David Kushner MASTERS OF DOOM: How Two Guys Created an Empire and Transformed Pop Culture Random House Trade Paperbacks New York Дэвид Кушнер ВЛАСТЕЛИНЫ DOOM Как двое парней создали игровую индустрию и воспитали целое поколение геймеров Перевод с английского Ольги Терентьевой Москва «Манн, Иванов и Фербер» 2015 УДК УДК 004.7:304 ББК 60 К96 Н а у ч н ы й р е д а к т о р Владимир Шульпин Издано с разрешения Random House, an imprint of Random House, a division of Random House LLC и литературного агентства Nova Littera SIA На русском языке публикуется впервые Книга рекомендована к изданию Анатолием Ализаром Кушнер, Дэвид К96 Властелины Doom. <...> Поводом послужили 100 тыс. долларов, стоявшие на кону, — главный приз в чемпионате по компьютерной игре Quake III Arena, который проводила Cyberathlete Professional League, организация, надеявшаяся когда-нибудь стать своего рода Национальной футбольной лигой в киберпространстве. <...> Одна парочка гордо заявилась с новорожденным младенцем, одетым в самодельную пижаму с надписью Quake. <...> Они входят в число самых успешно продаваемых франшиз в этой индустрии, оцениваемой в 10,8 миллиона долларов, и заставляют американцев тратить больше денег на видеоигры, нежели на билеты в кино [2]. <...> Самыми одаренными и безумными среди них оказались соавторы DOOM и Quake Джон Кармак и Джон Ромеро, или, как их все называли, Два Джона. <...> Для нового поколения Кармак и Ромеро стали олицетворением «американской мечты»: оба — профессионалы, сделавшие себя сами и превратившие личное увлечение в большой бизнес, новую форму искусства, культурный феномен. <...> История их успеха сделала их самыми необычными антигероями как по мнению Fortune 500, так и по мнению компьютерных хакеров; их называли Ленноном и Маккартни видеоигр (хотя более лестным для них было бы, вероятно, сравнение с Metallica). <...> И вот теперь, спустя годы, прошедшие после разрыва, Кармаку и Ромеро предстояло вместе выйти к своим фанатам. <...> Они согласились рассказать о своих <...>
Властелины_Doom.pdf
УДК УДК 004.7:304
ББК 60
К96
Н а у ч н ы й р е д а к т о р Владимир Шульпин
Издано с разрешения Random House, an imprint of Random House,
a division of Random House LLC и литературного агентства Nova Littera SIA
На русском языке публикуется впервые
Книга рекомендована к изданию Анатолием Ализаром
Кушнер, Дэвид
К96 Властелины Doom. Как двое парней создали игровую индустрию и воспитали
целое поколение геймеров / Дэвид Кушнер ; пер. с англ. О. Терентьевой
; [науч. ред. В. Шульпин]. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2015. — 336 с.
ISBN 978-5-00057-372-3
История двух геймеров, программиста и дизайнера, понравится даже
тем, кто ничего не смыслит в компьютерных играх, потому что она
не только биографическая. Это бизнес-притча о компании, изменившей
целую индустрию. Она вызовет восторг у каждого геймера и не оставит
равнодушным того, кто интересуется индустрией развлечений.
УДК 004.7:304
ББК 60
Все права защищены.
Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена
в какой бы то ни было форме без письменного
разрешения владельцев авторских прав.
Правовую поддержку издательства обеспечивает
юридическая фирма «Вегас-Лекс»
ISBN 978-5-00057-372-3
© David Kushner, 2003
© Перевод на русский язык, издание на русском языке,
оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2015
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. Два Джона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
ГЛАВА 1. Рок-звезда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
ГЛАВА 2. Компьютерный гений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
ГЛАВА 3. Dangerous Dave с нарушением авторских прав . . . . 43
ГЛАВА 4. Деньги на пиццу. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
ГЛАВА 5. Гораздо веселее, чем сама жизнь . . . . . . . . . . . . . . . . 95
ГЛАВА 6. Зеленые и злые . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
ГЛАВА 7. Spear of Destiny . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129
ГЛАВА 8. Вызываем духов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151
ГЛАВА 9. Самая крутая игра . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169
ГЛАВА 10. Поколение DOOM. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 185
ГЛАВА 11. Quakes . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 209
ГЛАВА 12. Судный день . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 229
ГЛАВА 13. Смертельный бой. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 253
ГЛАВА 14. Кремниевое Аламо . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 273
ГЛАВА 15. Прямиком из DOOM . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 289
ГЛАВА 16. Виртуальные живые миры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 307
ЭПИЛОГ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 317
ПОСЛЕСЛОВИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 323
Стр.5