АППЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Большой потенциал для раскрытия детского творчества
заключен в изобразительной деятельности. <...> Не случайно Е. А.
Флерина назвала его «зернышком», а в зернышке заложено все, что
появляется в зрелом растении, только вырастить надо. <...> Главная
ценность дошкольного возраста заключается не в знании, которое
приобретает ребенок, а в той уникальности, которую ребенок
воплощает. <...> Развитие индивидуальности каждого ребенка, независимо
от художественных способностей, есть главный путь развития
творчества в изобразительной деятельности, а именно в занятиях
аппликацией. <...> Анализ
положений
о детском творчестве известных
отечественных ученых - Г. В. Латунской, В. С. Кузина, П. П.
Пидкасистого, И. Я. Лернера, Н. П. Сакулиной, Б. М. Теплова, Е. А.
Флериной дает основание сделать вывод, что творчество в детском
возрасте сопряжено:
- с созданием субъективно нового (значимого для ребенка
прежде всего) продукта (рисунок, лепка, аппликация, рассказ, танец,
песенка, игра);
- присоединением к известному ранее не используемых деталей,
по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке,
аппликации, рассказе и т.п.), созданием разных вариантов
изображения, ситуаций, движений, своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п.;
- применением усвоенных ранее способов изображения или
средств выразительности в новой ситуации (для изображения
предметов знакомой формы - на основе овладения мимикой, жестами,
вариациями голосов и т.д.);
- проявлением творческой инициативы. <...> Из предполагаемого понимания творчества очевидно: для
формирования
творческого
мышления
детям
необходимы
определенные знания, навыки и умения, способы деятельности,
которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут. <...> Речь,
таким образом, идет о целенаправленном обучении, освоении
богатого
художественного
опыта
через
непосредственную
деятельность. <...> Одним из видов деятельности <...>
АППЛИКАЦИЯ__КАК_СРЕДСТВО_РАЗВИТИЯ_ТВОРЧЕСКОГО_МЫШЛЕНИЯ_СТАРШИХ_ДОШКОЛЬНИКОВ.pdf
Русакова Т. Г.,
Оренбургский государственный педагогический университет.
Солдатенкова О. П.,
ДШИ «Вдохновение», г. Оренбург.
АППЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Большой потенциал для раскрытия детского творчества
заключен в изобразительной деятельности. У дошкольников
творчество находится в начальной стадии развития. Не случайно Е. А.
Флерина назвала его «зернышком», а в зернышке заложено все, что
появляется в зрелом растении, только вырастить надо. Главная
ценность дошкольного возраста заключается не в знании, которое
приобретает ребенок, а в той уникальности, которую ребенок
воплощает. Развитие индивидуальности каждого ребенка, независимо
от художественных способностей, есть главный путь развития
творчества в изобразительной деятельности, а именно в занятиях
аппликацией.
Анализ положений о детском творчестве известных
отечественных ученых - Г. В. Латунской, В. С. Кузина, П. П.
Пидкасистого, И. Я. Лернера, Н. П. Сакулиной, Б. М. Теплова, Е. А.
Флериной дает основание сделать вывод, что творчество в детском
возрасте сопряжено:
- с созданием субъективно нового (значимого для ребенка
прежде всего) продукта (рисунок, лепка, аппликация, рассказ, танец,
песенка, игра);
- присоединением к известному ранее не используемых деталей,
по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке,
аппликации, рассказе и т.п.), созданием разных вариантов
изображения, ситуаций, движений, своего начала, конца, новых действий,
характеристик героев и т.п.;
- применением усвоенных ранее способов изображения или
средств выразительности в новой ситуации (для изображения
предметов знакомой формы - на основе овладения мимикой, жестами,
вариациями голосов и т.д.);
- проявлением творческой инициативы.
Из предполагаемого понимания творчества очевидно: для
Стр.1