Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Творчество А. и Б. Стругацких в контексте эстетических стратегий постмодернизма (190,00 руб.)

0   0
Первый авторМилославская Виктория Владимировна
Издательствоизд-во СКФУ
Страниц157
ID304152
АннотацияВзгляд на творчество одних из ярчайших представителей русской фантастики с позиций постмодернистской эстетики позволяет увидеть его новые грани и лучше понять такое сложное и неоднозначное явление, как постмодернизм. Монография адресована студентам, магистрам и преподавателям филологических факультетов, учителям русского языка и литературы, а также всем, кто интересуется вопросами теории и истории русской литературы.
Кому рекомендованоМонография адресована студентам, магистрам и преподавателям филологических факультетов, учителям русского языка и литературы, а также всем, кто интересуется вопросами теории и истории русской литературы.
ISBN978-5-88648-912-5
УДК82.091
ББК83.3
Милославская, В. В. Творчество А. и Б. Стругацких в контексте эстетических стратегий постмодернизма : монография / В. В. Милославская .— Ставрополь : изд-во СКФУ, 2014 .— 157 с. — Библиогр.: с. 138-155 .— ISBN 978-5-88648-912-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/304152 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Братья-соавторы Аркадий и Борис Стругацкие являются одними из ярчайших представителей отечественной фантастики. <...> Книги Стругацких выдержали множество изданий в России и за рубежом и до сих пор пользуются популярностью. <...> и другие в книгах «Время учеников» из серии «Миры братьев Стругацких» продолжают или переосмысливают сюжеты произведений Стругацких. <...> Творчество братьев Стругацких органично встраивается в постмодернистскую парадигму: мифологизм, интертекстуальность, ирония как одни из определяющих доминант постмодернистской поэтики в их произведениях 1960-х годов позволяют расширить художественное пространство текста и обеспечивают отображение постмодернистского постулата «Мир-как-Текст», отражающего его вариативность и незафиксированность. <...> Произведения Стругацких этого же периода являются экспериментальным воплощением постмодернистской картины мира, где полиреальность является одним из основных ее свойств (реальности не конкурируют, а взаимодополняют друг друга). <...> Усложнение структуры произведений за счет коллажности и дискретности повествования реализует многоуровневую организацию этих текстов, что способствует художественному воплощению постмодернистской картины мира, где граница между текстом и его интерпретацией стирается. <...> В романах братьев Стругацких 1970–1980-х годов интертекстуальность, автоинтертекстуальность и «стереоскопичность» создают своеобразные «информационные шумы», которые усложняют ассоциативно-символический подтекст и реализуют стратегию «двойного письма», благодаря которой текст обеспечивает возможность поливариантного прочтения, актуализируя заложенные в нем смыслы. <...> содержат в себе многие элементы, присущие постмодернистским художественным текстам, а также воплощают постмодернистскую картину мира, характеризующуюся, в первую очередь, дискретностью повествования, которая позволяет создать текст, основанный на противоречиях и диссонансах <...>
Творчество_А._и_Б._Стругацких_в_контексте_эстетических_стратегий_постмодернизма_.pdf
УДК 82.091 ББК 83.3(2Рос=Рус)6 М 60 Научный редактор д-р филол. наук, профессор Л. И. Бронская Милославская В. В. М 60 Творчество А. и Б. Стругацких в контексте эстетических стратегий постмодернизма: монография. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014. – 157 с. ISBN 978-5-88648-912-5 Взгляд на творчество одних из ярчайших представителей русской фантастики с позиций постмодернистской эстетики позволяет увидеть его новые грани и лучше понять такое сложное и неоднозначное явление, как постмодернизм. Монография адресована студентам, магистрам и преподавателям филологических факультетов, учителям русского языка и литературы, а также всем, кто интересуется вопросами теории и истории русской литературы. УДК 82.091 ББК 83.3(2Рос=Рус)6 Рецензенты: д-р филол. наук, профессор А. А. Серебряков, д-р филол. наук, профессор П. К. Чекалов ISBN 978-5-88648-912-5 © ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2014
Стр.2
Творчество А. и Б. Стругацких в контексте эстетических стратегий постмодернизма ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3 ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСТВО А. И Б. СТРУГАЦКИХ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФАНТАСТИКИ...................................6 1.1. Термин «фантастика» через призму литературоведческих дискуссий............................................................................................................6 1.2. Фантастика как одна из адекватных форм выражения философского мышления ХХ века.............................................................13 1.3. Новый тип фантастики братьев Стругацких в контексте развития советской фантастики..................................................................19 ГЛАВА 2. ПРОИЗВЕДЕНИЯ А. И Б. СТРУГАЦКИХ 1960-Х ГОДОВ КАК ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ КАРТИНЫ МИРА.....................................37 2.1. Формально-содержательные принципы эстетики постмодернизма. Постмодернистская картина мира............................37 2.2. Мифопоэтика, интертекстуальность, ирония как способ расширения художественного пространства сказки «Понедельник начинается в субботу»........................................................48 2.3. Повесть «Улитка на склоне»: сон как способ построения многоуровневой реальности........................................................................68 ГЛАВА 3. ПРОИЗВЕДЕНИЯ А. И Б. СТРУГАЦКИХ 1970–1980-Х ГОДОВ В КОНТЕКСТЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ ПОСТМОДЕРНИЗМА........................................................81 3.1. Роман «Град обреченный»: многоуровневое пространство текста.................................................................................................................81 3.2. Интертекстуальность, автоинтертекстуальность и «стереоскопичность» романа «Хромая судьба»: многоуровневость пространства текста, реализация принципа двойного письма........100 3.3. Дискретность повествования и многоуровневая организация романа А. и Б. Стругацких «Отягощенные Злом, или Сорок лет спустя»......................................................................................................117 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................135 ЛИТЕРАТУРА................................................................................................139 156
Стр.156