О.М. Буранок РУССКАУССКАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА III ВЕКА ЛИТЕРАТУР VII ВЕКА ИТЕРАТУРА VIII ЕК Петровская эпоха. <...> Феофан Прокопович 3-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2013 — 1 — Уче бн ое пос обие Рос с п дляпо ийеи с дцту е с Доп койв о с то ьнн ал у Фе сщено ш 03 вы ти Минис тер ач з ки к ых с де их 29 с р у 0 аци че 0 и бн у в Р с ств тв д зык ом е е обрче у н ий , е авей с я азова обу и н бн ого п тер ч ли ия ос щихса о бия аюату я р УДК 373.167.1:821.161.1(075.8) ББК 83.3(2Рос-Рус)1 Б90 Р е ц е н з е н т ы: , доктор филологических наук, профессор Гродненского госуниверситета , доктор филологических наук, профессор Самарского госуниверситета , доктор филологических наук, профессор Самарского муниципального университета Наяновой, заслуженный работник высшей школы Б90 Буранок О.М. <...> ISBN 978-5-89349-539-3 Автор изучает проблемы творчества Феофана Прокоповича в контексте историко-литературного процесса Петровской эпохи на примере его драматургии и ораторской прозы. <...> Творчество Феофана Прокоповича — теолога, крупнейшего государственного и церковного деятеля, философапросветителя, оратора, художника слова — выразило все сложнейшие перипетии бурного времени, названного Петровской эпохой, более того, и сам Феофан Прокопович, и вс¸ содеянное им не только связаны неразрывными узами с эпохой, но и явились е¸ порождением. <...> Г.А. Гуковский назвал Феофана Прокоповича «пропагандистом Петра и его дела», «крупнейшим литератором петровского времени»2 . <...> 22. пр Буранок О. М. пр им е ч аний е 5 ди - Гу ко вс к ий Г. А. сл ови я ИТОГИ И ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ДРАМАТУРГИИ И ОРАТОРСКОЙ ПРОЗЫ ФЕОФАНА ПРОКОПОВИЧА Ораторская проза Феофана Прокоповича, в отличие от его драматургии и стихотворства, и в XVIII <...>
Русская_литература_XVIII_века._Петровская_эпоха._Феофан_Прокопович.pdf
О.М. Буранок
РУССКАУССКАЯ
РУССКАЯ
ЛИТЕРАТУРА
III ВЕКА
ЛИТЕРАТУР
VII ВЕКА
ИТЕРАТУРА
VIII ЕК
Петровская эпоха.
Феофан Прокопович
3-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2013
— 1 —
Уче
бн
ое
пос
обие
Рос с п
дляпо
ийеи
с дцту е
с
Доп
койв о
с то ьнн ал
у Фе сщено ш 03
вы ти
Минис
тер ач з ки
к ых с
де их 29
с
р у 0
аци че 0
и бн у
в
Р
с ств тв д зык
ом е е
обрче
у н
ий
,
е авей
с
я
азова обу
и
н
бн
ого п тер
ч
ли
ия ос щихса
о
бия
аюату
я
р
Стр.1
УДК 373.167.1:821.161.1(075.8)
ББК 83.3(2Ðîñ-Ðóñ)1
Á90
Р е ц е н з е н т û:
, доктор филологических наук,
профессор Гродненского госуниверситета
, доктор филологических наук,
профессор Самарского госуниверситета
, доктор филологических наук,
профессор Самарского муниципального
университета Наяновой,
заслуженный работник высшей школы
Á90
Буранок О.М.
Русская литература XVIII века: Петровская эпоха. Феофан
Прокопович [Электронный ресурс]: у÷åá. пособие /
Î.Ì. Áóðàíîê. — 3-е изд., стер. — Ì.: ÔЛИНТА, 2013. —
336 ñ.
ISBN 978-5-89349-539-3
Автор изучает проблемы творчества Феофана Прокоповича в контексте
историко-литературного процесса Петровской эпохи на примере
его драматургии и ораторской прозы. Анализируется проблематика,
основные темы, особенности стиля и жанра драматургических и ораторских
произведений виднейшего писателя первой трети XVIII в., а
также предлагается методика изучения произведений Ф. Прокоповича, чь¸
творчество отразило характер словесного искусства переходного периода.
В пособии даны контрольные вопросы к разделам и методическое приложение
«Изучение творчества Феофана Прокоповича в курсе русской литературы
XVIII âåêà».
Студентам-филологам, а также аспирантам и
преподавателям русской литературы XVIII в.
Феофан Прокопович (1681—1736) — ôèëîñîô, политический
деятель, писатель, сумевший в сво¸м творчестве отразить
одну из самых сложных и драматических эпох в истории духовного
развития России — первую треть XVIII âåêà.
Объективный идеалист, метафизик, деист, Феофан Прокопович
ш¸л от схоластики к философии Просвещения.
