Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Юридический факультет
Юридические записки
студенческого
научного общества
Сборник статей
Выпуск 5
Ярославль 2005
Стр.1
УДК 34 (06)
ББК Х62
Ю70
Ю70
Юридические записки студенческого научного общества: сб.
статей. Вып. 5. / Отв. ред. канд. юрид. наук Л.А. Чувакова;
Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2005. – 71 с.
Сборник продолжает традицию ежегодного опубликования материалов
студенческой научной конференции, посвященной актуальным
проблемам правоведения.
УДК 34 (06)
ББК Х62
Редакционная коллегия:
канд. юрид. наук Л.А. Чувакова (отв. редактор),
д-р юрид. наук М.В. Лушникова,
д-р юрид. наук В.Н. Карташов,
д-р юрид. наук Л.Л. Кругликов,
канд. юрид. наук В.В. Бутнев.
© Ярославский
государственный
университет, 2005
2
Стр.2
Актуальные проблемы теории
и истории государства и права
Н.И. Магомедова
Науч. рук. – проф. В.Н. Карташов
Правовая культура студента-юриста
Проблема, поднятая нами, актуальна везде, во всем мире, так как
вопрос о культуре, образовании, правосознании, к которым близко
примыкает правовая культура (далее – ПК), встает повсюду, и автора,
проживающего в России, не могут не волновать проблемы современной
отечественной культуры.
Рассмотрев материалы о сущности ПК, ее видах и функциях, собранные
В.Н. Карташовым, В.П. Сальниковым и другими авторами, мы
пришли к выводу, что ПК студента-юриста является разновидностью
ПК личности (далее – ПКЛ), которая, в свою очередь, выступает в качестве
подвида ПК.
Проанализировав ПКЛ, ее составные элементы и уровни по научным
работам отечественных авторов, мы пришли к следующим выводам:
1.
Говоря о структурных элементах ПК студента-юриста (поведенческий,
психологический, идеологический), следует сказать, что у него
не в полной мере сформирован идеологический ее компонент.
2. Немногие студенты-юристы имеют надлежащее представление о
гражданско-правовой активности, часто избегают ее, придерживаясь
пассивного поведения. Однако, выбрав профессию юриста и поступив
на юридический факультет, они уже сознательно проявили некоторую
активность.
3. Не в полной мере реализуются функции ПК студента-юриста, а
именно: компенсационная, прогностическая, интегративная функции и
другие. Одной из целей обучения является повышение функционирования
ПК-студента в надлежащей степени.
4. ПК студента-юриста находится на уровне ниже, чем профессиональный,
и выше, чем обыденный. После окончания вуза его ПК повысится
и будет профессиональной, что не исключает в дальнейшем и
развития ее теоретического уровня.
3
Стр.3
В.А. Шувалова
Науч. рук. – проф. В.Н. Карташов
Закрепление института экстрадиции
в российском и зарубежном законодательстве
Экстрадиция – это основанный на международных договорах и общепризнанных
принципах международного права акт правовой помощи,
состоящий в выдаче обвиняемого или осужденного государством, на
территории которого он находится, требующему его выдачи государству,
на территории которого данное лицо совершило преступление, или
государству, потерпевшему от преступления, для привлечения его к уголовной
ответственности или для приведения в исполнение приговора.
Важнейшую роль в регулировании вопросов экстрадиции играют
международные нормы, содержащиеся в двусторонних и многосторонних
договорах. Особое место в этом ряду занимает Европейская конвенция
о выдаче, принятая Советом Европы в 1957 г., и два Дополнительных
протокола к ней. Конвенция 1957 г. допускает использование своего
«единообразного законодательства» или «специальной системы» (данная
норма уже используется скандинавскими странами, а также Ирландией и
Соединенным Королевством). Отношения стран – участниц СНГ призвана
регулировать Минская конвенция о правовой помощи по гражданским,
семейным и уголовным делам 1993 г. Но пока говорить об использовании
этими странами своей специальной системы рано.
Выделяют две группы норм в регламентации института выдачи:
1) европейская (страны континентальной Европы; ряд стран Латинской
Америки; бывшие колонии европейских стран; РФ). Она основана
на соблюдении следующих принципов: невыдача своих граждан, невыдача
за политические преступления, принципы специализации и двойной
криминальности;
2) англо-американская (США, Канада, Великобритания и др.). Она
не признает непреложности данных принципов. Главная задача – обеспечение
неотвратимости наказания даже путем «либерального толкования»
законов.
Эти различия нужно учитывать при применении данных норм на
практике, иначе возможны различные конфликты.
В РФ нормы о выдаче закреплены в Конституции, УК, УПК. Но
существует ряд расхождений норм внутреннего права РФ по вопросам
выдачи с международными нормами.
4
Стр.4
Регламентируя этот институт, страны должны следовать цели повышения
эффективности борьбы с преступностью, устраняя возникающие
в этой области проблемы.
И.А. Басалаева
Науч. рук. – ассист. Н.С. Казанков
Проблема судебного прецедента в РФ
Юридическая наука нашей страны занимается уже не одно десятилетие
проблемами судебной практики. На повестке дня стоит вопрос о
том, может ли решение российского суда рассматриваться как прецедент,
т. е. такое решение по конкретному делу, которое стало общеобязательным
для всех судов при рассмотрении аналогичных дел. В этом
процессе важную роль играет положение суда в иерархии, так как
именно от этого зависит сила прецедента. Любой суд обязан следовать
прецеденту вышестоящего суда, а также связан своими собственными
решениями и решениями судов равной юрисдикции.
В законодательстве РФ не содержится норм, которые предписывали
бы российским судам осуществлять правотворческую деятельность.
Исключение составляют лишь случаи, когда сам законодатель предписывает
суду давать толкование некоторым понятиям, когда существует
неясность и противоречивость законодательных актов и т.д. Но на
практике дело обстоит совсем иначе, и три высших судебных органа
Российской Федерации – Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный
Суд РФ и Конституционный Суд РФ – не только занимаются толкованием
законов, что они вправе делать, но и создают новые правовые
нормы, обязательные для применения нижестоящими судами. Но, несмотря
на это, суды не должны подменять законодателя; нормотворчество
судов противоречит концепции разделения властей. Острота проблемы
судебного прецедента связана также с деятельностью судов
общей юрисдикции. Характер прецедента имеют и судебные решения
высших судов России, а также ряд подписанных Россией международно-правовых
документов.
Все эти факты заставляют задуматься над ролью судебной практики
в РФ и над тем, применимо ли вообще использование понятия «судебный
прецедент» в российской действительности.
Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что в РФ
существует практика судебных прецедентов, но говорить о роли преце5
Стр.5