Предназначено для студентов очной и очно-заочной
форм
обучения,
обучающихся
по
направлению
«Художественное проектирование изделий текстильной и
легкой промышленности» по специальностям «Художественное
проектирование костюма» и «Художественное проектирование
изделий из кожи». <...> Именно создание
одежды и явилось результатом борьбы за жизнь, и человек начал
размышлять о ее эстетической функции. <...> Это был один из тех
объектов, где можно было выразить свое художественное
мировоззрение, а также он стал средством зрительного
выражения определенных представлений о самом костюме и обо
всем мире в целом. <...> Наряду с национальным костюмом, важнейшим
источником творческой деятельности художника является
исторический костюм – от простейших форм первобытного
костюма – до сложнейших конструкций европейского платья. <...> Костюм отражает внешний образ человека, выявляет его
внутреннее содержание, является его психологической,
социальной, возрастной и исторической характеристикой
человека. <...> Как только общество разделяется на классы, костюм
становится отражением социального неравенства. <...> История костюма – составная часть истории
материальной и духовной культуры и всеобщей истории
4
искусств. <...> Костюм синтезирует в себе различные виды
прикладного искусства – ткачества, кружевоплетения,
ювелирного дела, вышивки, орнаментации и др. <...> Данное учебное пособие нацелено на постижение
студентами генезиса и факторов развития костюмов древнего
мира и эпохи средневековья как многофункционального
феномена соответствующей этнохудожественной культуры,
обладающего содержательной емкостью, богатством и
своеобразием художественных средств. <...> Во главе рабовладельческого государства в Древнем
Египте стоял фараон, обладавший неограниченной властью. <...> Климат в долине Нила вообще не требовал
одежды, достаточно было прикрыть интимные места. <...> Наиболее
распространенным видом одежды была драпирующаяся, позже
появляется <...>
История_костюма,_текстильного_и_ювелирного_искусства._Часть1._Учебное_пособие.pdf
Федеральное агентство по образованию
Казанский государственный технологический университет
В.В.Хамматова А.И.Салимова Ф.С.Шарифуллин
ИСТОРИЯ КОСТЮМА, ТЕКСТИЛЬНОГО И
ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА
Учебное пособие
Часть 1
Казань 2007
Стр.1
ББК 85.126 ----
История костюма, текстильного и ювелирного искусства.
Часть 1: Учебное пособие/ В.В.Хамматова, А.И.Салимова,
Ф.С.Шарифуллин; Казан.гос.технол.ун-т. Казань, 2007. 72 с.
Учебное пособие написано в
соответствии с
действующей программой дисциплины СД. 01 «История
костюма, текстильного и ювелирного искусства».
Содержит сведения по истории развития костюма
форм
древнего мира и средневековья.
Предназначено для студентов очной и очно-заочной
обучения,
обучающихся
по
направлению
«Художественное проектирование изделий текстильной и
легкой промышленности» по специальностям «Художественное
проектирование костюма» и «Художественное проектирование
изделий из кожи».
Подготовлено на кафедре «Дизайн» КГТУ.
Ил.56. Библиогр.: 12 назв.
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Казанского государственного технологического университета
Рецензеты:
стар.науч.сотр. Национального музея РТ
М.К.Завьялова
доцент
Татарского
Казанский государственный
технологический университет,
2007 г.
3
государственного
гуманитарно-педагогического университета к.п.н.
А.Г.Хузина
Стр.2
Содержание
Введение
1. ДРЕВНИЙ МИР
1.1 Костюм, ткани и ювелирные изделия Древнего Египта
(3000 до н.э. – 200 н.э.)
1.2 Костюм, ткани и ювелирные изделия Древней Греции
(VII – IV вв. до н.э.)
1.3 Костюм Древнего Рима (V в. до н.э. – V в. н.э.)
2. ВИЗАНТИЙСКИЙ И ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ
КОСТЮМЫ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
2.1 Костюм Византии (IV-XI вв.)
2.2 Костюм раннего средневековья в Европе. Романский
период (IX-XII вв.)
стр.
4
6
6
16
30
39
39
47
2.3 Европейский костюм готического периода (XIII-XVвв.) 53
2.4 Костюм периода «Бургундских мод» (XV в.)
63
70
Стр.69