Дорогие читатели!
Предпринимательство – неотъемлемый элемент современной рыночной
системы хозяйствования, без него экономика страны не может нормально
существовать и развиваться. Предпринимательство обеспечивает укрепление
рыночных отношений. По своему экономическому положению и условиям
жизни частные предприниматели составляют основу среднего класса, являющегося
гарантом социальной и политической стабильности общества.
Всемирный отчет «Глобального мониторинга предпринимательства» (Global
Entrepreneurship Monitor, GEM, изучающий взаимоотношения между предпринимательством
и экономическим ростом в разных странах) за 2011 год зафиксировал
рост предпринимательской активности в мире: сейчас в 54 странах
– участницах проекта насчитывается около 400 млн предпринимателей. Рост
активности зафиксирован в Китае, Аргентине, Чили.
Россию этот предпринимательский бум пока обходит стороной.
Репрезентативный опрос 7,5 тысяч взрослых граждан России, проведенный
в рамках GEM, показал, что наша страна отстает по уровню предпринимательской
активности не только от всех остальных стран БРИК, но и от большинства
стран Восточной Европы. И дело не только в самом низком уровне
раннего предпринимательства. Среди 54 стран – участниц проекта в России
доля владельцев предприятий, существующих меньше трех с половиной лет,
составляет всего 4,6%. Крайне высок в России и уровень пессимизма в отношении
возможности позитивных изменений условий для развития предпринимательства
в ближайшем будущем. На этом фоне вполне понятно, почему по
уровню прироста предпринимательской активности в 2011 году, по сравнению
с 2010 годом, Россия оказалась последней среди группы среднеразвитых
стран с показателем роста около 5%.
Небольшую надежду вселяют данные относительно качественной структуры
предпринимательского слоя в России. Это выражается в довольно высокой
доле так называемых добровольных предпринимателей, нацеленных на самореализацию:
они составляют 42% в противовес 27% «вынужденных» предпринимателей
(лиц, оставшихся без работы и занявшихся устройством собственного
бизнеса). По этим параметрам Россия опережает Китай и другие страны
из группы БРИК.
Последний глобальный финансовый кризис и экономический спад заставили
многих пересмотреть базовые модели развития экономических систем
на всех уровнях. В выступлениях руководителей компаний и лидеров государств,
в статьях ведущих ученых звучат обвинения в адрес алчных бизнесменов,
неосмотрительно управлявших активами, безответственных политиков,
неграмотно использовавших средства налогоплательщиков. Все говорят
о необходимости пересмотра базовых принципов бизнеса, а не просто его
тактики или политики. В январе 2011 в Harvard Business Review вышла статья
Майкла Портера о «разделенной» или «общественной» ценности, которая
должна стать целью и метрикой успешности бизнеса. Не краткосрочные
финансовые выгоды, порождающие очередной пузырь, не программы корпоративной
социальной ответственности как отписка в ответ на требования
Стр.1
общества, а реализация экономической ценности через создание ценности
общественной. Продукты и рынки, вся цепочка создания ценности должна
работать на полезные для общества задачи, обеспечивающие долгосрочную
основу для устойчивого развития.
Теоретическое осмысление состояния и проблем развития предпринимательской
деятельности, адаптация имеющихся теоретических концепций
к условиям предпринимательства в России, обучение и консультирование
предпринимателей входят в задачи созданной в Российском экономическом
университете имени Г.В. Плеханова кафедры сравнительной экономики и
предпринимательства. В год 105-летия Российского экономического университета
им. Г.В. Плеханова, который был создан на пожертвования русских купцов
и промышленников, важно проанализировать имеющийся отечественный
и зарубежный опыт предпринимательства, выявить тенденции и проблемы,
обсудить возможные пути развития. Именно этим вопросам и была посвящена
проведенная 16 февраля 2012 г. Международная научно-практическая конференция,
организованная кафедрой. Ее материалы публикуются в этом выпуске
журнала «Российское предпринимательство», который на этот раз является
тематическим и полностью подготовлен на их основе.
По определению профессора Гарвардской школы бизнеса Говарда
Стивенсона, предпринимательство – это поиски возможностей за пределами
контролируемых на данный момент ресурсов. Это определение позволяет
выделить такие характеристики предпринимательства, как изобретательность,
настойчивость в достижении целей, способность видеть возможности,
готовность рисковать, быстрая реакция на изменения в окружающей среде.
Предпринимательство – это не только малый бизнес, стартапы и инвестиционные
проекты. Предпринимательские организации не завязаны на размер
бизнеса, определенную отрасль, территорию или культуру. Поэтому в собрание
публикаций, размещенных в этом журнале, включены статьи, в которых
анализируется опыт предпринимательства в России, Германии, Словакии;
рассматриваются государственные программы поддержки предпринимателей;
описываются особенности предпринимательства в разных отраслях
экономики.
Собрание научных статей открывается отчетом о международном исследовательском
проекте «Скрытые чемпионы стран Центральной и Восточной
Европы, России, Казахстана и Турции», в котором описаны российские компании,
мало известные широкому кругу потребителей, но достигшие удивительных
успехов на международном рынке.
Мы благодарим всех участников конференции, авторов статей, вошедших
в сборник, представленный в этом журнале, и выражаем уверенность в долгом
и плодотворном сотрудничестве на поприще науки, образования и развития
предпринимательства в России.
О.В. Сагинова,
заведующая кафедрой
сравнительной экономики и предпринимательства
РЭУ им. Г.В. Плеханова,
доктор экономических наук, профессор
2
российское предпринимательство, № 6 (204) / март 2012
Стр.2
Российское
предпринимательство,
№ 6 (204) / март 2012
• ООО Издательство
«Креативная экономика»
• Шеф-редактор Мартынова И.Н.
• Редколлегия журнала:
Абрамов Е.Г., Акопов В.С.,
Куракин Н.В., Мкртчян С.С.,
Селюков В.К., Черкасов В.В.,
Черный В.В.
• Координатор Зельдина М.М.
• Перевод на англ. язык
Гайкалова Н.И.
• Дизайн и верстка
Егоров Г.Д., Рощина И.В.
Столбова М.С.
• Журнал зарегистрирован
в Госкомпечати РФ.
Свидетельство
о регистрации 018934.
ISSN 1994-6937
• Тел./факс: (495) 6486241
• Адрес для писем:
119049, г. Москва,
ул. Крымский вал, д. 8
• Email: editor@RossPred.ru
• www.rosspred.ru
• За достоверность сведений,
указанных в рекламных объявлениях,
ответственность несут рекламодатели.
Точка зрения редакции может
не совпадать с мнением авторов
• © ООО Издательство
«Креативная экономика», 2012
При перепечатке ссылка на журнал
«Российское предпринимательство»
обязательна
содержание
стратегия развития
предпринимательства
6 О. Сагинова, И. Скоробогатых,
Ж. Мусатова • Компании –
«скрытые чемпионы»
18 А. Докукина •
Подход открытых инноваций
в современных
бизнес-стратегиях
28 Д.Завьялов •
Теория и практика малого
и среднего
предпринимательства
35 И. Строганов •
Практические аспекты
стратегического выбора
в предпринимательстве
43 А.Самохвалов •
Стратегический
подход к развитию
предпринимательства в России
47 О.Сагинова, Ю. Сагинов •
К вопросу определения
понятия социального
предпринимательства
инфраструктура
и экономико-организационные
проблемы предпринимательства
56 А. Семенков •
Закономерности становления
и развития корпоративных
структур
68 В. Верников •
Инфраструктура для развития
предпринимательства
3
Стр.3