ка наилучшим образом удовлетворя
ются ежедневным общением с естест
венной предметной средой. <...> И если по
какойто причине ребенок оказывает
ся изолированным от стимулирующей
среды, то он неизбежно страдает от не
достатка стимулов, что проявляется
не только в задержке, но и нарушении
его развития [3]. <...> Выделяются разные виды деприва
ции: экономическая, социальная,
культурная, этическая, материнская,
психическая и др. <...> Она связана с
ограничением удовлетворения потреб
ностей ребенка в приобретении тех
экологических ценностей, которые
признаются обществом. <...> Любая культура, в том числе эко
логическая, содержит ряд моделей,
которые способствуют удовлетворе
нию потребностей и решению жиз
ненных ситуаций. <...> Усваи
вая эти модели, ребенок приобретает
представления о правильном (одобря
емом) экологически целесообразном
поведении. <...> Конечно, ребенок прини
мает экологическую культуру лишь в
определенной мере, а с другой сторо
ны, он сам способствует ее передаче и
ее последующему формированию. <...> Возможна индивидуальная эколо
гическая депривация, т.е. деприва
ция отдельных детей, проживающих
в особых условиях, которые отлича
ются от условий большинства свер
стников, а также депривация группы
детей. <...> Так, в некоторых семьях под
держивается потребность учения в
природе, а в некоторых считается,
что необходимо развивать детей с по
мощью современных информацион
ных технологий. <...> Естественно, дети из
таких семей подругому воспринима
ются педагогами, и можно говорить
об экологической депривации этой
группы детей. <...> В.А. Зебзеева
Решение экологических проблем
многие ученые связывают с необходи
мостью формирования у подрастающе
го поколения экологической культу
ры. <...> Ее развитие определяется уровнем
взаимодействия человека с окружа
ющей средой. <...> В современной научной психолого
педагогической литературе деприва
ция рассматривается как состояние,
возникающее в результате жизненных
ситуаций, когда человеку не предос
тавляется <...>
Экологическая_депривация_и_пути_её_устранения.pdf
Экологическая депривация
и пути ее устранения
В.А. Зебзеева
Решение экологических проблем
многие ученые связывают с необходи
мостью формирования у подрастающе
го поколения экологической культу
ры. Ее развитие определяется уровнем
взаимодействия человека с окружа
ющей средой. Однако городские дети
находятся практически в изоляции от
природы, что приводит к «экологиче
ской депривации». Раскроем смысл
этого понятия.
В современной научной психолого
педагогической литературе деприва
ция рассматривается как состояние,
возникающее в результате жизненных
ситуаций, когда человеку не предос
тавляется возможности для удовлетво
рения его важных психических по
требностей в достаточной мере и в тече
ние длительного времени. Подобные
жизненные ситуации называются деп
ривационными.
Примеров таких ситуаций немало в
истории. Так, известно, что император
Фридрих II (XIII век) отдал детей
нянькам со строгим наказом кормить
грудью, купать, однако избегать разго
воров, ласки, нежностей. Рекрутчина,
солдатчина, в своих истоках – казаче
ство и др. также относятся к подобным
ситуациям. Искусственная деприва
ция как модель воспитания в отрыве от
семьи и без материнской заботы до сих
пор применяется в элитарных учебных
заведениях России, Великобритании,
Франции и США.
Однако депривация может возник
нуть в ответ на неудовлетворенную
потребность даже в условиях семьи.
С 60х годов прошлого века ученые
углубленно изучают взаимодействие
человека и среды. Отмечается, что
психические потребности ребен
1
ка наилучшим образом удовлетворя
ются ежедневным общением с естест
венной предметной средой. И если по
какойто причине ребенок оказывает
ся изолированным от стимулирующей
среды, то он неизбежно страдает от не
достатка стимулов, что проявляется
не только в задержке, но и нарушении
его развития [3].
Выделяются разные виды деприва
ции: экономическая, социальная,
культурная, этическая, материнская,
психическая и др. Однако сегодня на
ряду с ними следует выделить и эколо
гическую депривацию. Она связана с
ограничением удовлетворения потреб
ностей ребенка в приобретении тех
экологических ценностей, которые
признаются обществом.
Любая культура, в том числе эко
логическая, содержит ряд моделей,
которые способствуют удовлетворе
нию потребностей и решению жиз
ненных ситуаций. Подобные модели
сохраняются в преданиях, сказках,
пословицах, играх и игрушках, в ху
дожественных произведениях. Они
передаются устно и письменно как
поучения для воспитанников. Усваи
вая эти модели, ребенок приобретает
представления о правильном (одобря
емом) экологически целесообразном
поведении. Конечно, ребенок прини
мает экологическую культуру лишь в
определенной мере, а с другой сторо
ны, он сам способствует ее передаче и
ее последующему формированию.
Возможна индивидуальная эколо
гическая депривация, т.е. деприва
ция отдельных детей, проживающих
в особых условиях, которые отлича
ются от условий большинства свер
стников, а также депривация группы
детей. Так, в некоторых семьях под
держивается потребность учения в
природе, а в некоторых считается,
что необходимо развивать детей с по
мощью современных информацион
ных технологий. Естественно, дети из
таких семей подругому воспринима
ются педагогами, и можно говорить
об экологической депривации этой
группы детей.
Стр.1