д штшмт
|
УЧРЕДИТЕЛИ:
Департамент образования Новосибирской области
Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
(НИПКиПРО)
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Василий Яковлевич Синенко, ректор НИПКиПРО, член-корреспондент РАО,
доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель РФ
Зам. главного редактора
Л. А. Сайдакова, проректор по научно-методической работе НИПКиПРО,
кандидат географических наук, доцент
Литературный редактор
Ю. А. Бурматова
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
Р. О. Агавелян, д-р психол. наук, проф., зав каф коррекционной
педагогики и специальной психологии
НИПКиПРО
О. К. Агавелян. д-р психол наук, проф. каф. коррекционной
педагогики и специальной психологии
НИПКиПРО
В. С. Барсукова, канд. биол. наук, начальник отдела
кадровой политики департамента образования
Новосибирской области
Т. И. Березина, д-р пед наук, проф , проректор по информационным
технологиям МПГУ
И. Л. Беленок, д-р пед. наук, проф., проректор по учебно-методической
работе НИПКиПРО
Л. И. Боровиков, канд. пед. наук, доц., зав каф педагогики
НИПКиПРО
Я. Я. Боргено, проректор по профессиональному
образованию НИПКиПРО, заслуженный учитель РФ
Т. И. Горелова, д-р пед наук, проф. каф педагогики
НИПКиПРО
Корректор Оксана Иващенко
Компьютерная верстка Галины Ястребовой
Ответственный секретарь Елена Дударко
Перевод оглавления Надежды Буланкиной,
Яны Батуриной
АДРЕС РЕДАКЦИИ:
630007, Новосибирск, Красный пр., 2 Тел : (383) 223-56-96. E-mail: iio99@mail ru
Журнал распространяется по подписке и в розницу
Подписной индекс по Объединенному каталогу «Пресса России» — 53016.
Печатная и электронная версии журнала «Сибирский учитель» 29 ноября 2005 года зарегистрированы в Париже в
Международном регистрационном каталоге.
Для печатной BepcHH:ISSN 1817-6488 Основное название: Sibirskij ucitel' (Print)
Для электронной версии: URL: http://www.sibuch.ru ISSN 1817-6496 Основное название: Sibirskij ucitel' (Online)
© Журнал «Сибирский учитель», 2010. При перепечатке ссылка на журнал обязательна
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Per. № ПИ № ФС77-21098 от 12 мая 2005 года
Подписано в печать 09.06.10. Формат 60x84/8. Бумага офсетная. Гарнитура Helvetica. Печать RISO.
Усл. печ л. 8,0. Тираж 1000 экз.
Издательство НИПКиПРО 630007, Новосибирск, Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56 96
Отпечатано в типографии НИПКиПРО
Н. Е. Буланкина, д-р филос. наук, проф зав каф. гуманитарного
образования НИПКиПРО, почётный
работник общего образования РФ
О. В. Ендропов, д-р мед наук, проф , зав каф. физической
культуры и спорта НИПКиПРО
О. Г. Красношлыкова, д-р пед наук, проф., ректор Кузбасского
регионального ИПКиПРО, г. Кемерово
Г. Н. Жарова, канд. биол наук, доц., гл. научн. сотрудник
научно-методического отдела коррекционноразвивающего
обучения НИПКиПРО
А. В. Молокова, д-р пед. наук, проф , зав. каф начального
образования, науч. сотрудник научнометодического
центра «Современные технологии»
НИПКиПРО
М. П. Пальянов, д-р пед. наук, проф., зав. лаб сравнительной
педагогики Института развития образовательных
систем РАО, г. Томск
Т. В. Смолеусова канд пед наук, доц., проф. каф
начального образования НИПКиПРО, почётный работник
общего образования РФ
Ю. В. Сенько, действительный член РАО, д-р пед. наук,
проф , зав. каф. педагогики АлтГУ
А. И. Таюрский, действительный член РАО, д-р пед
наук, проф , председатель Сибирского отделения
РАО, г Красноярск
М. Ю. Тарасова, канд. пед. наук, учитель русского
языка и литературы высш. квалиф категории лицея
№ 22 «Надежда Сибири» г. Новосибирска
На первой странице обложки: победитель областного
этапа конкурса «Учитель года — 2010» Алексей
Викторович Малыгин, учитель математики Православной
Гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского
города Новосибирска
Фото на обложке: Ольги Корниленко
jj j J^ j j|j j
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Золотая Медаль
Сибирской Ярмарки «УчСиб-2000»
Журнал основан и издаётся с ноября 1998 года
Электронная версия: http://www.sibuch.ru
Стр.1
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Дидактика
в профессионализме учителя
Дидактика как ведущая отрасль педагогики включает
в себя теорию образования и обучения, теорию,
которая объясняет закономерности усвоения
знаний и навыков (и формирования на этой основе
компетентностей), определяет стандарты образования,
совершенствует технологии обучения,
обеспечивает разработку концепций воспитывающего воздействия учебного
процесса на учащихся. К сожалению, при подготовке педагогов дидактику
незаслуженно отодвигают на задний план.
Оказывается, теперь можно учить и воспитывать детей, не обучаясь в педагогическом
учебном заведении и не зная о существовании дидактики. Может,
это следствие того, что в педвузах большая часть учебного времени
отводится изучению наук, являющихся основой курсов школьных предметов,
а педагогические науки занимают второстепенное место? Но в таком случае
для школы более привлекательно могут выглядеть те вузы, в которых научно-предметные
области представлены мощнее, но педагогическая составляющая
отсутствует вообще.
Планируя реорганизацию педагогического образования, следует идти не
по пути слияния педвузов с классическими университетами, а, наоборот,
сделать так, чтобы педагогическая, дидактическая составляющие в обучении
студентов педвузов стали ведущими. Уровень подготовки по научно-предметным
дисциплинам не снизится, если оптимизировать их содержание и
взаимосвязь между ними.
С другой стороны, анализ деятельности учреждений дополнительного педагогического
образования показывает, что нередко курсы повышения квалификации
учителей затрагивают мелкие темы, не дающие масштабного видения
проблем обучения. Это проще и заманчивей для учителей, но губительно
для их профессионального роста.
Значительный прорыв в профессиональной подготовке учителей может
произойти только в том случае, если в педвузах на высоком уровне будут
преподаваться психолого-педагогическая и дидактическая науки, а в центре
внимания системы повышения квалификации окажутся современные глобальные
направления развития этих наук. Других путей не существует.
Стр.2