УДК 159.922.8
ББК 88.8
Т16
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Института экономики, управления и права (г. Казань)
Рецензенты:
доктор психологических наук,
заведующий кафедрой общей психологии Нижегородского государственного
педагогического университета Т.Н. Князева;
кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры специальной
психологии Института специального образования Уральского государственного
педагогического университета С.Л. Мазалова
Талипова, О.А.
Т16 Психологические особенности самоотношения как фактора психического
развития проблемных подростков / О.А. Талипова. – Казань: Изд-во
«Познание» Института экономики, управления и права, 2009. – 252 с.
ISBN 978-5-8399-0311-1
В монографии анализируются результаты теоретико-прикладного исследования
ядерного образования личности старшего подростка – самоотношения.
Многоплановое, многоаспектное изучение психологических особенностей самоотношения
старших подростков с задержкой психического развития дает ценный фактический
материал, характеризующий структуру их самоотношения с содержательной
стороны, и существенно пополняет знания в области специальной психологии
о специфике личностного становления этой категории детей.
Для специалистов в области специальной, возрастной, педагогической психологии
и педагогики, студентов психологических факультетов университетов и
институтов. Представленные в монографии методы диагностики структурных компонентов
самосознания и рекомендации по оптимизации его формирования могут
быть полезны практическим психологам, учителям специализированных и общеобразовательных
детских учреждений.
УДК 159.922.8
ББК 88.8
ISBN 978-5-8399-0311-1
© Институт экономики, управления
и права (г. Казань), 2009
© Талипова О.А., 2009
Стр.2
Выдающемуся ученому
Ульенковой Ульяне Васильевне
с благодарностью посвящается
ВВЕДЕНИЕ
Научное изучение самоотношения личности является важнейшей
психологической проблемой. Она сохраняет свою актуальность в связи
с широким кругом проблем, связанных с формированием зрелой,
адаптивной личности. Самоотношение, являясь ядерным образованием
личности старшего подростка, по мнению ведущих отечественных и
зарубежных ученых, оказывает регулирующее влияние практически на
все аспекты его поведения и играет главную роль в установлении межличностных
отношений, в постановке и достижении целей, в способах
формирования и разрешения кризисных ситуаций.
В отечественной и зарубежной психологии самоотношение чаще
всего рассматривается как эмоциональный компонент самосознания,
который, с одной стороны, опирается на самопознание, а с другой
– создает главные предпосылки для формирования саморегуляции,
самоактуализации и саморазвития. Ведущую роль самоотношения в
развитии личности освещают такие отечественные и зарубежные ученые,
как К.А. Абульханова-Славская; Б.Г. Ананьев, 1980; Р. Бернс, 1986;
А.А. Бодалев, 1987; Л.И. Божович, 1968; 1978, Л.С. Выготский, 1983;
И.С. Кон, 1978; А.Н. Леонтьев, 1983; М.И. Лисина, 1986; А.И. Липкина,
1974; Н.А. Менчинская, 1989; С.Р. Пантилеев, 1991; А.М. Прихожан,
1984; В.Ф. Сафин, 1986; Е.Т. Соколова, 1983; В.В. Столин, 1983, 1985;
К. Роджерс, 1959; М. Розенберг, 1965; С.Л. Рубинштейн, 1990; У.В. Ульенкова,
1994; К. Хорни, 1937; П.Р. Чамата, 1960, 1966; И.И. Чеснокова
1977, 1978; и другие. Многими из них рассматриваются вопросы онтогенеза
самоотношения, а также значимые механизмы нарушения
нормального развития личности. Некоторые психологи рассматривают
самоотношение как фактор психического здоровья, обращая внимание
на то, что сфера самоотношения поражается одной из первых при нарушениях
в развитии.
Результаты научных исследований последних лет свидетельствуют
о том, что наиболее многочисленной, но в то же время наиболее обездоленной
в плане реабилитации потенциала психического развития и
5
Стр.5