Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Практикум по праву. Учебно-методическое пособие. (220,00 руб.)

0   0
АвторыУстинова Ольга Юрьевна
Издательство[Б.и.]
Страниц128
ID264816
АннотацияУчебно-методическое пособие призвано активизировать самостоятельное углубленное изучение бакалаврами правоведческого курса. С помощью учеб ной и научной литературы, нормативно-правовых актов, интернет-ресурсов оно предполагает составление опорных конспектов, решение тестовых зада ний различного уровня сложности, заполнение таблиц и другие виды работы. Пособие, предназначенное прежде всего для студентов экономических факультетов высших учебных заведений(направление подготовки «Экономика», профили подготовки«Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»), позволит оптимально организовать подготовку студентов к семинарским занятиям, рубежному и промежуточному контролю по дисциплине«Право».
Кем рекомендованоРедакционно-издательским советом ОГАУ
Кому рекомендованостудентам экономических специальностей
ББК67
Практикум по праву. Учебно-методическое пособие. / О.Ю. Устинова .— : [Б.и.], 2014 .— 128 с. — URL: https://rucont.ru/efd/264816 (дата обращения: 03.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Устинова ПРАКТИКУМ ПО ПРАВУ Учебно-методическое пособие для студентов экономических факультетов высших учебных заведений Оренбург Издательский центр ОГАУ 2014 УДК 34 ББК 67 У 80 Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный аграрный университет» (председатель совета – В. В. Каракулев). <...> Рецензенты: Борисов Я.Е. – кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафед рой конституционного и международного права Оренбургского института (филиала) ФГБОУ ВПО «Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)»; Архирейская Т.Ю. – кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права Оренбургского института (филиала) ФГБОУ ВПО «Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)» Устинова, О. <...> Учебно-методическое пособие призвано активизировать самостоятельное углубленное изучение бакалаврами правоведческого курса. <...> Сформировать представление об объекте и предмете изучаемой дисциплины; усвоить понятийный аппарат курса; историю происхождения и становления государства и права; систему источников права. <...> Научить студентов находить, выбирать и применять на практике нормативные правовые акты, регулирующие конкретные отношения; высказывать свою точку зрения на проблемные теоретические вопросы курса; практически реализовывать полученные знания. <...> В результате освоения дисциплины будущий бакалавр должен знать: – сущность и содержание основных отраслей российского права; – нормативные правовые акты; – правовую терминологию; – практические свойства правовых знаний; уметь: – ориентироваться в системе российского законодательства и нормативных правовых документов, регламентирующих профессиональную деятельность; – применять правовые нормы в профессиональной и общественной деятельности; – логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную <...>
Практикум_по_праву._Учебно-методическое_пособие..pdf
3. Бредихин, А.Л. О функциях государства / А. Л. Бредихин // История государства и права. – 2013. – № 22. – С. 17 – 20. 4. Мелякина, К. Б. Исторический аспект экономической функции государства / К. Б. Мелякина // История государства и права. – 2013. – № 15. – С. 42 – 44. 5. Миронов, А. Л. Соотношение понятий «государственное управление» и «исполнительная власть» / А. Л. Миронов // Закон и право. – 2013. – № 9. – С. 32 – 34. 6. Михеева, Т.Н. О принципе верховенства права на современном этапе развития правового государства / Т. Н. Михеева // Закон и право. – 2013. – № 9. – С. 29 – 31. 7. Носов, С. И. Современное государство: преемственность, новизна, перспективы / С. И. Носов // Журнал российского права. – 2013. – № 9. – С. 127 – 128. 8. Плюгина, И. В. Государство в меняющемся мире / И. В. Плюгина, Е. Е. Рафалюк, С. А. Перчаткина // Журнал российского права. – 2011. – № 8. – С. 104 – 124. 9. Происхождение государства и права / Правоведение: электронный ученик [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://unformal.net/teoryapravat3.html (дата обращения: 20.01.2014) 10. Тихомиров, Ю. А. Правовое государство: модели и реальность / Ю. А. Ти хомиров // Журнал российского права. – 2011. – № 12. – С. 5 – 20. 11. Туманов, С. Н. Исторический аспект формирования теории функций государства в России / С. Н. Туманов // История государства и права. – 2013. – № 2. – С. 12 – 19. 12. Чуров, В. Е. Демократия и управление избирательным процессом: отечественная модель / В. Е. Чуров, Б. С. Эбзеев // Журнал российского права. – 2011. – № 11. – С. 5 – 20. 13. Эсенбулатова, М. С. Государство и церковь в России: перспективы взаимодействия / М. С. Эсенбулатова // Закон и право. – 2013. – № 11. – С. 53 – 54. Методические рекомендации При подготовке к занятию остановитесь на определении «государство». Необходимо помнить, что государство – это организация публичной власти, которая обладает суверенитетом, действует на определенной территории и подчиняет себе все население, проживающее на этой территории. Раскройте признаки государства, среди которых – наличие особой публичной власти, специальных аппаратов управления и принуждения, отделенных от общества, суверенитет, действие на определенной территории, отмеченной государственной границей, издание нормативно-правовых актов. Остановитесь на функциях государства. Охарактеризуйте как внутренние (охранительную, экономическую, социальную, культурно-воспи тательную, природоохранительную и др.), так и внешние (дипломатическую, борьу с международной преступностью, экологическую и др.) функции государства. 6
Стр.6
