. . . . 18 1.3 Языковая и метаязыковая способность как чувственный и осознанный уровни познания звуковых и структурных составляющих родного языка . <...> Становление слоговой структуры слова в онтогенезе . <...> . . . . . . . . . . . 64 3.2 Овладение слоговой структурой слова дошкольниками с алалией, с минимальными проявлениями алалии, со стертой дизартрией . <...> . 74 3.2.2 Проговаривание слов различной слоговой сложности дошкольниками с алалией . <...> . . 78 3.2.3 Восприятие структурных и ритмических характеристик слова детьми с минимальными проявлениями алалии . <...> . 84 3.2.4 Проговаривание слов различной слоговой сложности детьми с минимальными проявлениями алалии . <...> . . . . . . . . . . . . . . . . 86 СОДЕРЖАНИЕ 3.2.5 Восприятие структурных и ритмических характеристик слова детьми с минимальными проявлениями дизартрии . <...> . . . . . . . . . . . . . . 95 4.1 Оптико-пространственная ориентация, динамическая и темпо-ритмическая организация серийных движений и действий как предпосылки усвоения слоговой структуры слова . <...> . . . . . . . . . . . . . . . 129 4.2.3 Состояние процессов, значимых для становления слоговой структуры слова, у дошкольников с минимальными проявлениями дизартрии . <...> . . . . 141 5.2 Развитие моторных функций: пространственной организации и сложных параметров серийных движений и действий . <...> . . . 180 Обследование возможностей динамической и ритмической организации серийных движений и действий . <...> . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186 5 Монография посвящается нашему учителю Ольге Алексеевне Токаревой 6 ВВЕДЕНИЕ Искажения слогового состава слов родного языка являются одним из показателей наличия у ребенка общего недоразвития речи. <...> Становится очевидной необходимость поиска новых путей логопедического воздействия, позволяющих оптимизировать процесс коррекции и расширить спектр традиционных подходов к устранению недостатков слогового оформления слов и собственно к рассмотрению феномена «слоговая структура слова». <...> Практическая значимость определяется возможностью использования <...>
Структурно-слоговая_организация_речи_дошкольников_онтогенез_и_дизонтогенез_Монография.pdf
УДК 372
ББК 74.300р4 8
Б125
Рецензенты:
Л. И. Белякова, доктор медицинских наук, профессор,
А. А. Алмазова, кандидат педагогических наук, доцент
Б125 Бабина Г. В., Шарипова Н. Ю. Структурно-слоговая
организация речи дошкольников: онтогенез и дизонтогенез:
Монография. – М.: Прометей, 2013. – 192 с.
Монография посвящена рассмотрению вопросов структурной
организации слов у дошкольников с нормальной и нарушенной
речевой деятельностью. Представлены данные о
специфических показателях несформированности слоговой
структуры слова у детей с различными формами речевых нарушений
и с разной степенью их проявлений. Выявлена взаимозависимость
трудностей восприятия и реализации структуры
слова. Проанализированы механизмы, лежащие в основе
становления слоговой структуры слова, и охарактеризовано
их состояние у дошкольников с различными формами речевой
патологии. Представлены материалы исследования базовых
неречевых процессов, значимых для формирования слоговой
структуры слова у детей. Предложены основные направления
коррекционной работы.
Издание адресовано научным работникам, преподавателям,
аспирантам и студентам дефектологических, филологических
факультетов и факультетов дошкольной педагогики и
психологии, а также учителям-логопедам и педагогам специального
образования.
ISВN 978-5-7042-2463-1
© Г. В. Бабина, Н. Ю Шарипова, 2013
© Издательство «Прометей», 2013
Стр.2
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Глава 1. Теоретический аспект исследования
проблем восприятия и проговаривания
лексических единиц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.1 Теория слога: устоявшееся и дискуссионное . . . . . . 9
1.2 Восприятие и произнесение слова
как совокупности структурных элементов . . . . . 18
1.3 Языковая и метаязыковая способность как
чувственный и осознанный уровни познания
звуковых и структурных составляющих
родного языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
1.4 Механизмы становления слоговой
структуры слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Глава 2. Становление слоговой структуры
слова в онтогенезе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
Глава 3. Особенности слоговой структуры
слова у детей с речевыми нарушениями . . . 64
3.1 Трактовка нарушений слоговой структуры слова
в логопедических исследованиях . . . . . . . . . . . . 64
3.2 Овладение слоговой структурой слова
дошкольниками с алалией, с минимальными
проявлениями алалии, со стертой дизартрией . 73
3.2.1 Восприятие структурных и ритмических
характеристик слова у детей с алалией . . 74
3.2.2 Проговаривание слов различной слоговой
сложности дошкольниками с алалией . . . 78
3.2.3 Восприятие структурных и ритмических
характеристик слова детьми с
минимальными проявлениями алалии . . 84
3.2.4 Проговаривание слов различной слоговой
сложности детьми с минимальными
проявлениями алалии . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
3.2.5 Восприятие структурных и ритмических
характеристик слова детьми с
минимальными проявлениями
дизартрии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
3.2.6 Проговаривание слов различной слоговой
сложности детьми с минимальными
проявлениями дизартрии . . . . . . . . . . . . . . 91
Глава 4. Теоретические и практические аспекты
исследования предпосылок становления
слоговой структуры слова . . . . . . . . . . . . . . . 95
4.1 Оптико-пространственная ориентация,
динамическая и темпо-ритмическая организация
серийных движений и действий как предпосылки
усвоения слоговой структуры слова . . . . . . . . . . 95
4.2 Состояние процессов, значимых для становления
слоговой структуры слова, у дошкольников с
нарушениями речевого развития . . . . . . . . . . . 124
4.2.1 Состояние процессов, значимых для
становления слоговой структуры слова,
у дошкольников с алалией . . . . . . . . . . . . 124
4.2.2 Состояние процессов, значимых для
становления слоговой структуры слова,
у дошкольников с минимальными
проявлениями алалии . . . . . . . . . . . . . . . . 129
4.2.3 Состояние процессов, значимых для
становления слоговой структуры слова,
у дошкольников с минимальными
проявлениями дизартрии . . . . . . . . . . . . . 133
Глава 5. Основные направления формирования
слоговой структуры слова . . . . . . . . . . . . . . 138
5.1 Формирование пространственных представлений
и оптико-пространственной ориентации . . . . . 141
5.2 Развитие моторных функций: пространственной
организации и сложных параметров серийных
движений и действий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
5.3 Формирование слоговой структуры слова
(восприятие и проговаривание лексических
единиц) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152
Приложение. Методика обследования слоговой
структуры слова и предпосылок ее
формирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
Обследование произношения слов различной
структурной сложности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175
Обследование восприятия лексических единиц . . . . 180
Обследование возможностей динамической
и ритмической организации серийных
движений и действий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184
Обследование состояния оптико-пространственной
ориентации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186
5
Стр.5