стандарта 91
3.1. Стратегия развития системы повышения квалификации
преподавателей высшей школы и основные проблемы
ее совершенствования
3.2. Социально-квалификационные требования к уровню
профессиональных компетенций преподавателей высшей
школы
3.3. Технология управления качеством повышения
квалификации преподавателей высшей школы
в компетентностном формате образовательного
стандарта
3.4. Кластерно-сетевая организация повышения
квалификации и переподготовки кадров в системе
«наука—образование—производство»
как инновационная технология
Глава 4. Реализация концепции системного
программно-целевого повышения квалификации
преподавателей высшей школы
в компетентностном формате образовательного
стандарта
4.1. Организационная модель программно-целевого
повышения квалификации преподавателей высшей
школы в компетентностном формате образовательного
стандарта
4.2. Методы интенсификации процесса повышения
квалификации преподавателей высшей школы
4.3. Опытно-экспериментальная проверка концепции
эффективного функционирования системы повышения
квалификации преподавателей высшей школы
Заключение
Библиографический список
91
108
124
147
156
156
164
179
185
187
192
Стр.193