Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635043)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Психологические особенности самоотношения как фактора психического развития проблемных подростков (150,00 руб.)

0   0
Первый авторТалипова
ИздательствоПознание
Страниц252
ID208418
АннотацияВ монографии анализируются результаты теоретико-прикладного иссле- дования ядерного образования личности старшего подростка – самоотношения. Многоплановое, многоаспектное изучение психологических особенностей самоот- ношения старших подростков с задержкой психического развития дает ценный фак- тический материал, характеризующий структуру их самоотношения с содержатель- ной стороны, и существенно пополняет знания в области специальной психологии о специфике личностного становления этой категории детей. Для специалистов в области специальной, возрастной, педагогической пси- хологии и педагогики, студентов психологических факультетов университетов и институтов. Представленные в монографии методы диагностики структурных ком- понентов самосознания и рекомендации по оптимизации его формирования могут быть полезны практическим психологам, учителям специализированных и общеоб- разовательных детских учреждений
ISBN978-5-8399-0311-1
УДК159.922.8
ББК88.8
Талипова, О.А. Психологические особенности самоотношения как фактора психического развития проблемных подростков / О.А. Талипова .— Казань : Познание, 2009 .— 252 с. — ISBN 978-5-8399-0311-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/208418 (дата обращения: 04.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

О.А. ТАЛИПОВА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОРА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРОБЛЕМНЫХ ПОДРОСТКОВ Казань Познание 2009 УДК 159.922.8 ББК 88.8 Т16 Печатается по решению редакционно-издательского совета Института экономики, управления и права (г. Казань) Рецензенты: доктор психологических наук, заведующий кафедрой общей психологии Нижегородского государственного педагогического университета Т.Н. Князева; кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры специальной психологии Института специального образования Уральского государственного педагогического университета С.Л. Мазалова Т16 Талипова, О.А. Психологические особенности самоотношения как фактора психического развития проблемных подростков / О.А. Талипова. <...> ISBN 978-5-8399-0311-1 В монографии анализируются результаты теоретико-прикладного исследования ядерного образования личности старшего подростка – самоотношения. <...> Психологические особенности самоотношения старших подростков с задержкой психического развития в сравнении с нормально развивающимися сверстниками������������������������������������������67 ГЛАВА IV. <...> Взаимосвязь самоотношения подростков и эмоционального отношения к ближайшему социальному окружению�����������������������������86 <...> Самоотношение, являясь ядерным образованием личности старшего подростка, по мнению ведущих отечественных и зарубежных ученых, оказывает регулирующее влияние практически на все аспекты его поведения и играет главную роль в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в способах формирования и разрешения кризисных ситуаций. <...> У.В. Ульенковой и других отмечается, что у многих учащихся с задержкой психического развития отмечаются нарушения поведения, неадекватное представление о своей личности и окружающей действительности, что, несомненно, приводит к невозможности успешно адаптироваться в обществе <...>
Психологические_особенности_самоотношения_как_фактора_психического_развития_проблемных_подростков.pdf
Институт экономики, управления и права (г. Казань) О.А. ТАЛИПОВА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОРА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРОБЛЕМНЫХ ПОДРОСТКОВ Казань Познание 2009
Стр.1
УДК 159.922.8 ББК 88.8 Т16 Печатается по решению редакционно-издательского совета Института экономики, управления и права (г. Казань) Рецензенты: доктор психологических наук, заведующий кафедрой общей психологии Нижегородского государственного педагогического университета Т.Н. Князева; кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры специальной психологии Института специального образования Уральского государственного педагогического университета С.Л. Мазалова Талипова, О.А. Т16 Психологические особенности самоотношения как фактора психического развития проблемных подростков / О.А. Талипова. – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2009. – 252 с. ISBN 978-5-8399-0311-1 В монографии анализируются результаты теоретико-прикладного исследования ядерного образования личности старшего подростка – самоотношения. Многоплановое, многоаспектное изучение психологических особенностей самоотношения старших подростков с задержкой психического развития дает ценный фактический материал, характеризующий структуру их самоотношения с содержательной стороны, и существенно пополняет знания в области специальной психологии о специфике личностного становления этой категории детей. Для специалистов в области специальной, возрастной, педагогической психологии и педагогики, студентов психологических факультетов университетов и институтов. Представленные в монографии методы диагностики структурных компонентов самосознания и рекомендации по оптимизации его формирования могут быть полезны практическим психологам, учителям специализированных и общеобразовательных детских учреждений. УДК 159.922.8 ББК 88.8 ISBN 978-5-8399-0311-1 © Институт экономики, управления и права (г. Казань), 2009 © Талипова О.А., 2009