Дайте определение «правовое государство». В чем отличие правового государства? Назовите типы и формы государства. Помните, что форма правления – это форма организации высших органов власти государства. Она показывает особенности функционирования государства. Необходимо остановиться на формах правления: монархии и республике. Дайте определение «монархия», выделите ее признаки. Различают абсолютную и конституционную монархии. Абсолютная монархия – монархия, предполагающая неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии существующие органы власти полностью подотчетны монарху, а воля народа официально может выражаться преимущественно через совещательный орган. Конституционная монархия – монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией, неписаным правом или традициями. Дайте определение «республика», укажите ее признаки. Отметьте, что есть разновидности республиканского правления: парламентская, президентская, смешанная. Для парламентской республики характерна верховная роль парламента в организации государственной жизни. Парламент может состоять из одной или двух палат. В президентской республике наблюдается соединение в руках президента возможности главы страны и главы правительства. Смешанная республика отличается от президентской тем, что правительство формируется лидером партии парламентского большинства, которого президент обязан назначить премьер-министром. По представлению премьер-министра президент назначает и других министров. В то же время парламент может при определенных условиях выразить правительству недоверие, и оно должно уйти в отставку. Форма государственного устройства – организация отношений между центральными и местными органами власти, организация территории государства. Остановитесь на формах государственного устройства: унитарной, федеративной. Унитарное государство – строго централизованное; центральное правительство непосредственно управляет всей территорией страны через местную администрацию, управляющую от его имени той или иной частью территории. Федеративное государство объединяет территории и население, пользующиеся значительной автономией в отношениях с центральной властью. Изучите понятие «конфедерация». Помните, что это союз государств, ведущих общую внешнюю политику, имеющих общую армию, общие финансы и поэтому общие правительственные органы, ведающие этими сферами. Расскажите о политическом режиме. Дайте характеристику разновидностям политических режимов: демократии, авторитаризму, тоталитаризму. 7
Стр.7
Отметьте формально-юридические принципы демократического государства. Важнейшие учреждения демократии – референдум и избирательная система, через них осуществляется прямая связь между гражданским обществом и государством. Авторитаризм – упразднение демократии и установление диктатуры, то есть власти одного лица или небольшой группы лиц. Эта власть опирается на насилие, она устраняет или резко ограничивает полномочия представительных институтов, игнорирует разделение властей, лишает граждан их прав, прежде всего, политических и гражданских. Тоталитаризм — это порождение XX в. Его отличие от авторитаризма состоит в том, что он вторгается в личную жизнь людей. Идеология насаждалась как единственно верная, отвечающая на все вопросы жизни. Признак тоталитарного режима — систематический массовый террор против своего населения. Тоталитарный террор направлен против обычных, лояльных граждан. При наличии писаных законов создается своя тоталитарная «законность». Дайте характеристику государственному механизму, раскройте его структуру. Помните, что государственный механизм – это система государственных органов и иных организаций, посредством которых государство осуществляет свои функции. Изучите понятия «государственный аппарат», «государственные учреждения», «государственные предприятия». Охарактеризуйте понятие «правовое государство». В чем его специфика? Дайте определение гражданскому обществу. Соотнесите государство с правом и обществом. Практические задания 1. Дайте определение понятиям Автократия, авторитаризм, власть, государство, демократизм, конфедерация, монархия, республика, тоталитаризм, федерация, унитарное государство. 2. Ответьте на вопросы тестирования 1. В соответствии с естественно-правовой теорией государство – это результат а) божественного творения б) образования путем завоеваний в) появления и разрастания семьи г) объединения людей на добровольной основе 8
Стр.8
2. В соответствии с теологической теорией государство возникает как результат а) божественного творения б) насильного образования путем завоеваний в) появления и разрастания семьи г) объединения людей на добровольной основе 3. Теория насилия рассматривает государство как результат а) божественного творения б) насильного образования путем завоеваний в) появления и разрастания семьи г) объединения людей на добровольной основе 4. Патриархальная теория рассматривает государство как итог а) божественного творения б) завоевания в) появления и разрастания семьи г) объединения людей на добровольной основе 5. По форме правления государства делятся на а) монархии, республики б) унитарные, федеративные в) антидемократические, демократические г) унитарные, федеративные, авторитарные 6. Согласно юридической литературе государство – это а) союз людей, объединенных общей пользой и справедливостью б) механизм для поддержания господства одного сословия над другим в) особая политическая организация, придающая своим велениям обязательную силу г) сосредоточение умственных и нравственных интересов граждан 7. Форму государственного устройства характеризуют а) методы и приемы осуществления государственной власти б) способ территориального устройства, порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей в) порядок образования и организации высших органов государственной власти г) методы взаимодействия государственной власти и гражданского общества 9
Стр.9
8. Политический режим государства характеризуют а) методы и приемы осуществления государственной власти б) способ территориального устройства, порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей в) порядок образования и организации высших органов государственной власти г) методы взаимодействия государственной власти и гражданского общества 9. Специфический признак правового государства а) территориальная организация населения страны б) наличие аппарата управления и принуждения в) верховенство закона во всех сферах государственной жизни г) принцип разделения властей 10. К признакам государства не относится а) суверенитет б) публичная власть в) родовая организация населения г) система налогообложения 11. Демократический режим отличает власть а) народа б) лидера в) группы людей г) элиты 12. Организация публичной власти, обладающая суверенитетом, действующая на определенной территории и подчиняющая себе население, проживающее на этой территории, – это ____________________ . Ответ: ____________________________ 13. Основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное значение, это ______ государства. Ответ: ____________________________ 14. Охранительная, экономическая, социальная, культурновоспитательная, природоохранительная функции относятся к _______ функциям государства. 10
Стр.10