Московского университета Cерия 20 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕОБРАЗОВАНИЕ №3•2014 •ИЮЛЬ—СЕНТЯБРЬ Издательство Московского университета СОДЕРЖАНИЕ Актуальный вопрос Каплунович И.Я., Каплунович С.М., Ситников В.Л. <...> Конструирование образовательных ситуаций для студентов — ба калавров педагогики . <...> Остаточные химические знания выпускников средней школы . <...> Деятельностная теория учения: современное состояние и перспек тивы . <...> Гражданское образование в КНР в контексте развития гражданско го общества. <...> Development of the ideal selfeducation model . <...> №3 АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС ТЕОРИЯ, ТЕРМИНОЛОГИЯ И ЯЗЫК ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК И.Я. <...> Каплунович, С.М. Каплунович, В.Л. Ситников (Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Новгородский филиал); email: ikapl@mail.ru) Авторыобосновывают неэффективность и даже пагубность исполь зования в психологопедагогических науках бытового (житейского) языка и терминологии. <...> Показано, что в своей научности и строгости психологопедагоги ческиедисциплины немногим уступают математикеи физике. <...> Предла гается посредством построения жесткого алфавита понятий и изъяснения на адекватном терминологическом уровне поднять авторитет и престиж психологопедагогических дисциплин. <...> Могут ли психологопедагогические науки изъясняться терминологически строго? <...> С другой стороны, как нетрудно убедиться, большинство психологопедагогических дисциплин обладают всеми этими ха рактеристиками. <...> Не реализуем ли мы сами экспектации, порождающие пред ставления о “неточности” психологопедагогических дисциплин, употребляя в устной и письменной речи выражения “Я считаю”, “Мне кажется”, “По моему мнению”? <...> Сведения об авторах Каплунович Илья Яковлевич —кандидат психологических наук, доцент Рос сийской академии народного хозяйства и государственной службы при Прези дентеРФ(Новгородскийфилиал). <...> №3 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО <...>
_Вестник_Московского_университета._Серия_20._Педагогическое_образование_№3_2014.pdf
Московского
университета
Cерия 20
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕОБРАЗОВАНИЕ №3•2014 •ИЮЛЬ—СЕНТЯБРЬ
Издательство Московского университета
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальный вопрос
Каплунович И.Я., Каплунович С.М., Ситников В.Л. Теория, терминология и язык
психологопедагогических наук . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
Пономарев Р.Е. Типичные ошибки научных педагогических исследований . . . . . . 13
Педагогические размышления
Смирнов С.Д. Показатели интеллектуального потенциала студентов как предикто
ры успешности обучения в вузе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Рыблова А.Н. Методологические основы управленческой деятельности преподава
теля в системе высшего образования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Фокин Ю.Г. Целеполагание и объективизация результатов занятия при компетент
ностном задании. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Реалии педагогического образования
Баженова К.А. Конструирование образовательных ситуаций для студентов — ба
калавров педагогики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
Опыт практической педагогики
Лисичкин Г.В., Орлова С.И. Остаточные химические знания выпускников средней
школы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
Антоновский А.В., Балакшина Е.В. Профессиональная самоактуализация педагогов. . 92
События и годы
Степанова М.А. Деятельностная теория учения: современное состояние и перспек
тивы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
Слово мэтра
Ушинский К.Д. Деловые статейки: их значение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105
Голоса молодых
Калинина А.И. Разработка идеальной модели самообразования . . . . . . . . . . . . . 108
Чужая жизнь и берег дальний
Чжун Минхуа. Гражданское образование в КНР в контексте развития гражданско
го общества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
В перерывах между лекциями
Михайлов К.А. Философы тоже шутят . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
55
Выходит один раз в три месяца
Вестник
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Основан в ноябре 1946 г.
Стр.1
CONTENTS
Question of present interest
Kaplunovich I.Ya., Kaplunovich S.M., Sitnikov V.L. Theory, terminology and lan
guage of psychological and pedagogical sciences . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
Ponomarev R.E. Typical mistakes in science pedagogical research . . . . . . . . . . 13
Pedagogical Ideas
Smirnov S.D. Measures of students’ intellectual potential as predictors of success
in HEI studies . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Ryblova A.N. Methodological bases of teacher managerial activity in the system
of higher education . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Fokin Yu.G. Goal setting and objectification of the results of studies under the com
petence of reference . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
Reality of Pedagogical Education
Bazhenova K.A. The trial of educational situation design for students of undergra
duate course of pedagogy . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
Experience of Practical Pedagogics
Lisichkin G.V., Orlova S.I. Residue chemical knowledge of the secondary school
graduates. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
Antonovsky A.V., Balakshina E.V. Teachers professional selfactualization . . . . . 92
Events and years
Stepanova M.A. Activity theory of learning: current status and prospects . . . . . . . 99
The Word of Master
Ushinsky K.D. Little business articles: it importance . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105
The Voices of the Youth
Kalinina A.I. Development of the ideal selfeducation model . . . . . . . . . . . . . 108
Foreign Life and Distant Land
Zhong Minghua. Civil education in People’s Republic of China in the context of
civil society development. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
In the Interim Between Lectures
Mikhailov K.A. Philosophers are joking too . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
©Издательство Московского университета.
“Вестник Московского университета”, 2014
Стр.2
ВЕСТН.МОСК.УНТА.СЕР. 20.ПЕДАГОГИЧЕСКОЕОБРАЗОВАНИЕ. 2014.№3
АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС
ТЕОРИЯ, ТЕРМИНОЛОГИЯ И ЯЗЫК
ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК
И.Я. Каплунович, С.М. Каплунович, В.Л. Ситников
(Российская академия народного хозяйства и государственной
службы при Президенте РФ (Новгородский филиал);
email: ikapl@mail.ru)
Авторыобосновывают неэффективность и даже пагубность исполь
зования в психологопедагогических науках бытового (житейского) языка
и терминологии. Отрицается дифференциация наук на точные и неточ
ные.Показано, что в своей научности и строгости психологопедагоги
ческиедисциплины немногим уступают математикеи физике. Предла
гается посредством построения жесткого алфавита понятий и изъяснения
на адекватном терминологическом уровне поднять авторитет и престиж
психологопедагогических дисциплин.
Ключевые слова: терминологический уровень, точные науки, алфавит
понятий, житейские и научные понятия.
Дискуссию о научности педагогики и психологии приписы
вают К.Д. Ушинскому. Хотя невызывает сомнениетот факт, что
обсуждалась она задолго до него. Причин, порождающих сомне
ние в их научности, несколько. Внешне они порождены тем, что
практически каждый считает себя специалистом в обучении и
воспитании ужев силу того, что постоянно занимается этим
(в семье— супруг и дети, на работе— подчиненныеи коллеги).
А внутренние причины непроизвольно порождают сами предста
вители этих наук, постоянно “опускаясь” в своих обсуждениях
с научного на бытовой язык, понятия, терминологию, тем самым
действуя подобно той унтерофицерше, которая сама себя высек
ла. Если на внешние причины профессионалы вряд ли смогут
повлиять, то на внутренние — вполне реально. В обсуждении и
анализе этих возможностей мы и видели свою цель.
Отчасти использованиев психологопедагогических науках
бытовой, а ненаучной лексики было порождено ещечетыревека
назад Я.А. Коменским, а точнее, его дидактическим принципом
3
Стр.3