Стр.2
Оглавление ВВЕДЕНИЕ ........................................................................................................5 ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА САМООТНОШЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ ..............9 1.1. Самоотношение в структуре самосознания ........................................9 1.2. Проблема самоотношения в исследованиях по возрастной и педагогической психологии ..........................................20 ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ .......................................37 2.1. История изучения детей с задержкой психического развития ........37 2.2. Личностные особенности подростков с задержкой психического развития .........................................................43 ГЛАВА III. СПЕЦИФИКА САМООТНОШЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ...........61 3.1. Общая программа эмпирического изучения самоотношения старших подростков с задержкой психического развития ....................61 3.2. Психологические особенности самоотношения старших подростков с задержкой психического развития в сравнении с нормально развивающимися сверстниками ..........................................67 ГЛАВА IV. РОЛЬ БЛИЖАЙШЕГО СОЦИАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ САМООТНОШЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ...........86 4.1. Взаимосвязь самоотношения подростков и эмоционального отношения к ближайшему социальному окружению .............................86 4.2. Влияние родительского отношения на самоотношение старших подростков ..................................................................................96 4.3. Влияние отношения одноклассников и учителей на самоотношение старших подростков ...............................................109 4.4. Взаимосвязь самоотношения старших подростков и предполагаемого отношения со стороны ближайшего социального окружения ...........................................................................116 3
Стр.3
ГЛАВА V. ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО‑РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОМОЩИ ПОДРОСТКАМ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С УЧЕТОМ ВЫЯВЛЕННЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ..........................................................133 5.1. Интегративные данные о специфических особенностях самоотношения старших подростков с задержкой психического развития ....................................................................................................133 5.2. Рекомендации по оптимизации процесса формирования позитивного самоотношения и адекватной личностной самооценки старших подростков с задержкой психического развития .....................................................................................................142 ЗАКЛЮЧЕНИЕ .............................................................................................154 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК .........................................................157 ПРИЛОЖЕНИЯ .............................................................................................175 4
Стр.4
Выдающемуся ученому Ульенковой Ульяне Васильевне с благодарностью посвящается ВВЕДЕНИЕ Научное изучение самоотношения личности является важнейшей психологической проблемой. Она сохраняет свою актуальность в связи с широким кругом проблем, связанных с формированием зрелой, адаптивной личности. Самоотношение, являясь ядерным образованием личности старшего подростка, по мнению ведущих отечественных и зарубежных ученых, оказывает регулирующее влияние практически на все аспекты его поведения и играет главную роль в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в способах формирования и разрешения кризисных ситуаций. В отечественной и зарубежной психологии самоотношение чаще всего рассматривается как эмоциональный компонент самосознания, который, с одной стороны, опирается на самопознание, а с другой – создает главные предпосылки для формирования саморегуляции, самоактуализации и саморазвития. Ведущую роль самоотношения в развитии личности освещают такие отечественные и зарубежные ученые, как К.А. Абульханова-Славская; Б.Г. Ананьев, 1980; Р. Бернс, 1986; А.А. Бодалев, 1987; Л.И. Божович, 1968; 1978, Л.С. Выготский, 1983; И.С. Кон, 1978; А.Н. Леонтьев, 1983; М.И. Лисина, 1986; А.И. Липкина, 1974; Н.А. Менчинская, 1989; С.Р. Пантилеев, 1991; А.М. Прихожан, 1984; В.Ф. Сафин, 1986; Е.Т. Соколова, 1983; В.В. Столин, 1983, 1985; К. Роджерс, 1959; М. Розенберг, 1965; С.Л. Рубинштейн, 1990; У.В. Ульенкова, 1994; К. Хорни, 1937; П.Р. Чамата, 1960, 1966; И.И. Чеснокова 1977, 1978; и другие. Многими из них рассматриваются вопросы онтогенеза самоотношения, а также значимые механизмы нарушения нормального развития личности. Некоторые психологи рассматривают самоотношение как фактор психического здоровья, обращая внимание на то, что сфера самоотношения поражается одной из первых при нарушениях в развитии. Результаты научных исследований последних лет свидетельствуют о том, что наиболее многочисленной, но в то же время наиболее обездоленной в плане реабилитации потенциала психического развития и 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