Сложность и противоречивость его философских взглядов
обусловливается переходным характером эпохи и
уровнем развития отечественной философии. Он был сторонником
просвещ¸нного абсолютизма, рано понял и принял
реформу Петра I. Недаром В.Г. Белинский назвал Феофана
«одним из птенцов его орлиного гнезда»1
. И «ïòåíåö
гнезда Петрова» словом и делом (собственно, «слово» у
него всегда было «делом») последовательно отстаивал деяния
Петра в течение всей своей жизни.
Творчество Феофана Прокоповича — теолога, крупнейшего
государственного и церковного деятеля, философапросветителя,
оратора, художника слова — выразило все
сложнейшие перипетии бурного времени, названного Петровской
эпохой, более того, и сам Феофан Прокопович, и
вс¸ содеянное им не только связаны неразрывными узами
с эпохой, но и явились е¸ порождением.
Идеология абсолютизма обусловила эстетические воззрения
Феофана Прокоповича-предклассициста: блестяще
усвоив теорию и практику западноевропейского барокко,
Феофан — теоретик и художник слова — вплотную подош¸л
к классицизму.
ISBN 978-5-89349-539-3
© Издательство «ФЛИНТА», 2013
//
— 2 —
1
Портретная галерея русских писателей: Кантемир
Ñîáð. ñî÷.: В 9 ò. Ò. 7. — Ì., 1981. Ñ. 298.
— 3 —
Т
.
Å. Авт
ух
Ñ.À
.
ови
Го
ч
луб
Â.Ø.
к
ов
Криво
но
с
Бе слик
ли
н
н
Бе
с
к
ий В
.
ий В
.
Ã.
Ã.
В в е д е н и е
Стр.2
Фольклорные традиции в творчестве Феофана Прокоповича
// Филологические íàóêè. 1991. ¹ 2. Ñ. 20—28.
Особенности эволюции жанра трагедокомедии в русской
драматургии первой трети XVIII века: Феофан Прокопович и Феофан
Трофимович // Проблемы изучения русской литературы XVIII
âåêà. — Ë., 1990. Ñ. 14—23.
Жанр трагедокомедии в русской драматургии первой
половины XVIII века // Старинные мастера русского слова: Межвуз.
ñá. íàó÷. òð. — Ì.; Ñàìàðà, 1993. Ñ. 55—79.
Петр I и Феофан Прокопович: диалог двух культур. К
постановке проблемы // Монархия и народовластие в культуре
Просвещения. — Ì.: Íàóêà, 1995. Ñ. 17—23.
Литературная культура Петровской эпохи. — СПб.,
1996.
Русская культура в канун петровских реформ. — Л.,
1984.
Литературные направления русской литературы XVIII
âåêà. — Ì., 1979.
Соответствующие главы учебников и учебных пособий.
* * *
Тематика каждого из девяти разделов предложенных
методических рекомендаций по изучению творчества Феофана
Прокоповича в контексте литературы первой трети
XVIII в. может быть использована студентами и для индивидуальной
научной работы: как тема доклада, спецвопроса,
контрольной работы (для студентов-заочников),
курсовой или дипломной работы. В этом случае требуется
уделить особое внимание самостоятельному идейно-художественному
анализу произведений Феофана Прокоповича
и других писателей Петровской эпохи.
ИТОГИ И ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ДРАМАТУРГИИ И
ОРАТОРСКОЙ ПРОЗЫ ФЕОФАНА ПРОКОПОВИЧА ....................... 5
ДРАМАТУРГИЯ ФЕОФАНА ПРОКОПОВИЧА И
ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИИ
ПЕРВОЙ ТРЕТИ XVIII ВЕКА ...................................................... 40
1. Трагедокомедия Феофана Прокоповича «Âëàäèìèð» .............. 40
2. Жанр трагедокомедии в русской драматургии первой
половины XVIII века ......................................................... 65
3. Жанр «разговора» в русской литературе первой трети
XVIII века ......................................................................... 95
4. Традиции и новаторство Феофана Прокоповича-драматурга .... 113
ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА ФЕОФАНА ПРОКОПОВИЧА И
ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИИ ПЕРВОЙ
ТРЕТИ XVIII ВЕКА .................................................................. 155
1. Ораторская проза киевского периода .................................. 155
2. Ораторская проза петербургского периода ........................... 204
Заключение ............................................................................. 294
Список основных работ Î.Ì. Буранка ....................................... 302
Методическое приложение. Изучение творчества Феофана
Прокоповича в курсе русской литературы XVIII века ................... 307
Методические рекомендации .................................................... 312
Введение .................................................................................... 3
— 334 —
— 335 —
С о д е р ж а н и е
Бу
ра
н
ок Î.
Бу
Ì.
ра
н
ок
Î.
Ì.
Б
у
р
а
н
о
к О
.
М
.
Б
у
ра
н
о
к О
.
Н
Ì.
и
ко
ла
е
в С
Па
н
.
че
И
н
.
к
Ф
о А
.
¸
д
М
.
ор
ов В
.
И
.
Стр.168