Ю.В. Байковский ПСИХОДИНАМИКА, КАК ФАКТОР ВЫЖИВАЕМОСТИ МАЛОЙ ГРУППЫ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ГОРНОЙ СРЕДЫ Монография ТВТ Дивизион Москва 2015 УДК 796.01.159.9 Б 47 Р е ц е н з е н ты: Блеер А.Н. – профессор, доктор педагогических наук, член-кор. <...> РАО, заслуженный тренер России, заведующий кафедрой теории и методики прикладных видов спорта и экстремальной деятельности, ректор РГУФКСиТ Капитанов О.В. – инструктор альпинизма I категории, МС, многократный чемпион СССР и России по альпинизму, заслуженный тренер Республики Таджикистан, президент Федерации альпинизма Санкт-Петербурга Б 47 Байковский, Ю. В. Психодинамика, как фактор выживаемости малой группы в экстремальных условиях горной среды: Монография / Ю.В. Байковский. <...> Монография рассчитана на спортсменов и тренеров, специализирующихся в горных видах спорта (альпинизме, скалолазании, ледолазании, спелеологии, фрирайде, ски-альпинизме, бейсклаймбинге, горном туризме), а также специалистов силовых структур и подразделений МЧС. <...> Специфические особенности деятельности альпинистских групп высокой квалификации . <...> Стратегия и методические подходы разрешения внутригрупповых конфликтов . <...> Методы воздействия тренера на членов контактной группы и методы психорегуляции внутригрупповых конфликтов . <...> ВЫЖИВАЕМОСТЬ ГРУППЫ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ГОРНОЙ СРЕДЫ . <...> Динамика психологической надежности альпинистских групп во время совершения восхождения . <...> МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ В ГРУППЕ (ПО ШКАЛЕ ФИДЛЕРА). <...> ИГРОВЫЕ ФОРМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ТРЕНЕРА НА СПОРТСМЕНА . <...> На психодинамику группы оказывают влияние как внешние факторы (объективные опасности горной среды), так и внутренние социально-психологические факторы (социально-демографисческий состав группы, особенности взаимоотношений между партнерами по группе, отношения с социальным окружением и др.) <...> . Целью нашего исследования является изучение психодинамики групп действующих в экстремальных условиях <...>
Психодинамика,_как_фактор_выживаемости_малой_группы_в_экстремальных_условиях_горной_среды.pdf
УДК 796.01.159.9
Б 47
Р е ц е н з е н т ы :
Блеер А.Н. – профессор, доктор педагогических наук, член-кор. РАО, заслуженный
тренер России, заведующий кафедрой теории и методики прикладных видов спорта и
экстремальной деятельности, ректор РГУФКСиТ
Капитанов О.В. – инструктор альпинизма I категории, МС, многократный чемпион
СССР и России по альпинизму, заслуженный тренер Республики Таджикистан,
президент Федерации альпинизма Санкт-Петербурга
Б 47
Байковский, Ю. В.
Психодинамика, как фактор выживаемости малой группы
в экстремальных условиях горной среды: Монография /
Ю.В. Байковский. – М.: ТВТ Дивизион, «Вертикаль», 2019. – 262 с.
ISBN 978-5-98724-077-9
В монографии рассматриваются основные психологические принципы
функционирования малой группы, действующей в экстремальных
условиях горной среды, и механизмы обеспечивающие ее надежность
и успешность. В основу работы легли материалы многолетних
исследований высококвалифицированных команд альпинистов и
практический опыт работы автора с различными группами.
Монография рассчитана на спортсменов и тренеров, специализирующихся
в горных видах спорта (альпинизме, скалолазании, ледолазании,
спелеологии, фрирайде, ски-альпинизме, бейсклаймбинге,
горном туризме), а также специалистов силовых структур и подразделений
МЧС.
УДК 796.01.159.9
© Ю.В. Байковский, 2010, 2019
ISBN 978-5-98724-077-9
© Оформление ТВТ Дивизион, 2010, 2019
Стр.2
О Г Л А В Л Е Н И Е
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................... 7
Глава I. ПСИХОДИНАМИКА МАЛОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ ..... 11
1.1. ПЕРВЫЙ ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЙ БЛОК.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЩИЕ НА ПСИХОДИНАМИКУ
ГРУППЫ .................................................................................. 16
1.1.1. Объективные опасности горной среды .......................... 16
1.1.2. Индивидуальные особенности членов группы .............. 18
1.1.3. Особенности спортивной команды ................................ 19
1.1.4. Специфические особенности деятельности
альпинистских групп высокой квалификации ........................ 20
1.2. ВТОРОЙ ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЙ БЛОК.
ВНУТРИГРУППОВЫЕ ПРОЦЕССЫ ..................................... 22
1.2.1. Процессы руководства и лидерства ................................ 23
1.2.2. Процессы совместимости и сработанности ................... 33
1.2.3. Коммуникативные процессы
(процессы обмена информацией) ............................................ 39
1.2.4. Процессы ценностного обмена ...................................... 44
1.2.5. Процессы ролевого обмена («ролевая игра») ................. 45
1.2.6. Процессы группового давления ...................................... 46
1.3. ТРЕТИЙ ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЙ БЛОК.
ЭЛЕМЕНТЫ ЕДИНОЙ СТРУКТУРЫ ГРУППЫ.
ПОДСТРУКТУРЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ........................ 51
1.3.1. Официальная структура взаимоотношений ................... 52
1.3.2. Неофициальная структура взаимоотношений .............. 54
1.3.3. Коммуникативная структура взаимоотношений ........... 57
1.3.4. Ролевая структура взаимоотношений в группе .............. 60
1.4. ЧЕТВЕРТЫЙ ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЙ БЛОК.
ЦЕЛОСТНАЯ СТРУКТУРА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
В МАЛОЙ ГРУППЕ ................................................................. 63
3
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.5. ПЯТЫЙ ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЙ БЛОК.
ГРУППОВЫЕ КАЧЕСТВА....................................................... 66
1.5.1. Сплоченность – разобщенность ..................................... 67
1.5.2. Надежность – аварийность ............................................. 68
1.5.3. Самостоятельность-зависимость .................................... 69
1.5.4. Решительность – нерешительность ............................... 69
1.5.5. Активность – пассивность .............................................. 70
Глава II. ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ФАКТОРОВ
НА ПСИХОДИНАМИКУ ГРУППЫ ..................................... 73
2.1. ВЛИЯНИЕ ВЕЛИЧИНЫ ГРУППЫ
НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ .................................................. 73
2.1.1. Общение партнеров в двойках ........................................ 74
2.1.2. Общение в группе из трех и более членов ...................... 74
2.1.3. Общение в многочисленных группах ............................. 76
2.2. ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
СПОРТСМЕНОВ НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
В ГРУППЕ ................................................................................ 79
2.2.1. Влияние половых различий
на взаимоотношения в группе ................................................. 79
2.2.2. Влияние квалификации, стажа, возраста,
официального статуса спортсменов ......................................... 82
2.2.3. Влияние личностных особенностей спортсменов ......... 83
2.2.4. Влияние уровня притязаний членов группы…………
2.3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ
В ГРУППЕ ПОД ДЕЙСТВИЕМ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ
ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ........................................... 87
2.3.1. Предстартовые состояния в спортивных группах .......... 87
2.3.2. Специфические состояния, переживаемые
спортсменами и группой во время восхождения .................... 90
2.3.3. Состояния психической
напряженности и стресса ......................................................... 93
2.3.4. Состояние ожидания ....................................................... 95
2.3.5. Состояния тревоги и страха ............................................ 95
4
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ
2.3.6. Состояние аффекта ......................................................... 98
2.3.7. Состояние паники ......................................................... 100
2.3.8. Состояние эйфории ...................................................... 103
2.3.9. Феномены эмоционального заражения
и внушения ............................................................................. 105
Глава III. ОСОБЕНОСТИ ПСИХОДИНАМИКИ ГРУППЫ,
ДЕЙСТВУЮЩЕЙ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
ГОРНОЙ СРЕДЫ ................................................................111
3.1. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОДИНАМИКА ГРУППЫ.
СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ МАЛОЙ ГРУППЫ ................111
3.1.1. Закономерности возрастного развития группы ............116
3.2. ПСИХОДИНАМИКА ВНУТРИГРУППОВОГО
КОНФЛИКТА ..........................................................................118
3.2.1. Классификация конфликтов .........................................121
3.2.2. Стадии развития конфликта ......................................... 125
3.2.3. Внутригрупповые причины конфликтов ..................... 129
3.3. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ .......................................... 132
3.3.1. Стратегия и методические подходы разрешения
внутригрупповых конфликтов ............................................... 132
3.3.2. Методы воздействия тренера на членов контактной
группы и методы психорегуляции внутригрупповых
конфликтов ............................................................................. 134
3.3.3. Психопрофилактика конфликтов ................................ 150
3.3.4. Общение в системе «тренер – группа» ..........................169
3.3.5. Отрицательные явления во взаимоотношениях
между тренером и группой ......................................................171
3.4. ВЫЖИВАЕМОСТЬ ГРУППЫ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ
УСЛОВИЯХ ГОРНОЙ СРЕДЫ ............................................. 177
3.4.1. Внутригрупповые факторы выживаемости .................. 177
3.4.2. Динамика психологической надежности
альпинистских групп во время совершения
восхождения .............................................................................179
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................................................... 183
5
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава IV. ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. СОЦИОМЕТРИЯ. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ
СТРУКТУРЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ ......189
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ
В ГРУППЕ (ПО ШКАЛЕ ФИДЛЕРА)......................... 195
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. МЕТОДИКА ИЗМЕРЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
МЕЖДУ ТРЕНЕРОМ И СПОРТСМЕНОМ ...................197
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ
К ОДОБРЕНИЮ (МАРЛОУ-КРАУНА) .................... 201
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. МЕТОДИКА ИЗМЕРЕНИЯ САМООЦЕНКИ
ОТНОШЕНИЙ С ТРЕНЕРОМ .................................... 203
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. ИГРОВЫЕ ФОРМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ТРЕНЕРА
НА СПОРТСМЕНА ................................................... 215
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТА,
ТЕОРИЯ «ДЕВЯТИ СТУПЕНЕЙ ВНИЗ» ......................211
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. КАК ОКАЗЫВАТЬ ВЛИЯНИЕ НА ЛЮДЕЙ .............. 216
ПРИЛОЖЕНИЕ 9. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ ХАРАКТЕРИСТИКИ
НА ГРУППУ ............................................................ 219
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ ............. 223
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА .................................................... 249
ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ................... 256
6
Стр.6