Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635212)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Моделирование профессионального образовательного пространства малого промышленного города (90,00 руб.)

0   0
Первый авторКачугина Татьяна Викторовна
ИздательствоКГТУ
Страниц16
ID292579
АннотацияПредставленная диссертационная работа посвящена разработке и обоснованию модели профессионального образовательного пространства, соответствующую потребностям современного малого промышленного города.
УДК37.01/.02
ББК74.00
Качугина, Т. В. Моделирование профессионального образовательного пространства малого промышленного города : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т. В. Качугина .— Казань : КГТУ, 2009 .— 16 с. — URL: https://rucont.ru/efd/292579 (дата обращения: 12.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

На правах рукописи КАЧУГИНА Татьяна Викторовна МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА МАЛОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА 13.00.08 – теория и методика профессионального образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Казань – 2009 Работа выполнена в ГОУ ВПО «Казанский государственный технологический университет» Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор Иванов Василий Григорьевич Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Нигматов Зямиль Газизович кандидат педагогических наук Красильникова Вера Александровна Ведущая организация ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования» Защита состоится «24» июня 2009г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.080.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального образования при ГОУ ВПО «Казанский государственный технологический университет» по адресу: 420015, РТ, г.Казань, ул. <...> Актуальной задачей государственной политики в области образования пространства, образовательного позволяющего является формирование на фоне единого процессов децентрализации сохранить федеральное единство. <...> Осознание необходимости сохранения и развития единого образовательного пространства России обуславливает процессы формирования муниципальных систем образования, в частности, малых городов. <...> Это связано с широким распространением (три четверти от общего числа поселений) малых городов на территории страны и их важной ролью в развитии социального, экономического и культурного благополучия общества. <...> Этот факт обусловлен историей возникновения промышленных городов, которые возводились вокруг одного - двух предприятий в эпоху социалистического строительства. <...> Что касается особой социальной роли малых промышленных городов, то они являются местом зарождения и воспитания <...>
Моделирование_профессионального_образовательного_пространства_малого_промышленного_города.pdf
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. Актуальной задачей государственной политики в области образования пространства, образовательного позволяющего является формирование на фоне единого процессов децентрализации сохранить федеральное единство. Осознание необходимости сохранения и развития единого образовательного пространства России обуславливает процессы формирования муниципальных систем образования, в частности, малых городов. Это связано с широким распространением (три четверти от общего числа поселений) малых городов на территории страны и их важной ролью в развитии социального, экономического и культурного благополучия общества. На их территории сосредоточено большое количество промышленных предприятий. Этот факт обусловлен историей возникновения промышленных городов, которые возводились вокруг одного - двух предприятий в эпоху социалистического строительства. В таких населенных пунктах и сейчас проживает до 25% городского населения страны. Что касается особой социальной роли малых промышленных городов, то они являются местом зарождения и воспитания будущего интеллектуального потенциала страны. Последние десятилетия стали серьезным экономическим испытанием для малых промышленных городов, хотя последовательная государственная политика внесла определенную стабильность в их развитие. Возникла перспектива социально-экономического благополучия, которое тесным образом взаимосвязано с развитием профессионального образования, обеспечивающим подготовку специалистов для территориального производственного комплекса. Пример успешного согласования территориальной образовательной политики с хозяйственной спецификой региона представлен в исследовании В.М.Логинова, предлагающего модель социально-педагогической инфраструктуры малого города. Проблемы общего и профессионального образования малых и средних трудах А.П.Беляевой, Н.В.Гавенко, городов рассматриваются в Г.Ф.Гребенщикова, В.Ф.Кузнецова, В.М.Логинова, М.Р.Пащенко, А.И.Рытова и др. Организация и управление системами профессионального образования на уровне региона и С.Ю.Дубровиной, В.Ю. Ереминой, В.Д.Зимнева, С.А.Кирия, Г.Т.Минкиной. Анализ источников по вопросам развития систем профессионального показывает, что большинство из них опирается на идеи образования непрерывного образования (А.П.Владиславлев, Б.С.Гершунский, В.А.Ермоленко, А.М.Новиков), на теоретические основы проектирования региональных систем образования (С.А.Гильманов, В.И.Загвязинский, Н.Ю.Посталюк и др.). Образовательное пространство малых городов рассматривается учеными в различных аспектах, при этом широко востребованными являются идеи интеграции учреждений образования, социального партнерства, создания образовательных комплексов (Х.А.Асьянов, П.Ф.Бобр, Т.А.Грудо, Р.А.Нухов, А.А.Мерк). В работах раскрывается системообразующая роль профессиональных учебных заведений в образовательных системах малых городов. 3 Е.О.Долговой, В.Ф.Кузнецова, В.М.Логинова Г.В.Мухаметзянова, города раскрываются в работах Л.Я.Барсуковой,
Стр.3
Анализ научных источников позволяет сделать вывод о наличии определенного теоретического базиса и эмпирического опыта, отражающих различные аспекты развития профессионального образования в малом городе. Однако, на фоне многообразия исследовательских работ недостаточно вопросы моделирования профессионального разработанными остаются образовательного пространства малого промышленного города в современных социально-экономических условиях. Таким образом, можно констатировать наличие противоречия между актуальностью проблемы организации профессионального образовательного пространства малого города, интегрирующего деятельность субъектов территории, связанную с профессиональным образованием, с целью оказания стабилизирующего влияния на социально-экономическую ситуацию в регионе, и неразработанностью данной проблемы, и в частности моделей, ориентированных на специфику многоотраслевого производственного комплекса территории. Данное противоречие определяет проблему исследования: каковы содержание и основные характеристики модели профессионального образовательного пространства малого города, способствующей развитию многоотраслевого производственного комплекса территории. Цель исследования: разработать и обосновать модель профессионального малого промышленного образовательного пространства, соответствующую потребностям современного малого промышленного города. Объект исследования: профессиональное образовательное пространство города как фактор развития производственного комплекса. Предмет исследования: процесс моделирования и реализации модели профессионального образовательного пространства малого промышленного города. Гипотеза исследования. Реализация разработанной модели профессионального образовательного будет способствовать удовлетворению образовательных пространства потребностей и развитию многоотраслевого производственного комплекса малого города, если: -в рамках профессионального образовательного пространства будут субъекты территории, интегрированы все ведущие подсистемы, связанные специфике производственного профессионального с профессиональной подготовкой кадров; -в образовательном пространстве будут сформированы образовательные соответствующие территории, позволяющие осуществлять профессиональную ориентацию и непрерывную подготовку кадров в соответствии с требованиями рынка труда; -взаимодействие в рамках образовательного пространства будет организовано на основе активного участия субъектов в процессах управления профессиональным образовательным пространством как системой; -управление профессиональным образовательным пространством будет реализовываться в форме координации, имеющей прогнозный и социальноориентированный характер. 4 сектора городского
Стр.4