Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636760)
Контекстум
Электро-2024
Вопросы литературы  / №1 2011

«Доктор Живаго» композиция и архитектоника (66,00 руб.)

0   0
АвторыТЮПА В.
Страниц31
ID238384
Аннотация.
«Доктор Живаго» композиция и архитектоника / В. ТЮПА // Вопросы литературы .— 2011 .— №1 .— URL: https://rucont.ru/efd/238384 (дата обращения: 24.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

одного произведения Валерий ТЮПА «ДОКТОР ЖИВАГО»: КОМПОЗИЦИЯ И АРХИТЕКТОНИКА Роман Бориса Пастернака, несомненно, заслуживает тех же самых слов, какие были употреблены его автором в отношении к переводимому им «Фаусту»: «Сильное, жизнеустойчивое, богатое теплом художественное произ ведение», обладающее способностью к самобытному су ществованию «так же точно, как организм»1 . <...> Одним из проявлений этой органической «силы» (слово, которым герой романа характеризует сущность искусства) являет ся исключительно стройная композиция, напоминающая строфическую организацию стихотворного текста. <...> В девятой Живаго впервые входит в жилище Лары. <...> Особо знаменательны композиционнорит мические переклички четырнадцатых глав симметрично расположенных частей. <...> Если в соответствующей главе третьей части Лара совершает свой «прощальный» вы стрел в Комаровского, то в третьей от конца (пятнадцатой) части она прощается с Юрой и сетует на то, что Комаров ский все еще жив. <...> 381 Здесь и далее цитаты из текста романа приводятся курсивом. <...> При этом четырнадцатая часть романа является поистине кульминационной: здесь проходят двенадцать дней счастливой семейнотворческой жизни героя; к концу тринадцатого дня доктор отрекается, по его собственному слову, от Лары, и со следующего (че тырнадцатого) дня начинается пик его отчаянного творче ства, о котором повествуется в главе 14; завершается эта уз ловая часть самоубийством Стрельникова. <...> Стихотворение под №14 («Август») занимает во многих отношениях клю чевое положение в поэтическом цикле и многими момента ми перекликается с четырнадцатой частью: темой сновиде ния и пробуждения, мотивами смерти и бессмертия, любви и творчества, в особенности же словами прощания с жен щиной (и олицетворяемой ею в романе жизнью). <...> Во второй части это главка о заколдованном круге2 ходится знакомство Антиповой с Живаго, то в четвертой от конца (четырнадцатой) Юрий Андреевич <...>