Изменения в школьном образовании в 1941–1945 годах
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
УДК 373
ИЗМЕНЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
В 1941–1945 годах
(НА МАТЕРИАЛЕ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ) <...> М.П. Дудкина
Новосибирский государственный университет
экономики и управления – НИНХ
m.p.dudkina@nsuem.ru
В статье рассмотрены подвижки в структуре и содержании школьного образования, вызванные
чрезвычайной ситуацией военного времени: усиление его идейно-политической направленности,
увеличение внимания к физической подготовке учащихся, их широкое привлечение к работе на
оборонных предприятиях и в сельском хозяйстве. <...> Поскольку оккупация западных и центральных
областей СССР привела к сдвигу производительных сил и значительных людских ресурсов в Западную Сибирь, трансформация образования показана на материалах региональной истории. <...> Поэтому всегда и в любых, даже чрезвычайных, условиях образование должно
находиться в центре внимания и быть предметом заботы общества и власти. <...> Великая
Отечественная война представляла собой
такие чрезвычайные условия, а значит, тот
опыт, который был тогда накоплен, может
с полным правом считаться ценным и значимым. <...> Формирование сознания молодежи,
воспитание у нее гражданственности и патриотизма являлось одной из центральных задач всей системы советского образования и воспитания. <...> В годы войны любовь и преданность Отечеству носили не
созерцательный характер, а выступали эффективным морально-политическим фактором. <...> 2 июля 1941 года Наркомпрос РСФСР,
Центральные комитеты профсоюзов работников начальной и средней школы,
высшей школы и научных учреждений,
политико-просветительных учреждений,
детских садов и детских домов опубликовали в «Учительской газете» совместное обращение «Ко всем работникам просвещения РСФСР». <...> Они представляли собой практическую программу воспитания школьников. <...> Здесь были сформулированы обязательные требования для учащихся в отношении посещения ими школы, подготовки уроков, поведения <...>
ИЗМЕНЕНИЯ_В_ШКОЛЬНОМ_ОБРАЗОВАНИИ_В_1941–1945_годах_(НА_МАТЕРИАЛЕ_ЗАПАДНОЙ_СИБИРИ).pdf
М.П. Дудкина. Изменения в школьном образовании в 1941–1945 годах ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
УДК 373
ИЗМЕНЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
В 1941–1945 годах
(НА МАТЕРИАЛЕ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ)
М.П. Дудкина
Новосибирский государственный университет
экономики и управления – НИНХ
m.p.dudkina@nsuem.ru
В статье рассмотрены подвижки в структуре и содержании школьного образования, вызванные
чрезвычайной ситуацией военного времени: усиление его идейно-политической направленности,
увеличение внимания к физической подготовке учащихся, их широкое привлечение к работе на
оборонных предприятиях и в сельском хозяйстве. Поскольку оккупация западных и центральных
областей СССР привела к сдвигу производительных сил и значительных людских ресурсов в Западную
Сибирь, трансформация образования показана на материалах региональной истории.
Ключевые слова: учащиеся школ, учебно-воспитательный процесс, военно-патриотическое
воспитание, помощь фронту.
Система образования выполняет очень
важные общественные функции социализации
и самоидентификации личности, пренебрежение
которыми в конечном итоге
приводит общество к кризисам и катастрофам.
Поэтому всегда и в любых, даже чрезвычайных,
условиях образование должно
находиться в центре внимания и быть предметом
заботы общества и власти. Великая
Отечественная война представляла собой
такие чрезвычайные условия, а значит, тот
опыт, который был тогда накоплен, может
с полным правом считаться ценным и значимым.
Формирование
сознания молодежи,
воспитание у нее гражданственности и патриотизма
являлось одной из центральных
задач всей системы советского образования
и воспитания. В годы войны любовь
и преданность Отечеству носили не
созерцательный характер, а выступали эффективным
морально-политическим фактором.
Поэтому и вопросы школьного
Идеи и идеалы № 1(15), т. 2• 2013
образования стали тогда вопросами военной
важности.
2 июля 1941 года Наркомпрос РСФСР,
Центральные комитеты профсоюзов работников
начальной и средней школы,
высшей школы и научных учреждений,
политико-просветительных учреждений,
детских садов и детских домов опубликовали
в «Учительской газете» совместное обращение
«Ко всем работникам просвещения
РСФСР». Обращение требовало проявить
максимум твердости, организованности
и дисциплинированности с тем, чтобы
самоотверженным трудом помочь фронту.
На школу и учительство возлагались особые
задачи по ведению активной общественной,
политико-просветительной работы
среди учащихся, их родителей и всего
населения. Принципиально важное значение
имели введение в августе 1943 года
«Правил для учащихся», утвержденных соответствующим
решением Правительства
РСФСР, а также приказ Наркомпроса
115
Стр.1